Костный слуховой аппарат. Орган слуха и равновесия Слуховые аппараты костной и воздушной проводимости

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


В нутриушной или заушный, что выбрать?

В последние годы значительно ускорился процесс модернизации слуховых аппаратов и, соответственно, представленные на рынке аппараты стали гораздо разнообразнее. Поэтому даже эксперты не всегда могут разобраться в предлагаемой продукции. В данном разделе представлен обзор возможностей новейших моделей слуховых аппаратов. Но мы рассмотрим не преимущества или недостатки каких-либо алгоритмов обработки звука, отличия одной модели слухового аппарата от другой, а более общие, но не менее важные критерии. Например устройство, простота в обращении, совместимость, затраты и приемлемость.

Заушный или внутриушной?
Надежность
Модульные внутриушные слуховые аппараты
Качество звука
Удобство для пациента и совместимость с другими системами
Техническое обслуживание и ремонт
Качество консультации специалистов
Показания к применению заушных и внутриушных слуховых аппаратов
Требования к детским слуховым аппаратам
Показания к CROS (контралатеральное подведение сигнала)
Слуховые очки
Карманные слуховые аппараты
Костные слуховые аппараты
Заушные имплантируемые слуховые аппараты и импланты среднего уха
Слуховые аппараты других типов

Заушный или внутриушной?

Заушные слуховые аппараты можно смело отнести к "классическим". Например, в Германии они до сих пор остаются самыми распространенными, занимая 75% рынка. Тем не менее, многие пациенты хотят иметь невидимый, т. е. глубокий канальный (CIC) или канальный (ITC), аппарат. Однако в ходе пробной носки или при приобретении очередного аппарата, многие пациенты склоняются к заушным моделям. То, что сначала казалось недостатком, т. е. видимость аппарата, в повседневной жизни оказывается преимуществом, причем с многих точек зрения.

Надежность

В заушных слуховых аппаратах телефон, микрофон и электроника размещаются в строго определенных местах. Они защищены толстостенными корпусами и находятся в отдельных камерах. За счет этого детали становятся относительно устойчивыми к давлению, жаре, холоду, ударам, поту и длительной механической нагрузке. Перед выпуском на рынок заушные слуховые аппараты обязательно проходят соответствующие нагрузочные испытания. Например, резонанс и механическую обратную связь устраняют еще в процессе конструирования корпуса путем лазерной виброметрии. Возможность контролировать качество продукции является существенным преимуществом серийно производимых слуховых аппаратов. Неудивительно, что в последние годы доля заушных аппаратов на рынке выросла с 17,5% до 21,2%, даже на традиционном рынке внутриушных аппаратов в США.

Напротив, все компоненты внутриушных слуховых аппаратов скомпонованы в отдельности и встроены в индивидуальные корпуса, изготовляемые по слепку наружного слухового прохода пациента. При этом приходится целиком полагаться на опыт и мастерство техника. В результате получается очень миниатюрный аппарат, но его качество зависит от множества причин. Таким образом, индивидуальный внутриушной аппарат всегда уникален, поэтому если он утерян или поврежден, его невозможно в точности восстановить. Ахиллесовой пятой внутриушных аппаратов является расположение телефона и микрофона; даже если они разделены долей миллиметра, это может привести к обратной связи и резонансу. Корпуса также весьма уязвимы: из-за необходимости размещения крошечных деталей их часто приходится делать тонкостенными, что легко может привести к поломке. Наконец, электроника внутриушных аппаратов в большей степени подвержена вредному воздействию тепла, влаги, ушной серы и кислотосодержащего пота, чем у заушных аппаратов. В целом, можно предположить, что заушный аппарат прослужит дольше, чем более хрупкий индивидуальный внутриушной. Опыт показывает, что заушные слуховые аппараты служат не менее 6-8 лет, а внутриушные - 3-5 лет.

Модульные внутриушные слуховые аппараты

Модульные внутриушные слуховые аппараты можно рассматривать отдельно от индивидуальных внутриушных аппаратов, потому что они в некоторой степени относятся к серийно производимым. Их можно разделить на полумодульные и полностью модульные. Преимущество этих аппаратов заключается в частичной воспроизводимости и легкости ремонта. К сожалению, полностью модульные аппараты, к достоинствам которых можно отнести надежность, легкость ремонта и обслуживания, а также прочность, не завоевали успеха на рынке. Их внешний вид кажется пациентам менее привлекательным, чем у индивидуально изготовляемых внутриушных аппаратов.

