Температурные нормы для занятий в школе. При какой температуре отменяют занятия в школах? Когда отменяют занятия в школе

От 10.11.2015 №___ p 632 _______

Об организации образовательного процесса
в образовательных учреждениях в зимний период

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений г. Томска в предстоящий зимний период и обеспечения выполнения программ общего образования, во исполнение распоряжения Департамента общего образования Томской области от 13.10.2015 г. № 733-р «Об организации образовательного процесса в образовательных организациях Томской области в зимний период»

      1. Руководителям образовательных учреждений
1.1 Использовать в работе «Рекомендации о мерах по организации образовательного процесса в образовательных организациях в зимний период при значительных понижениях температуры и других неблагоприятных метеоусловиях», утвержденные распоряжением Департамента общего образования Томской области от 13.10.2015 г. № 733-р «Об организации образовательного процесса в образовательных организациях Томской области в зимний период».
1.2 Организовать работу по обеспечению выполнения программ общего образования, в том числе, путем максимального использования возможностей системы дистанционного образования.
1.3 Отработать и реализовать механизмы дистанционного обучения школьников с выставлением на школьных сайтах заданий для самостоятельного изучения отдельных тем и выполнение практических заданий по предметам федерального компонента базисного учебного плана.
1.4 Обеспечить надлежащее исполнение «Правил организованной перевозки детей автобусами», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 №1177, усилить контроль за техническим состоянием школьных автобусов и выпуском их на линию.
1.5 Исключить факты осуществления организованных перевозок групп детей на автобусах в ночное время, в гололед и в условиях ограниченной видимости.
1.6 Усилить контроль за порядком использования бытовых электронагревательных приборов для обогрева помещений и выполнением правил пожарной безопасности при их эксплуатации.
1.7 Исключить факты проведения занятий с обучающимися (воспитанниками) на замерзающей поверхности водоемов, крутых склонах и других опасных поверхностях.
1.8 Исключить факты неконтролируемого схода снега и наледи с крыш и выступающих частей зданий учреждений.
1.9 Организовать и провести на родительских собраниях разъяснительную работу с родителями (законными представителями) о недопустимости самостоятельного пешего передвижения детей на длинные расстояния, обязательного использования световозвращающих элементов одежды при движении в темное время суток, а также необходимости использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12 лет.
1.10 Организовать проведение бесед и инструктажей с обучающимися
(воспитанниками) по профилактике простудных заболеваний, правилам дорожного
движения и правилам безопасного поведения в условиях зимнего периода.
      2. Комитету по общему образованию (С.П. Епанешников)
2.1. Вести работу с учреждениями, находящимися на карантине или имеющими значительное количество заболевших детей, по размещению на сайтах учреждений заданий для самостоятельного изучения отдельных тем и выполнения практических заданий.
2.2. Исключить факты открытия маршрутов для перевозки обучающихся (воспитанников) через нерегулируемые железнодорожные переезды и ледовые переправы.
2.3. Усилить контроль за решением вопросов сохранения жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) и выполнением в полном объеме программ общего образования в условиях зимнего периода.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на К.В. Беляева, заместителя
начальника по безопасности образовательных учреждений департамента образования.

Начальник департамента О.В. Васильева

                                            Приложение №1

Рекомендации
о мерах организации образовательного процесса в образовательной
организации в зимний период при значительных понижениях температуры и
других неблагоприятных метеоусловиях


I. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации разработаны в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и оптимальной организации образовательного процесса в зимний период.
1.2. Настоящие рекомендации определяют порядок и особенности организации образовательного процесса при значительных понижениях температуры и других неблагоприятных метеоусловиях.

1.3. Руководитель образовательной организации организует комплекс превентивных (предупредительных) мер по снижению риска возникновения чрезвычайных и внештатных ситуаций, уменьшению их последствий для обучающихся и педагогического персонала (инструктажи, беседы с учащимися и родителями, классные часы и родительские собрания).

