Проект «Здоровые зубы-красивая улыбка. Красивая улыбка и здоровые зубы – это просто Здоровые зубы здоровая улыбка

Открытый классный час во 2-3 классе

Тема: «Здоровые зубы – красивая улыбка»

Цель:

Продолжить формировать представление детей о здоровье, как одной из ценностей жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей основным правилам ухода за зубами, расширять кругозор детей.

2. Познакомить с мероприятиями по профилактике зубных заболеваний.

3. Продолжить формировать навыки личной гигиены, здорового питания,

Коррекционно-развивающие:

1. Корригировать мыслительную деятельность, речевую деятельность (через хоровое проговаривание)

2. Корригировать общую и мелкую моторику (развивать координацию движений рук, зрительно-двигательную координацию посредством игры).

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

2. Воспитывать инициативность, самостоятельность, дисциплинированность (общие игровые моменты).

3. Воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки и творческого мышления.

Знакомство учащихся с основными правилами ухода за зубами и полости рта.

Способствовать развитию у учащихся основных навыков самообслуживания, умения предотвращать заболевание ротовой полости; привитие навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Развивать память, внимание, мышление, речь, воображение учащихся.

Оборудование: рисунки зубов (рот со здоровыми зубами, рот с испорченными зубами), выставка зубные щётки, зубная паста, зубочистки, аудиозапись песни «От улыбки», весёлая песня про зубную щётку и зубки.

1. Организационный момент.

Повторение основного девиза «Уроков здоровья»

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

2. Введение в деятельность.

Ребята, на наших занятиях мы узнаём, как сохранить и укрепить наше здоровье.

Звучит фрагмент песни «От улыбки»

Какая песня прозвучала?

В этой песне есть такие слова «От улыбки станет всем теплей»

Как вы понимаете смысл этих слов? (улыбка дарит радость, поднимает настроение)

Ребята, а какую улыбку можно назвать красивой? (Добрая, открытая, радостная, нежная, с красивыми зубами,… - ответы детей) Красиво улыбаться надо уметь. Подарите улыбку друг другу, учителю, гостям .

Отгадайте загадку: « Полон хлевец белых овец» (зубы). Значит сегодня мы будем говорить о чём?

Посмотрите фотографии, на которых люди улыбаются. Улыбнитесь друг другу. Что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент? (Зубы)

- У этих улыбающихся людей ослепительные, красивые улыбки! Это потому, что у них здоровые, а значит, красивые зубы.

Однако, просмотрев эти фотографии, мы можем убедиться что, не на всякие зубы приятно смотреть.

3. Работа по теме.

«Функции зубов».

У вас на партах лежат зеркала. Возьмите зеркало в руки и рассмотрите свои зубки. Будьте аккуратны при работе с зеркалом.

Посмотрели, аккуратно положили зеркала на место.

Пощупайте язычком свои зубы и дёсны, опишите, что вы почувствовали? Какие они? (Гладкие, твёрдые острые. Передние зубы имеют острые края, а задние бугристую поверхность )

Все ли зубы имеют одинаковую форму?

Зачем человеку зубы?

1. Зубы откусывают и пережёвывают пищу.

Чтобы пища лучше переваривалась, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами.

2. Зубы помогают правильно говорить.

Попробуйте сказать слова не касаясь языком передних зубов: «дом», класс, «стол», своё имя. Сделайте вывод, зачем нужны зубы?

- Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для нормальной речи.

3. Здоровые зубы украшают лицо человека.

Нельзя также упускать из виду и того, что здоровые зубы служат украшением лица, больные же зубы или отсутствие зубов нарушает правильность черт лица, делает лицо некрасивым.

Обычаи, связанные с выпадением зубов.

В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка взять старый зуб и принести новый. Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они». (Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы).

У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит: «Чёрная птица, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый». (Чёрная птица символизирует удачу). В России тоже зовут мышку, а зуб принято класть на печку или под подушку.

Форма зубов

Возьмите в руки зеркала и рассмотрите форму зубов.

Рассмотрим макет зубов. Вы уже сказали, что не все зубы одинаковые. Почему?

Передние зубы имеют острый режущий край.

Что мы делаем с помощью передних зубов?

С помощью передних зубов мы откусываем пищу, словно отрезая её.

Как называются передние зубы? (Резцы).

А что мы делаем с помощью угловых зубов с заострёнными концами?

Эти зубы немного длиннее остальных зубов, что позволяет им легко входить в пищу и удерживать её при пережевывании.

Как называются эти зубы? (Это клыки).

Что мы делаем с помощью боковых зубов?

Они служат для размельчения, перемалывания пищи.

Как называются эти зубы? (Это малые и большие коренные зубы.)

Давайте сделаем вывод, отчего зависит форма зубов?