Качество звука

В настоящее время микросхемы, батареи и микрофоны достигли весьма миниатюрных размеров. Это весьма наглядно продемонстрировали разработки последних лет. Однако сказанное не относится к телефону. С точки зрения физики, чем больше размеры катушки и мембраны, тем выше уровень выходного звукового давления и ниже уровень искажений. Относительно большие размеры корпусов заушных слуховых аппаратов позволяют разместить в них более крупные телефоны, чем у внутриушных аппаратов, что улучшает качество звука. Однако это преимущество частично нивелируется большей длиной звуководов (крюк, гибкий звуковод, уголок, вкладыш) и их сопротивлением. Внутриушные аппараты долгое время считались более совершенными из-за размещения микрофона в наружном ухе, что способствует сохранению функции фокусировки и отражения звука. Кроме того, расположение телефона в наружном слуховом проходе позволяет избежать эффекта искажения спектра, обусловленного длинными звуководами. Все это положительно сказывается на качестве звука, разборчивости речи и реально достижимом усилении. Поэтому необходимость использования более крупного телефона отпадает. Однако повсеместное возвращение популярности заушных слуховых аппаратов обусловлено значительными достижениями в области электроники, позволяющими компенсировать недостатки длинного звуковода с помощью соответствующей обработки сигнала. Вместе с тем, удалось несколько расширить возможности и улучшить качество внутриушных аппаратов, например за счет использования технологии направленных микрофонов и повышения усиления.

Удобство для пациента и совместимость с другими системами

Благодаря своим размерам и форме, заушный слуховой аппарат более прост в обращении; кроме того, его не так легко случайно обронить. Оперативные регуляторы тоже крупнее и удобнее в использовании. Однако в связи с триумфальным прогрессом автоматически настраивающихся систем и дистанционного управления этот аргумент в пользу заушных аппаратов в основном сохраняет свое значение только для крышки батарейного отсека, потому что регулятор громкости, выключатель, переключатель телефонной катушки (О-МТ-Т) и микрофона (OMNI/DIR) стали ненужными в современных слуховых аппаратах. В то же время, сохраняется необходимость подключения внешнего оборудования и использования дополнительных функций, например возможности подключения слухового аппарата к стереосистеме, телевизору, внешнему микрофону на конференции, а также к инфракрасной системе в церкви или FM-системе в школе для слабослышащих. Заушный слуховой аппарат в значительной степени обладает необходимыми для этого совместимостью и адаптивностью, а внутриушной аппарат - нет.

Техническое обслуживание и ремонт

Общим преимуществом всех серийно выпускаемых изделий, таких как заушные или внутриушные модульные слуховые аппараты, является возможность немедленной выдачи дубликата, если аппарат нуждается в ремонте. Это значит, что пациенту не придется обходиться без своего слухового аппарата в течение дней или даже недель. Другое преимущество заключается в том, что их можно отремонтировать везде, потому что необходимая техническая документация и запасные части имеются практически во всех странах, а ремонт обеспечивается гарантией. В случае индивидуального внутриушного слухового аппарата это возможно лишь при условии широкой распространенности его марки и предоставления международной гарантии производителем. Однако материальное положение очень маленьких лабораторий, работающих в локальных или региональных масштабах, не позволяет им предоставлять повсеместную или даже международную гарантию на производимые индивидуальные слуховые аппараты. Более того, не всегда известен источник компонентов, используемых маленькими лабораториями. В большинстве случаев их продукция не соответствует последним достижениям науки и техники, т. к. подобные лаборатории не занимаются исследованиями и разработками.

Качество консультации специалистов

Действующее в Германии правило "сравнительного подбора", согласно которому пациенту должны быть предложены на выбор по крайней мере три различных слуховых аппарата, легче выполнимо в отношении серийно производимых заушных аппаратов, чем индивидуальных внутриушных. Заушные аппараты можно оценивать не только с аудиологической точки зрения, но и с позиций эргономики и эстетики (о чем очень часто забывают упомянуть). Популярность заушных слуховых аппаратов выросла, в частности, за счет существенного улучшения дизайна. Для того, чтобы быть уверенными в себе, пациенты должны отождествлять с собой свой слуховой аппарат. Доступные постороннему взгляду, привлекательные слуховые аппараты помогают избавиться от клейма неполноценности. Вы никогда не сможете добиться этого, подпитывая присущую плохо слышащим людям неуверенность в себе стремлением довести миниатюризацию слуховых аппаратов до степени "невидимости". В свете сказанного "сравнительный подбор" требует не только наличия качественных серийных аппаратов, но и возможности поставщиков предоставить пациентам широкий выбор продукции различных производителей. "Сравнительный подбор" в масштабах продукции одного производителя полностью зависит от качества технического и программного обеспечения его аппаратов. Поэтому он не может соответствовать высоким аудиологическим и технологическим стандартам, подразумеваемым истинным "сравнительным подбором".