II. Температурный режим для ограничения посещения обучающимися общеобразовательных организаций в зимний период.

2.1 Установить ограничения посещения обучающимися общеобразовательной организации в зимний период:
1-4 классы - 26°С с умеренным ветром (7-8 м/сек.)
- 30°С без ветра
5-8 классы - 30°С с умеренным ветром (7-8 м/сек.)
- 34°С без ветра
9-11 классы - 34°С с умеренным ветром (7-8 м/сек.)
- 38°С без ветра

2.2.Решение об отмене учебных занятий в образовательной организации оформляется приказом образовательной организации и доводится до сведения обучающихся и родителей.

2.3.Родители вправе самостоятельно принимать решение о посещении ребенком образовательной организации в морозные дни.

III. Система оповещения родителей и обучающихся.

3.1. Информация о температурном режиме, при котором отменяются занятия, должна размещаться на школьном сайте образовательной организации.
3.2. В образовательной организации должна быть разработана система оповещения родителей и обучающихся.
3.3. Информация о работе школы в морозные дни доводится до сведения обучающихся и родителей:
- на общешкольных и классных родительских собраниях;
- размещается на стендах, вывешенных в доступном для родителей месте, где указан телефон образовательной организации и адрес сайта, по которым можно получить необходимую информацию;
- через записи в дневниках обучающихся;
- через систему электронного журнала;
- через СМС оповещение,

3.4. Должны быть разработаны и выданы памятки обучающимся с указанием, при какой температуре занятия могут отменяться, телефона школы, классного руководителя по которым можно узнать о режиме обучения.

IV. Организация образовательного процесса для обучающихся, пришедших в школу.

4.1. Образовательная организация организует и проводит занятия с обучающимися. пришедшими в школу. По окончании занятий, классный руководитель организует безопасную доставку детей к месту проживания или передает детей родителям.

V. Ответственность руководящих и педагогических работников за организацию
образовательного процесса и соблюдения прав обучающихся в зимний период
при значительных понижениях температуры и других неблагоприятных

метеоусловиях.

5.1. Руководящие и педагогические работники образовательной организации несут персональную ответственность за организацию учебного процесса и соблюдение прав обучающихся в зимний период при значительных понижениях температуры и других неблагоприятных метеоусловиях.

Школа – это место где молодое подрастающее поколение не только проводит большую часть светового дня, но и самые интересные периоды своей жизни. Поэтому условия, в которым молодые люди получают свои знания, должны соответствовать определенным санитарным нормам, разработанным с учетом особенностей возрастных групп учащихся, а также категорий помещений, где приходится находиться школьникам.

Следует отметить, что в различных регионах страны отдельные температурные нормы могут немного отличаться. Регулируется этот процесс местными органами власти. В нашем небольшом обзоре мы рассмотрим общепринятые в России показатели, применяемые в большинстве областей страны.

Распределение температурного режима по нормам

Изначально стоит обозначить, что распределение меняльной и максимальной температуры в различных школьных помещениях будет отличаться. Особое внимание уделяется местам, где ученики длительное время находится в состоянии спокойствия (учебные классы, библиотеки, актовые залы). Далее следуют помещения активных спортивных занятий (спортзалы), а также школьных коридоров. Отдельно выделяются помещение, где дети переодеваются, моются, проходят медицинский осмотр. Поэтому, если разделить все эти категории по температурному диапазону, то можно выделить такой уровень минимально допустимой температуры в школах:

  • от 15 градусов допускается в мастерских, спортзалах, различных цехах;
  • от 18 градусов выдерживается в библиотеках, учебных классах, актовых залах и туалетах;
  • от 19 градусов в раздевалках спортивного зала;
  • от 21 градуса допустимая температура в школьных медпунктах;
  • 17-21 градуса в библиотеке;
  • 16-19 градусов в вестибюле и гардеробе
  • от 25 градусов необходимо поддерживать в душевых и бассейнах.

Из СанПиН 2.4.2.576-96 Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений

При этом максимально допустимый комфортный уровень температурного режима в школьных помещениях в различные поры года не должен превышать 25 градусов, вне зависимости летняя пора на улице, либо же лютая зима. Если же температурный режим в школьном помещении не удается выдержать на уровне выше 15 градусов, занятия в школе должны прекращаться во избежание переохлаждения маленьких граждан.