Форма зубов зависит от их функций. Пища бывает жидкой и твёрдой, поэтому и зубы разные.

Исследовательская работа. «Влияние зубной пасты на прочность зубов»

Абдуллин А.

(Работа с рисунком «Строение зуба»

Зуб – это живой организм. Каждый зуб состоит из трёх основных частей. Вот так зуб выглядит изнутри. Давайте вспомним строение зуба.

В полости рта мы видим только часть зуба, которая называется коронкой. В челюсти зуб закрепляется корнем. Часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем называется – шейка, она прикрыта десной. В самой серединке зуба находится мягкая ткань – пульпа. В ней проходят нервы и кровеносные сосуды. Они приносят клеткам зуба питательные вещества и благодаря им зуб чувствует тепло и холод.

Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждения.)

А теперь давайте ещё раз посмотрим на рисунок зуба в разрезе и заполним пропуски в предложении.

1. Мы видим часть зуба, которая называется ………………(коронкой)

2. Остальная часть зуба находится в ……………. (шейке)

3. ………….. прочно удерживает зуб в челюсти. (корень)

4. ………….. очень твёрдая и защищает зуб. (эмаль)

5. В ………. находятся кровеносные сосуды и нервы. (Пульпа)

Вся пища попадает в наш организм через ротовую полость. Таким образом, в течение дня на наших зубах образуется налёт и если за зубами не ухаживать, то этот налёт разрастается и превращается в монстра – кариес, который разрушает зуб, появляется дырочка. Дырка в зубе – всегда больно. А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…

Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные -
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?...
Как вы думаете,
- Как вы думаете, почему заболели зубы у Любы? (плохо ухаживала за ними )

А что посоветовали бы вы в этой ситуации? (обращаться к врачу)

Как называется врач, который лечит зубы? (стоматолог)

Надо ли ухаживать за молочными зубами?

Надо оберегать от заболевания не только постоянные зубы, но и легко подвергающие порче молочные зубы, так как наличие больного молочного зуба вредно отражается и на постоянных зубах. В вашем возрасте как раз идёт замена молочных зубов на постоянные, поэтому за зубами необходимо ухаживать особенно тщательно.

Сохранение зубов является одним из важных условий сохранения здоровья всего организма в целом. Зубы, как известно, необходимы для пережёвывания пищи. Хорошо пережёванная пища легко проглатывается, хорошо переваривается, хорошо усваивается организмом. Плохо разжёванная пища плохо усваивается, нарушает нормальную деятельность органов пищеварения, нередко приводит к заболеваниям желудка и кишечника. Болезнетворные микробы, гнездящиеся в больном, разрушающемся зубе, могут быть причиной различных заболеваний.

Важнейшим средством сохранения зубов являются: полноценное питание, правильный уход.

Основные требования к уходу за зубами.

Что же надо делать для того, чтобы зубы не портились и какие меры можно предпринять, чтобы не дать монстру-кариесу разрастись и повредить зуб? (необходимо заботиться о зубах)

Практикум «Почистим зубы»

Назовите главных помощников сохранения зубов здоровыми. (Зубная щётка, зубная паста)

Давайте послушаем песню про зубную щетку и зубки. (Вместе)

Почему мы пользуемся именно зубной пастой, а не мылом, например?

Зубная паста содержит фтор – специально вещество, которое предотвращает появление и развитие кариеса.

Только ли зубной пастой можно чистить зубы?

Есть зубные порошки, зубные эликсиры – оказывают противокариозное и ранозаживляющее действие, зубные нити – флоссы – удаляют налёт и остатки пищи из промежутков между зубами.

Что нужно делать, если зуб всё же заболел?

Зубные врачи – стоматологи – знают:

- как помочь при зубной боли

- как некрасивые зубы сделать красивыми!

Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!

4. Закрепление

  • Ешьте фрукты и овощи.
  • Не злоупотребляйте сахаром и сладостями!
  • Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном.
  • Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!
  • Дважды в год посещайте стоматолога.
  • И у вас будет ослепительная улыбка!

А сейчас мы поиграем, а заодно и проверим, как вы усвоили сегодняшний материал.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: «Нет, нет, нет!»

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Нет, нет, нет.

Говорила маме Люба:

«Я не буду чистить зубы»

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?

Нет!

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Почему за зубами нужно ухаживать?

Сколько раз в день необходимо чистить зубы? Почему?

Какая пища для зубов полезна?

Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу)

К какому врачу нужно идти? (стоматолог)

5. Итог урока.

Красивая улыбка – это одна из составляющих вашего здоровья и уверенности в себе. Здоровая полость рта – это неотъемлемая часть здоровья организма в целом. Поэтому не оставляйте уход за зубами на потом. Уделяйте зубам должное внимание, чистите их утром и вечером, а также полоскайте рот после каждого приема пищи. Здоровые зубы, не те, которые хорошо лечат, а те, за которыми постоянно и хорошо ухаживают. Если вы хотите стать обладателем здоровых и красивых зубов, нужно просто пользоваться всеми правилами гигиены зубов и полости рта. Не забывайте, что ваше здоровье – в ваших руках.