Показания к применению заушных и внутриушных слуховых аппаратов

Показания к применению заушных и внутриушных слуховых аппаратов, в основном, одинаковы. Почти все виды тугоухости I-III степени могут быть компенсированы обоими типами аппаратов. Лишь при тяжелой тугоухости внутриушные аппараты достигают пределов своих возможностей, потому что близость телефона и микрофона не позволяет получить большое усиление без обратной связи. "Открытый" вкладыш может быть использован только с заушным слуховым аппаратом. Люди, часто разговаривающие по телефону, занимающиеся спортом и пользующиеся очками, обычно предпочитают внутриушные слуховые аппараты, потому что они не требуют индукционной катушки для беседы по телефону, лучше защищены при занятиях спортом и не соприкасаются с дужкой очков.

Требования к детским слуховым аппаратам

Внутриушные слуховые аппараты не подходят детям, потому что формирование наружного слухового прохода у них еще не завершено, и потребуется слишком частая замена корпуса аппарата. Детям, посещающим школы для слабослышащих, необходимы только заушные слуховые аппараты, т. к. они должны быть совместимы с FM-системами. Кроме того, ребенок может выбрать привлекательный для него дизайн аппарата.

Показания к CROS (контралатеральное подведение сигнала)

Если пациент глух на одно ухо, но хочет слышать звуки, источник которых расположен с "глухой" стороны, он должен пользоваться CROS-очками. При этом на стороне глухого уха размещается маленький заушный аппарат, не содержащий ничего, кроме микрофона. Сигнал этого микрофона передается на здоровую сторону и усиливается вторым заушным аппаратом, содержащим усилитель, но не имеющим микрофона, после чего поступает в здоровое ухо. Это ухо остается открытым, поэтому оно естественным путем слышит звуки, источник которых находится со здоровой стороны. Допустим, что это ухо также нуждается в звукоусилении. Тогда на его стороне помещают заушный аппарат, снабженный микрофоном, усилителем и ушным вкладышем. Аппарат усиливает сигналы, поступающие с обеих сторон, и подает их в лучше слышащее ухо (аппарат типа BiCROS). Для того, чтобы провода, связывающие глухое ухо со слышащим, не бросались в глаза, используются специальные очки, связанные со слуховыми аппаратами с помощью подобранных по цвету адаптеров. В этом случае провода скрыты в дужке и оправе очков. Если пациент страдает очень тяжелой двусторонней тугоухостью, для предотвращения обратной связи можно попробовать применить обратный CROS (Power CROS), когда оба слуховых аппарата усиливают сигналы, поступающие не от "своего", а от контралатерального микрофона.

Слуховые очки

Слуховые очки, столь популярные в 1950-1980-х годах, почти исчезли с рынка. Они были созданы, в первую очередь, по косметическим причинам как альтернатива непопулярным карманным слуховым аппаратам, с их проводами и громоздкими телефонами. Другой причиной позднее стало неудобство одновременного использования заушных аппаратов и очков. Однако постоянное сочетание очков и слуховых аппаратов оказалось непрактичным. После появления внутриушных аппаратов слуховые очки окончательно вышли из моды. Остался лишь один производитель воздушных слуховых очков и один производитель костных слуховых очков. Основные поставщики слуховых аппаратов снабжают своих клиентов адаптерами, превращающими обычные очки и заушный слуховой аппарат в воздушные слуховые очки. Такие очки показаны, например, при использовании конфигурации CROS.

Карманные слуховые аппараты

На рынке осталось очень мало карманных слуховых аппаратов. Их прописывают, прежде всего пациентам c проблемами координации или движений мелких суставов кисти и нуждающимся в прочных слуховых аппаратах с большими (а при необходимости - закрывающимися) регуляторами. Эти пациенты смиряются с внешней непривлекательностью проводов, больших телефонов и ушных вкладышей.