Также важно отметить что для нормального состояния в различных помещениях их постоянно необходимо проветривать. При этом, минимально допустимый уровень температуры внешнего воздуха, при котором разрешается открывать окна для природного проветривания, составляет не меньше 5 градусов. Но если скорость ветра превышает показатель отметку в 2 м/с, открывать окна в помещениях, где находятся дети, даже на короткое время не рекомендуется.

Процедура периодического проветривания классов, спортзала, раздевалок, туалетов, актовых и других залов должна осуществляться во время отсутствия там детей. Делается это обычно на перерывах, когда аудитория полностью освобождается от учащихся. Во избежание создания сквозняков не рекомендуется полностью одновременно открывать окно и внешнюю дверь в помещение, создавая, тем самым значительные ветровые потоки, из-за которых малолетние школьники могут получить переохлаждение (для этого достаточно такого режима на протяжении 10 минут).

Во время создания оптимальных условий быта для школьников важно следить не только за уровнем внешней и внутренней температуры и соблюдения установленного баланса, но и поддерживать допустимый уровень влажности. По нормативу он должен находится в пределах 40 – 60 процентов. Этого достаточно, чтобы избежать переноса различных, передающихся воздушно-капельным путем вирусов и бактерий, а также не допускать теплового перегрева из-за высокой влажности воздуха в помещении.

Когда уроки прекращаются в школе

Очень часто, особенно в зимнее время, администрацией школьных учреждений принимаются меры по предотвращению распространения различных заболеваний, вследствие чего школы на определённый период просто закрываются. В этом случае необходимо выделить два основных критерия, когда такое возможно по действующим на уровне государства нормативным документам.

  1. Превышен допустимый порог однотипного заболевания в регионе, или конкретном учебном заведении. Закрыть школьное учреждение для посещения учениками путем введения карантина администрация имеет право, когда уровень заболевания в регионе однотипным заболеванием (обычно это вирусные болезни) превышает 25% от общей численности такого региона. Дополнительно законодатель предоставил право администрациям школьных учреждений принимать решение о введении карантина в случае, когда больше 30 – 35% учащихся одного класса заболели одной болезнью. В таких случаях посещение школы учениками полностью прекращается.
  2. Когда уровень внешней температуры воздуха привесил допустимые показатели. Для учащихся младших классов (до 6 класса включительно) это минус 25 градусов и ниже, в то время как для всех остальных школьников температура должна опуститься ниже минус 30 градусов. Нужно учитывать, что для отдалённых Северных регионов ведены несколько иные показатели, которые немного отличаются от средних. Утверждаются они местными властями. Нужно понимать, что такой уровень температуры позволяет родителям без каких-либо объяснений не отпускать детей на учебу и им за это ничего не будет. Школы при этом не закрываются, и, если кто-то из учеников все же пришел на занятие, учителя обязаны проводить с такими детьми уроки.


Что можно сделать, чтобы повысить уровень комфорта

Обычно школьные учреждения различных регионов строятся практически по однотипным проектам. Но, как показывает практика, не всегда в однотипных зданиях даже одного региона поддерживается одинаковые бытовые условия. Причин этому может быть множество, от банальной замены старых деревянных окон, через щели которых проникает в помещение холод, на новые, металлопластиковые с высокой степенью герметичности, до утепления внешних стен школьного учреждения. Очень хорошо помогает поддерживать нужный температурный режим замена стандартных радиаторов с возможностью регулировки температуры.

Все это к тому, что достаточно часто родители принимают участие в различных организованных администрацией проектах по благоустройству школьного учреждения. И здесь, учитывая, что в дальнейшем улучшения отразятся на ваших же детях, очень важно правильно определиться с выбором различных приспособлений, материалов, оконных проемов, систем вентиляции и кондиционирования. Жизнь и здоровье ребенка всегда должны быть на первом месте, а уже потом смотрите на все остальное.

Говорить только об уровне температуры в школьных помещениях не совсем верно, потому как при разработке нормативов к воздушно-тепловому режиму образовательных учреждений учитываются несколько факторов:
- наличие воздухообмена и его интенсивность;
- относительная влажность;
- температура воздуха.