- В начале урока вы мне сказали, что красивая улыбка – это добрая, хорошая улыбка. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше человек будут радоваться жизни вместе с нами! Давайте чаще улыбаться!

Если только рассмеяться,

То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!

Подарите улыбки гостям.

Памятки по ухаживанию за зубами, зубные пасты и щётки учащимся

6. Домашнее задание.

1. Выполнять все требования по уходу за полостью рта.


Татьяна Макарова

Тип проекта : познавательно-исследовательский, практико-ориентированный

Длительность проекта : краткосрочный (3 дня)

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги и сотрудники ДОО, родители.

Актуальность:

Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Красота, как известно, требует жертв, а здоровье зубов – бережного отношения и регулярного ухода.

Каждый человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знания эти часто оказываются поверхностными. Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся в будущем причиной проблем.

Зубы вырастают всего два раза в жизни, а потому, не заботясь о них должным образом, можно распрощаться с большей их частью, даже не достигнув преклонного возраста. А ведь каждому понятно, что без зубов нельзя вести полноценную жизнь. Вопреки сложившемуся мнению, ухаживать за полостью рта очень просто – необходимые каждодневные процедуры отнимут не более 15-20 минут.

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения, 92% людей во всем мире неправильно чистит зубы, следовательно, взрослые неправильно учат чистить зубы и своих детей. Только единицы обращают внимание на то, что детская ротовая полость имеет существенные отличия от полости взрослого, а значит, и гигиена молочных зубов тоже отличается. Кроме того, именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям, со строением и уязвимой структурой самого зуба и с другими факторами.

Предварительно проведенное анкетирование родителей воспитанников, подтвердило мое предположение о том, что гигиена полости рта в семье осуществляется не в системе, то есть ребенок чистит зубы только утром, или только вечером, или не чистит вообще, ему не прививается привычка полоскать рот после каждого приема пищи, родители низко оценивают собственный опыт по приобщению своего ребенка к культуре ухода за зубами (не рассказывают как они сами, когда были маленькие, познакомились с зубной щеткой и зубной пастой, как первый раз ходили в стоматологический кабинет и т. д.).

Поэтому педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку постоянно следить за гигиеной полости рта. Так как гигиене полости рта нужно уделять особое внимание, то более осмысленной формой работы в данном направлении будет являться проект. Проектный метод работы дает возможность обучающимся подробно, глубоко и всесторонне изучить проблему, быть активным участником в реализации этапов проекта, а не просто слушателем.

Проблема: у детей недостаточно знаний о необходимости ухода за полостью рта.

Гипотеза : если соблюдать правила гигиены и питания, употреблять все необходимые организму витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит и сохранить своё здоровье.

Цель:

Формирование личностной ответственности за сохранение своих здоровых зубов в повседневной жизни.

Задачи:

Расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах.

Обучить правильной технике чистки зубов.

Формировать знания о полезных продуктах для зубов.

Обогатить словарный запас и объяснить значение новых слов.

Стимулировать развитие ответственности за свое здоровье.

Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Ожидаемые результаты:

У детей сформированы начальные представление о значении зубов для организма;

Овладение детьми элементарными умениями и навыками ухода за полостью рта;

Дети правильно и последовательно чистят зубы, пользуются зубной щеткой;

У детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для зубов;

У детей формируется осознанное отношение к своему здоровью.

Информационно-техническое обеспечение:

интернет

компьютер

мультимедийная установка.

Формы организации детей:

изучение литературы, поиск информации в сети интернет

социологическое исследование (анкетирование детей и родителей)

чтение художественной литературы

экскурсия в мед. кабинет

экспериментально- исследовательская деятельность с яйцом и уксусом

гость группы врач-стоматолог

дидактические игры

выставки коллажей, листовок, подготовленных совместно с родителями

рассматривание альбомов, плакатов о полезных и вредных продуктах

просмотр мультфильмов

просмотр презентаций

Этапы работы над проектом:

I этап: подготовительный

Постановка проблемы.

Выдвижение детьми собственных гипотез.

Постановка цели и задач, определение направлений работы.

Изучение и подбор литературы

Предварительная работа с педагогами (подборка соответствующих бесед, наблюдений, дидактических игр, режиссерских игр, планирование различных видов деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-творческая, игровая).

Выбор оборудования и материалов.

II этап : практический-решение поставленных задач различными методами и приемами во всех видах детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, экспериментальная, изобразительная, восприятие художественной литературы, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная, трудовая). Организация совместной деятельности с детьми, самостоятельной деятельности детей, взаимодействие с родителями воспитанников.