Костные слуховые аппараты

Костные слуховые очки можно использовать при кондуктивной тугоухости у пациентов, отказывающихся от слухоулучшающих операций. Однако, если пороги костного звукопроведения превышают 30 дБ, костные очки бесполезны, т. к. вибратор не имеет прямого контакта с костями черепа, а звукопоглощающий эффект кожи, соединительной ткани и жировой клетчатки слишком велик. Проблему нельзя решить путем усиления давления дужки очков, потому что это может привести к некрозу тканей. Для костных слуховых аппаратов всегда сложно найти и зафиксировать оптимальное положение вибратора на сосцевидном отростке.

Костные слуховые аппараты, удерживаемые пружинным обручем, порождают те же проблемы, что и костные слуховые очки, поэтому из-за своей косметической неприемлемости они исчезли с рынка. Альтернатива состоит в использовании вживляемых в кость слуховых аппаратов (BAHA), которые, подобно костным слуховым очкам, используют принцип "акустического обхода", т. е. проведения звука в обход среднего уха. При этом волосковые клетки стимулируются за счет колебаний височной кости. В течение последних 20 лет технология вживления BAHA сквозь кожу использована у 12000 пациентов, и лишь у 2% из них отмечены осложнения в виде непереносимости или инфицирования. Несмотря на косметические преимущества подкожного вживления приемной части BAHA, от него пришлось отказаться из-за чрезмерного звукопоглощающего эффекта кожи, соединительной ткани и жировой клетчатки. В отличие от костных слуховых очков, которые могут быть подобраны непосредственно сурдологом, вживление BAHA требует амбулаторного посещения ЛОР-клиники или даже госпитализации. Роль сурдолога ограничивается настройкой аппарата.

Весьма интересны с технологической точки зрения появившиеся недавно ультразвуковые слуховые аппараты костного проведения, предназначенные для пациентов с глухотой или остаточным слухом. Они являются альтернативой кохлеарной имплантации для тех больных, у которых выполнение операции невозможно. Однако на сегодняшний день они вряд ли приемлемы, потому что удерживаются на голове с помощью пружинного обруча.

Заушные имплантируемые слуховые аппараты и импланты среднего уха

Особенность заушных имплантируемых ("пирсинговых") слуховых аппаратов состоит в отсутствии ушного вкладыша, поэтому наружный слуховой проход остается открытым. Звук передается в слуховой проход с помощью титановой трубки, вживленной позади ушной раковины. Эта трубка пронизывает только жировую ткань. С помощью такого импланта удается компенсировать некоторые формы высокочастотной тугоухости без возникновения обратной связи. Однако при относительно большом усилении обратная связь все-таки может появиться, поэтому при высокочастотной тугоухости весьма перспективными представляются импланты среднего уха (MEI), отличающиеся очень высоким качеством звука. Наиболее распространена модель "Vibrant Soundbridge" фирмы Symphonix, опыт применения которой весьма положителен. Вместо звуковых волн, в данных имплантах используется крошечный вибратор, механически прикрепляемый к наковальне. Его колебания передаются наковальне, а затем обычным путем поступают во внутреннее ухо. Такой способ звукопроведения позволяет избежать потерь при передаче звука и искажений. Охватываемый при этом частотный диапазон выходит за пределы возможностей обычных воздушных и костных слуховых аппаратов. Так, имплант среднего может воспроизводить частоты в диапазоне 200-10000 Гц, воздушный слуховой аппарат - 200-6000 Гц, а костный слуховой аппарат - всего 200-3000 Гц. С косметической точки зрения импланты среднего уха также вполне приемлемы, потому что наружный слуховой проход остается открытым, а звуковой процессор, расположенный на уровне сосцевидного отростка, прикрыт волосами. Сегодня операции по имплантированию "Vibrant Soundbridge" выполняются в 20 клиниках, однако стоимость системы, составляющая вместе с операцией 22000 немецких марок, очень высока.

Слуховые аппараты других типов

Слуховые аппараты очень редких конструкций, такие как слуховые стетоскопы для плохо слышащих врачей, слуховые брусья для прикованных к постели больных и преобразователи частоты для пациентов с низкочастотными островками слуха, больше не производятся из-за отсутствия спроса, хотя во многих случаях они были весьма полезны. Аппараты, использующие принцип электроакустической стимуляции, пока недоступны. Врачи уже хорошо знакомы с кохлеарными имплантами, поэтому мы не будем останавливаться на них.

Обзор предоставлен фирмой Siemens.

Несмотря на то, что технология костной проводимости звука известна издавна, для многих это - по-прежнему «диковинка», вызывающая целый ряд вопросов. Ответим на некоторые из них.