Из чего складывается оптимальный температурно-влажностный режим

Учитывая вышеперечисленные параметры и изучив их воздействие на здоровье школьников, ученые разработали оптимальные критерии для различных школьных помещений, которые изложены в «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (СанПиН 2.4.2.2821 – 10).

Во внимание принимается площадь, максимальный поток учащихся, проходящий за день через тот или иной кабинет, возможность проветривания. Совершенно недопустимы наглухо закупоренные на зиму окна, сделанная раз в день влажная уборка, так как даже при соблюдении оптимальной температуры, но при нарушении уровня влажности, создается не комфортная для детского организма среда.

Не допустимо, чтобы температура в школе определялась настроением администрации, работниками теплосети, обслуживающими котельную школы, или родителями, которые приучили ребенка к более высокой температуре воздуха в помещении. Тем более что температурный режим каждого человека индивидуален. Законом для образовательного учреждения является СанПиН, и иначе быть не может.

Требования к кабинетам

В кабинетах небольшой площади, где проводят индивидуальную работу психолог или логопед, оптимальной считается температура воздуха от 18 до 24 градусов. Такая же приемлема для актового зала, фойе, библиотеки и столовой, где большое количество детей и преподавателей бывает, но не на протяжении всего дня.

В мастерских, где дети заняты зачастую физическим трудом, температура немного ниже (17-20). Эта же относится к спортивному залу, где даже рекомендуется держать открытыми фрамуги во время занятий, не допуская сквозняка. Это правило действует, если температура воздуха на улице выше + 5. При низких температурах сквозное проветривание необходимо проводить между уроками.

Если в школе оборудованы при спортивном зале душевые, то там температура должна достигать 22-25 градусов. В спортивных раздевалках и медицинском кабинете 20-22.

Во время каникул допустимо снизить температуру воздуха в школе до 15 градусов. Чтобы осуществлять постоянный контроль соблюдения температурного режима, необходимо все помещения школы снабдить термометрами.

Влажность воздуха не должна выходить за допустимые пределы 40-60 %. Соблюсти эти нормы поможет регулярное проветривание, которое следует проводить в любое время года. Если температура окружающего воздуха ниже –10, то достаточно сквозного 5-минутного проветривания на большой перемене и минутного на маленькой. По мере повышения температуры на улице увеличивается и время проветривания.

Соблюдение этих правил требует регулярного выполнения со стороны учителя, которому, возможно, не всегда хочется выводить весь на маленькой перемене из кабинета. А администрации школы следует во время летнего ремонта позаботиться о том, чтобы окна или фрамуги были в рабочем состоянии.

Дети проводят в школе почти половину светового дня и большую часть своей жизни, поэтому условия обучения имеют первостепенное значение. Немаловажную роль для физического и морального состояния ребенка отыгрывают и показатели санитарии и гигиены. Даже небольшое отклонение микроклимата от нормы сильно влияет на детский организм и его терморегуляцию. Поэтому в образовательном учреждении должен выдерживаться . Если он нарушается, растущий организм больше отдает тепла, а это в свою очередь приводит к охлаждениям и началу простуд.

На внутренний климат в кабинетах и других помещениях влияет температура воздуха, его влажность и скорость. Если два последних показателя можно легко регулировать, то температура зависит от некоторых факторов. Один из самых важных факторов – теплоотдача в системе отопления. Если школа входит в центральную отопительную систему, то максимум, что может сделать директор школы – это поставить радиаторы с высоким коэффициентом полезного действия. Удерживать необходимый градус в помещениях помогают и новые стеклопакетные окна, и плотные двери с максимальным прилеганием, без щелей. Если и эти меры не помогают, стоит вести . Его в случае чего можно предъявить теплоснабжающей организации.