III этап : заключительный-обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций, презентация проекта.

План реализации проекта

1 д ень Беседа «Что делает улыбку красивой»

Анкетирование детей.

Анкетирование родителей

Рассматривание энциклопедий «Самая полная энциклопедия научных опытов», «Все обо всем», «Простая наука»

Рассматривание картин, фотографий, таблицы «Строение зубов»

Чтение сказки Коростылева В. Н. «Королева Зубная Щетка», Чуковского К. И. «Мойдодыр», П. Прядкин «Доктор маме говорил»

Ситуативный разговор: «Кто прячется во рту и как за ним ухаживать»

Дидактическая игра «Академия Здоровья»

Дидактическое упражнение «Что есть во рту»

Заседание «Клуба Почемучек»

Исследовательская деятельность: самообследование ротовой полости

Изобразительная деятельность: рисование «Моя зубная щетка», «Моя улыбка».

Просмотр мультфильма «Птичка Тари» (дома)

2 д ень Беседа: «Жевательная резинка-вред или польза»

Экскурсия в мед. кабинет

Ситуативный разговор: «Моя зубная щетка»

Просмотр презентации «Уход за зубами»

Гость группы: врач-стоматолог Силивеева А. М. :

Рассказ об уходе за полостью рта

Загадки и пословицы

Обследование зуба человека

Рассматривание стоматологических инструментов

Обследование муляжа челюсти человека

Эксперимент «Как правильно чистить зубы» (с помощью расчески, ваты и зубной щетки)

Эксперимент: «Поставь пломбу»

Чтение стихов С. Войтюк «Беззубый джентельмен», А. Барто «Мы с Тамарой», Дж. Рум «Чистм зубки»

Дидактическое упражнение «Что полезно для зубов»

Режиссерские игры: «Стоматология», «Мы-исследователи»

Изобразительная деятельность: аппликация «Помощники королевы Зубной Щетки»

Экспериментальная деятельность-опыты с яйцом и уксусом

Просмотр мультфильмов из серии «Зачем нужно чистить зубы» (дома)

3 д ень Беседа : «Здоровые зубы-здоровью любы», «Каждому щетка зубная нужна, чтоб белоснежной улыбка была»

Чтение сказки И. Гуриной «Анюткина зубная Фея»; «Сказка про Зубную Фею и вредный кариес», Е. Орловскаяя «Сказка про зубную феечку»

Ситуативный разговор: «Полезная и вредная еда для наших зубов»

Динамическое упражнение-логоритмика

О. Боромыковой «Моемся, чистим зубы»

Ручной труд: атрибуты для игры «Стоматология», «Врача вызывали»

Художественно-творческая деятельность: коллаж «От улыбки станет всем светлей»Экспериментальная деятельность: «Какой зуб сильнее»]Просмотр презентации «Где живут витамины»

Просмотр мультфильма «Добрый Доктор Стоматолог» (дома)

Результативность проекта:

Проработав данную тему, мы пришли к единому мнению, что наша гипотеза нашла свое подтверждение в том, что нерегулярный уход за полостью рта приводит к заболеванию и разрушению зубов.

Вредные продукты оказывают губительное действие на состояние зубов.

По результатам проделанной работы мы составили советы для ребят нашей группы и ребят-дошкольников в нашем детском саду:

1. Чистить зубы необходимо 2 раза в день.

2. Пользоваться только своей зубной щеткой.

3. После еды всегда полоскать рот водой.

4. Не ковырять в зубах острыми предметами.

5. Не грызть зубами орехи, твердые конфета, сахар.

6. Посещать стоматолога не менее двух раз в год.

Риски

1. Низкий уровень познавательного развития детей.

2. Недостаточная заинтересованность, активность родителей.

3. Вероятность упущения отдельных направлений проекта из-за большого объема изучаемого материала.

Продукт проектной деятельности:

Дидактические игры «Четвертый лишний», «Собери картинку»

Плакат «Полезные продукты для зубов»

Буклет для родителей «Здоровые зубы-красивая улыбка»


















Ничто не украшает человека, как его улыбка, которая способна придать необыкновенный шарм и симпатию, и даже поднять настроение! Но о безупречной улыбке не может быть и речи, если человек не следит за своих зубов. Ведь зубы - как визитная карточка человека - сигнализируют не только о внешнем состоянии полости рта, но и в целом о здоровье всего организма. Поэтому очень важно следить за своими зубами!

Итак, следует запомнить самые важные правила:

Правило № 1

Все еще никто не отменял правила чистить зубы после каждого приема еды. Ведь остатки пищи остаются на зубах, тем самым разрушая их. Но если нет возможности чистить зубы каждый раз после еды, то можно воспользоваться зубной нитью, которая продается в аптеках, или жевательной резинкой без сахара.

Правило № 2

Чистить зубы нужно не менее трех минут! Не лишним будет также чистка поверхности языка, где обычно микробов бывает не меньше, чем на зубах.

Правило № 3

Пользуйтесь ополаскивателем для зубов - он отлично освежает дыхание, размягчает налет на зубах и защищает полость рта от бактерий.

Правило № 4

Не забывайте менять зубную щетку хотя бы раз в 3-4 мес. При выборе щетки обращайте внимания на степень жесткости. Слишком жесткая может ранить десна и негативно влиять на зубную эмаль. Самый оптимальный вариант - щетка средней жесткости.

Правило № 5

Регулярно посещать стоматолога - не реже чем раз в полгода - как в профилактических целях, так и для лечения. Необходим тщательный осмотр зубных пломб, пусть даже давних.

Правило № 6

Тем, кто хочет иметь здоровые крепкие зубы, необходимо их беречь. А это значит, что щелкать зубами семечки, кусать орешки и другие твердые продукты категорически запрещено!

Правило № 7

Конечно же, не обойтись без правильного питания и здоровой пищи. Ешьте больше свежих сырых овощей и фруктов. Зубам, как и другим жизненно важным органам, необходимы витамины и минералы. Употребляйте продукты, содержащие кальций и фосфор: яблоки, капусту, яйца, рыбу, мясо, печень трески, зеленые овощи, ягоды, сыр, орехи, бобы, цельные зерна пшеницы, зеленый горошек, натуральное молоко (в кислом виде).

Красивая улыбка испокон веков считалась признаком здоровья и благополучия. В наше время открытая белоснежная улыбка давно стала символом успешности и уверенности в себе. Но, к сожалению, даже сейчас, когда медицина шагнула далеко вперед, а средств гигиены такое изобилие, проблемы с зубами не редкость. В этом я убеждаюсь, когда вижу множество пациентов моей мамы и моего папы, т.к. они стоматологи. А ведь здоровье зубов – это важнейший фактор полноценного образа жизни человека. Я знаю, что одним из основных условий поддержания зубов в здоровом состоянии является правильный выбор средств по уходу за полостью рта и соблюдения правил личной гигиены, и конечно ежедневная чистка зубов. Мне стало интересно, как влияет различная зубная паста на гигиену полости рта и есть разница влияния различных паст. Цель нашей работы – провести эксперимент и сделать вывод о результате химического воздействия кислот и соединений кальция.

Задачи исследования:

1. Изучить историю создания средств по уходу за зубами и полостью рта.

2. Провести эксперимент и наблюдение.

Гипотезой нашего исследования стала предположение о том, что соблюдение правил личной гигиены оказывает влияние на прочность зубов.

Методы: и зучение данных в медицинской литературе по теме исследования, п роведение химического эксперимента, наблюдение, сравнение и анализ.

Объект исследования – зубная паста.

Предмет исследования – влияние зубных паст на прочность зубов.

Практическая значимость – результаты исследования помогут детям и взрослым пересмотреть правила ухода за зубами и выбор средств гигиены полости рта.

История создания средств по уходу за полостью рта

Человечество начало заботиться о гигиене полости рта очень и очень давно. Проведя экспертизу останков зубов, возраст которых около 2 миллионов лет, археологи установили, что мелкие изогнутые ямочки на них ничто иное, как результат воздействия первобытной щетки. Правда, представляла она всего лишь пучок травы, которым древние люди терли зубы. Для гигиены полости рта древние люди использовали золу, растертые в порошок камни, толченое стекло, шерсть, пропитанную медом, древесный уголь, гипса запятая корни растений, смолу, зерна какао, соль и многие другие экзотические на взгляд современного человека компоненты.

Первая «цивилизованная» зубная щетка представляла собой палочку с опахалом с одного конца и заостренным кончиком с другого. Острый конец использовали для удаления волокон пищи, другой разжевывали зубами, при этом грубые древесные волокна удаляли с зубов налет. Делали такие «щетки» из специальных пород дерева, содержащих эфирные масла и известных своими дезинфицирующими свойствами. Первые рецепты зубной пасты относятся к 1500г. до нашей эры. Знаменитый врачеватель Гиппократ сделал первое описание зубных болезней и рекомендовал использовать зубной порошок. Рецепт его был очень прост: в порошок, приготовленный из пемзы, добавляли винный уксус или винную кислоту. Рассмотрим несколько рецептов «зубных паст» разных стран древнего мира, которыми люди успешно пользовались: в Китае считалось правильным чистить зубы пеплом от сожженной головы обезьяны; древние римляне для этой гигиенической процедуры готовили порошок из толченого жемчуга или кораллов; египтяне добивались жемчужной белизны зубов, используя порошок из сухого ладана, мирры, веток мастикового дерева, бараньего рога и изюма.