Сохраните это себе, чтобы не потерять

Требования СанПиН к температурному режиму необходимо учитывать, составляя общешкольный план развития учебных кабинетов. В журнале «Справочник заместителя директора школы» представлен образец, составленный в строгом соответствии актуальным нормам
Скачайте образец плана сейчас

Согласно нормативам, отмеченным в СанПиН 2.4.3.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 3 марта 2011 года, посещать школу возможно при следующем :

  • В учебных кабинетах – от 17 градусов
  • В мастерских и цехах – от 15 градусов
  • В спортзале – от 15 градусов
  • В раздевалках – от 19 градусов
  • В библиотеке – от 16 градусов
  • В актовых залах – от 17 градусов
  • В туалетных комнатах – от 17 градусов
  • В медпункте – от 21 градуса.

Если температура в этих помещениях ниже указанной нормы, занятия должны быть отменены.

Естественно, температура внутри школы зависит от температуры на улице. Даже очень качественные окна не защитят от сильного мороза, поэтому часто они являются причиной отмены занятий. Отмена уроков происходит по нормативам, принятым в СНГ. Температура, при которой занятия в школах отменяются, колеблется между -25 и -40 градусами. Также имеет большое значение и скорость ветра. Если она составляет меньше 2 м/с, то учеба отменяется при таком температурном режиме для школьников :

  • Для 1-4 классов - -30 градусов
  • Для 1-9 классов - -35 градусов
  • Для 1-11 классов - -40 градусов.

Если же скорость ветра больше, то учеба отменяется:

  • Для 1-4 класов при -25 градусах
  • Для 1- классов при -30 градусах
  • Для 1-11 классов при -35 градусах.

Если наблюдается экстремально холодная погода, не свойственная для региона, в печатных изданиях, по радио и телеканалам, сообщается о закрытии школ. Но, конечно же, лучшим методом определения, работает ли школа, будет звонок классному руководителю.

Журнал температурного режима в школе

Чтобы следить за состоянием микроклимата в помещениях, а также чтобы вовремя его изменить, нужно вести журнал температурного режима в школе . В него записываются все показания, характеризующие помещение. Это требуется выполнять регулярно. Чтобы не нарушить, зимой нужно выдерживать не только рамки содержания помещений, но и вспомогательных приборов. Для соблюдения температурного режима также послужит качественная изоляция. Тщательно проверяйте все теплосберегающие элементы для того, чтобы обеспечить нужный микроклимат в помещении.

Нормы температурного режима в школе

Чтобы контролировать температурный режим для школьников в помещениях, в кабинетах нужны термометры. Во внеурочное время, когда школьников в стенах школы нет, в здании должна оставаться на уровне минимум 15 градусов.

Кроме того, в помещениях влажность должна составлять 40-60%, а скорость перемещения воздуха – максимум 0.1м/с.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Если школа отапливается печкой, топка должна находиться в коридоре. Чтобы воздух в школе не загрязнялся окисью углерода, печные трубы можно закрывать только после того, как топливо полностью прогорело, и не позднее чем за 2 часа до начала учебного дня. В новостроящихся и реконструируемых школах оборудование печного отопления уже не разрешается.

Классы необходимо проветривать на переменах, а рекреационные помещения – наоборот, во время уроков. До начала учебного дня и после его окончания нужно проветривать учебные помещения сквозным образом. Длительность такого проветривания определяется погодными условиями.

Уроки физкультуры и занятия в спортивных секциях нужно проводить в спортзалах с возможностью хорошего проветривания. Во время занятий нужно открывать 1-2 окна с подветренной стороны, если воздух на улице выше 5 градусов, а скорость движения ветра – до 2 м/с. Если температура за окном ниже, а скорость ветра – больше, занятия в зале нужно проводить при открытых 1-3 фрамугах. Если же воздух снаружи ниже -10 градусов, а ветер дует со скоростью более 7 м/с, нужно проводить проветривание зала 1-1,5 минут, пока учащиеся отсутствуют, а также 5-10 минут на больших переменах и между сменами. Если в спортзале температура воздуха опускается до 14 градусов, проветривания прекращаются.

Эти и другие нормы температурного режима в школе прописаны в нормах СанПин 2.4.3.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 3 марта 2011 года. В заключение добавим, что каким бы ни был температурный режим в школе, организм ребенка не должен подвергаться сильным перепадам, более чем на 2 градуса. В ином случае здоровье ребенка ухудшится, могут начаться проблемы с сердечно-сосудистой системой.