Первая зубная щетка из свиной щетины появилась в Китае 28 июня 1497г. Постепенно азиатскую «новинку» начали «экспортировать» и в другие страны мира, дошла мода на чистку зубов и до России. В России в XVI веке были известны подобные «зубные метелки», состоящие из деревянной палочки и метелки из свиной щетины. Уже при Иване Грозном бородатые бояре доставали в конце бурного пира из кармана кафтана «зубную метлу» - деревянную палочку с пучком щетины. При Петре I щетку царским указом велено было заменить тряпочкой и щепотью толченого мела. В деревнях же по-прежнему зубы натирали березовым углем, который отлично отбеливал зубы. В 1892 году дантист Вашингтон Шеффилд изобрел тюбик для зубной пасты. А первая советская паста в тюбике была выпущена лишь в 1950 году. За последние 40 лет было разработано более 3000 моделей зубных щеток. Производство зубной пасты тоже не стоит на месте. В наши дни – это тоже сложный процесс, за которым стоят многочисленные исследования ученых и практические знания стоматологов. Количество существующих ныне средств и предметов гигиены полости рта огромно и неуклонно увеличивается с каждым годом.

Современные средства по уходу за полостью рта

Зубные пасты - эффективное и экономичное средство профилактики заболеваний зубов и полости рта. Их использование не требует привлечения медицинского персонала и носит регулярный характер. Главные враги наших зубов – налет, сахар, нехватка фтора. В налёте живут бактерии, которые вырабатывают кислоты и разрушают эмаль зубов. Сахар - это их еда, а недостаток фтора приводит к ослаблению эмали и повышает вероятность развития кариеса. Это значит, что зубная паста должна устранять все эти факторы - удалять налёт, не содержать сахар, обогащать зубы фтором. Основную очистительную работу выполняют в пасте абразивы (мел, двуокись кремния). В современных пастах используют заменитель сахара - чаще ксилит. Современные зубные пасты подразделяют на гигиенические и лечебно- профилактические. Первые только удаляют налет и освежают ротовую полость. Лечебно – профилактические пасты - это большая группа паст, которые различаются по составу и характеру оказываемого воздействия. Они могут быть противовоспалительными, против кариозными, для чувствительных зубов, отбеливающие, предупреждающие процесс формирования зубной бляшки. Чтобы зубная паста действительно приносила пользу и укрепляла здоровье зубов и полости рта нужно проконсультироваться со стоматологом. Для более тщательного ухода за зубами необходимо использовать дополнительные средства - зубные нити, ёршики, зубочистки. То есть чистка зубов зубной пастой и щеткой – не единственный пункт в уходе за полостью рта. Следует использовать комплексно все средства, которые предлагает нам прогресс.

Выявление защитных свойств зубной пасты
А) Эксперимент
Мы провели эксперимент, чтобы определить насколько правильный

выбор делают родители при покупке средств гигиены полости рта. Предметом эксперимента выступит основное гигиеническое средство для зубов – паста. Для эксперимента мы выбрали 5 видов паст, содержащих фтор. Фториды подавляют обмен веществ у бактерий, содержащихся в зубном налете, а значит и их способность к образованию кислот, оказывающих разрушительное действие на зубную эмаль. Фториды так же минерализуют твердую ткань зубов, тем самым повышая их устойчивость к кариесу, усиливая стойкость зубов к воздействию кислот.

Поскольку провести эксперимент на зубах, подтверждающий или опровергающий защитные свойства зубных паст невозможно, мы провели опыт с куриным яйцом. Ведь зубная эмаль, как и яичная скорлупа, состоит из кальция.

Результаты нашего эксперимента показали, что ни одна из 6 выбранных нами зубных паст не защищает наши зубы на 100%. Все яйца мягкие на ощупь, напоминают упругие резиновые мячики.

По результатам эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. кислота разрушительно действует на яичную скорлупу, а значит и на зубную эмаль;

2. зубная паста, содержащая фтор, укрепляет зубную эмаль;

3. пасты разных торговых марок отличаются качеством и защитными свойствами;

4. хуже всех себя проявила паста «Лесной бальзам»;

5. образец, обработанный пастой «Blend-a-med» показал самые хорошие результаты.

Уход за зубами подразумевает под собой комплекс гигиенических мероприятий, направленных на поддержание здоровья полости рта

специальным ополаскивателем для полости рта, если нет и этой возможности, нужно воспользоваться жевательной резинкой, не более 10 мин.

Не глотайте пасту, так как лишнее количество фтора разрушает зубы.

    Щетку необходимо выбирать, чтобы жесткость щетки соответствовала особенностям полости рта. Щетки средней жесткости и мягкие имеют более гибкие щетинки, лучше очищают межзубные промежутки.

    Зубную щетку необходимо менять один раз в 2-3 месяца, поскольку по истечении этого срока щетинки начинают терять форму, расщепляться и, следовательно, не выполнять в полной мере чистящую функцию.

    Зубная паста является второй главной составляющей, от которой зависит эффективность чистки зубов. Следует пользоваться качественными зубными пастами, содержащими фтор, посоветовавшись в случае необходимости со стоматологом.

    Для чистки недоступных для щетки поверхностей зубов использовать зубную нить или ершик.

Заключение

Путь к красивой улыбке мы строим сами. И начало его остается тем же – ежедневная гигиена полости рта. Сегодня красивые белые зубы – обязательный атрибут успешного человека, обладающего высокой культурой и правильным отношением к собственному здоровью. В данной работе мы перечислили практические рекомендации, направленные на поддержание здоровья полости рта. Мы попытались доказать, что к выбору средств по уходу за зубами необходимо подходить очень внимательно. В результате проведенного эксперимента, мы пришли к выводу, что зубная паста «Blend-a-med pro – expert» обладает достаточными зашитыми свойствами, чтобы обеспечить хороший уход нашим зубам. Подводя итоги, можно предположить, что выдвинутая нами гипотеза, о том, что соблюдение правил личной гигиены оказывает влияние на прочность зубов, подтвердилась. В заключение отметим, что систематичность, точность и тщательность выполнения чистки зубов вместе с правильно подобранной качественной зубной пастой являются определяющими факторами красивой привлекательной улыбки.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность.

Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Помимо эстетического внешнего вида существует множество гораздо более важных причин для того, чтобы следить за здоровьем своих зубов. Исключительно высокая распространенность у детей кариеса (до 90% уже на пятом - шестом году жизни) делает эту проблему особо значимой, т.к. очаг хронической инфекции в ротовой полости становится рассадником микроорганизмов.

Каждый человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знания эти часто оказываются поверхностными. Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся в будущем причиной проблем.

Поэтому педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку постоянно следить за гигиеной полости рта. Наиболее осмысленной формой работы в данном направлении будет являться проект. Данный метод работы дает возможность обучающимся подробно, глубоко и всесторонне изучить проблему, быть активным участником в реализации этапов проекта.

Две недели целенаправленной работы в данном направлении, конечно, не решат всех проблем. Но значительно помогут, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний о гигиене полости рта, о строении и функциях зубов, во-вторых, помогут овладеть элементарными умениями и навыками по уходу за зубами и, в-третьих, разовьют у дошкольников самостоятельность и ответственность за своё здоровье.

Мой проект реализуется не только через систему занятий, но и в свободное от занятий время (через чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, видеоматериалов, участие в выставках, игровую деятельность, экспериментирование и т. д.)

Цель проекта: формировать у детей гигиенические навыки по уходу за зубами, обеспечить осознанное выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. дать детям необходимые знания о зубах; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах.
  • Познакомить детей с вредной и полезной для зубов пищей.
  • Обучить основным правилам ухода за зубами.

Развивающие: развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; собирать совместно со взрослыми необходимую информацию; делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов исследования.

Воспитательные: воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы и положительное отношение к посещению стоматолога;

повысить компетентность родителей в вопросах профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта.

Гипотеза: если соблюдать правила гигиены и питания, употреблять все необходимые организму витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит и сохранить своё здоровье.

Разработка проекта:

Отбор методического и информационного материала;

Разработка плана работы;

Реализация проекта;

Анализ эффективности проделанной работы.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Повысится интерес к уходу за зубами.
  • Повысится общий уровень проведения культурно-гигиенических навыков.
  • Дети более осмысленно будут использовать знания в практической деятельности по уходу за полотью рта.
  • Активизируется артикуляционный аппарат.

Этапы реализации проекта

I этап. Организационный

Сбор информации:

выяснить, что знают дети по теме проекта, определить круг вопросов, на которые дети хотят получить ответ:

Какое устроен зуб?

Где живут зубы у маленьких детей?

Почему зубы называются молочными?

Почему молочные зубы начинают шататься?

Откуда берутся постоянные зубы?

Надо ли лечить молочные зубы?

Как правильно чистить зубы?

Что можно сделать для здоровья зубов?

Выяснить способы получения информации:

Спросить у родителей;

В энциклопедии;

В книгах;

В журналах;

В интернете;

Посмотреть мультфильм, видеофильм;

Спросить у врача;

Сходить на экскурсию с родителями в стоматологический кабинет.

Подбор иллюстраций;

  • Подбор и разработка дидактических игр;
  • Подбор художественной литературы;
  • Подбор видео, аудио материала;
  • Разработка консультаций для родителей;
  • Подготовка выставки принадлежностей по уходу за зубами.

II этап. Основной

1. ОД с детьми

«Рот и зубы. Строение и функции зубов».

Цель: познакомить детей со строением зубов, их назначениями и функцией.

Цель: познакомить с правилами ухода за зубами, дать информацию о зубной щетке, как о предмете личной гигиены, научить технике чистки зубов.

2. Беседы («Почему зубы называются молочными? Почему молочные зубы начинают шататься? «Кто прячется во рту и как за ним ухаживать?», «Полезная и вредная еда для наших зубов», «Вредные привычки»; познавательный рассказ «У кого сколько зубов»; «Что делать с выпавшими зубами?»; работа с памятками «Полезные советы от зубной феи», «Как правильно чистить зубы».

3. Игровые образовательные ситуации («Микробы и зубная щётка», «Какие предметы нам нужны, чтобы стать чистыми и здоровыми»; дидактические упражнения («Запрещается – разрешается», «Что есть во рту», «Какие у нас зубы», «Вредная и полезная еда», «Цепочка действий»); осмысление содержания Лэпбука «Зубы»; «Инструменты стоматолога»;

«На приёме у врача стоматолога».

4. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках ) Куликовская Т. «Знакомство с язычком и его домиком», динамическое упражнение (логоритмика) О. Боромыковой «Моемся, чистим зубы»

5. Чтение художественной литературы, аудирование, просмотр мультипликационных фильмов по теме («Мойдодыр», «Айболит» К.И.Чуковский, «Королева Зубная Щетка», «Беззубый джентельмен» С.Войтюк, Н.Карпова «Разболелся зуб у Волка!»; Гурина Е. «Сказка про больные зубки», «Я страдаю дня четыре»), разучивание пословиц, стихов, загадок о зубах, щётке, воде, пасте, драматизация стихотворения Л. Генераловой «Молочный зуб»

6. Продуктивная деятельность по теме:

Рисование «Микробы и зубная щетка», «Весёлый и грустный зубик»;

Лепка «Здоровый и больной зуб»;

Аппликация «Коробочка для зубов».

7. Познавательно-исследовательская деятельность:

1.Самообследование. (Ребята рассматривали в зеркало внешний вид зубов, их количество, находили отличие друг от друга, выясняли причины такого строения. При самообследовании выясняли, что зубы гладкие, прочные, у каждого есть свое место и назначение).

2. Обследование муляжа челюсти человека.

«Зубная паста для слона», «Влияние кислоты на зубную эмаль».

Цель: дать детям возможность понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка (скорлупа яйца).

«Защитные функции зубной пасты» Цель: изучить влияние зубной пасты на прочность зубов.

8. Просмотр презентаций (ИКТ): «Вредные и полезные продукты для зубов», «Где живут витамины», «Жевательная резинка вред и польза», «Почему нужно есть много овощей».

Работа с родителями в ходе реализации проекта:

Памятка для родителей на тему «Зубы ребёнка всегда должны быть чистыми», «Пять видов полезных продуктов для зубов»

Папка-раскладушка «Как ухаживать за молочными зубами».

Консультация «Чистим зубки, играя», «Следите за зубами», «Как правильно выбирать зубную щётку и пасту».

Ведение календаря чистки зубов дома (система ухода за полостью рта у детей)

III этап. Заключительный.

Анализ результатов проектной деятельности.

  • Пополнена развивающая среда (игры, альбомы, фотоматериал, лэпбук, информационный стенд «Инструменты стоматолога»).
  • Созданы руками детей и родителей тематические альбомы, книжки-малышки: «Секрет здоровых зубов», «Наши зубки», «Берегите зубы!», «Сказка о коле Прикусе и зубе Мудрике»;коллаж «Полезные и вредные продукты»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «В кабинете зубного врача», «Стоматологическая поликлиника».

Итоги познавательно-исследовательского проекта по сохранению и укреплению здоровья зубов:

  • сформированы начальные представление о значении зубов для организма;
  • дети имеют первичные представления о гигиене полости рта;
  • дети правильно и последовательно чистят зубы, пользуются зубной щеткой;
  • у детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для зубов;
  • у детей формируется привычка соблюдать правила гигиены полости рта, осознанное правильное отношение к своему здоровью.

У педагогов:

У родителей:

  • повысился уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей;
  • укрепилось сотрудничество между родителями и детским садом.

Таким образом, знания, приобретенные детьми в ходе проекта, стали достоянием их личного опыта. Они получили ответы на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Знания были нужны детям и поэтому интересны им.

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность».

2. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров».

3. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».

4. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».

5. Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения».

6. Меньшикова Л.А., Попова Н.Л. «Здоровейка в гостях у малышей».

7. Т.И.Бабаева «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

8. Тугушева Г. И., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.