Спорт . Широко известны модели спортивных наушников и гарнитур с использованием данной технологии, так как это позволяет спортсменам слушать музыку, говорить по телефону, но при этом контролируя окружающую обстановку, так как ушные раковины остаются открытыми и способными воспринимать внешние звуки !

Военная отрасль . По той же причине устройства на базе технологии костной передачи звука используются среди военных, так как это позволяет им общаться, передавать друг другу сообщения, не теряя контроль над ситуацией, оставаясь восприимчивыми к звукам внешнего мира.

Дайвинг . Применение технологий костной передачи звука в «подводном мире» во многом обусловлено свойствами костюма, которые не предполагает возможности погружать с иными средствами связи. Впервые об этом додумались еще в 1996 году, о чем есть соответствующий патент . И среди наиболее известных пионерских устройств такого характера можно привести в пример разработки Casio .

Также технология применяется в различных «бытовых» сферах, на прогулках, во время поездок на велосипеде или в автомобиле в качестве гарнитуры.

Безопасно ли это

В обычной жизни мы постоянно сталкиваемся с технологией костной проводимости, когда что-то произносим: именно костная проводимость звука позволяет нам слышать звук собственного голоса, и, кстати, как более «восприимчивая» к низким частотам она и делает так, что на записи наш голос кажется нам выше.

Второй голос в пользу этой технологии - ее широкое применение в медицине. Учитывая же и факт, что барабанные перепонки более чувствительный орган, то использование устройств костной проводимости, например, наушников, еще более безопасно для слуха, нежели использование обычных наушников.

Единственный временный дискомфорт, который может ощутить человек - легкая вибрация, к которой быстро привыкаешь. Это основа технологии: звук через кость передается с помощью вибрации.

Открытые уши

Еще одно ключевое отличие от других способов передачи звука - открытые уши. Так как барабанные перепонки не участвуют в процессе восприятия, то раковины остаются открытыми, и данная технология людям без дефектов слуха позволяет слышать и внешние звуки, и музыку/телефонный разговор!

Наушники

Самый известный пример «бытового» использования технологии костной проводимости - наушники, и среди них первыми и самыми лучшими остаются модели и .


История компании говорит о том, что они не сразу вышли на широкую аудиторию пользователей, долгое время до того сотрудничая с военными. Наушники обладают выдающимися для такого класса устройств характеристиками и постоянно модернизируются.

Технические характеристики Aftershokz:

  • Тип динамиков: преобразователи для костной проводимости
  • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
  • Чувствительность динамиков: 100 ±3 дБ
  • Чувствительность микрофона: -40 ±3 дБ
  • Версия Bluetooth: 2.1 +EDR
  • Совместимые профили: A2DP, AVRCP, HSP, HFP
  • Диапазон связи: 10 м
  • Тип батареи: литий-ионная
  • Время работы: 6 часов
  • Режим ожидания: 10 дней
  • Время зарядки: 2 часа
  • Цвет: черный
  • Вес: 41 грамм

Могут ли навредить слуху

Любые наушники могут навредить слуху на высокой громкости. Рисков с наушниками, которые работают на базе костной проводимости сильно меньше, так как не затрагиваются напрямую самые чувствительные органы слуха.

Можно ли прислонить обычные наушники к черепу и слушать звук

Нет, так не выйдет. Все наушники с технологией костной проводимости работают по особому принципу, когда звук передается с помощью вибрации, именно поэтому даже у проводных наушников есть дополнительный источник питания, встроенный аккумулятор.

Заменяют ли наушники слуховой аппарат

Наушники не усиливают звук, поэтому заменить слуховой аппарат они не могут, однако в ряде случаев нарушения воздушной проводимости звука, например, возрастных, такие наушники могут помочь отчетливей различать услышанное.

Важным элементом человеческого организма являются слуховые косточки. Эти миниатюрные образования играют чуть ли не основную роль в процессе восприятия звука. Без них невозможно представить передачу волновых колебаний и вибрации, поэтому важно беречь их от болезней. Сами по себе эти косточки имеют интересное строение. Об этом, а также о принципе их функционирования следует поговорить более подробно.

Виды слуховых косточек и их расположение

В полости среднего уха производится восприятие звуковых колебаний и их дальнейшая передача во внутреннюю часть органа. Все это становится возможным благодаря наличию специальных костных образований.

Косточки покрыты слоем эпителия, поэтому они не травмируют барабанную перепонку.

Их объединяют в единую группу – слуховые косточки. Чтобы понимать принцип их работы, нужно знать, как называются эти элементы:

  • молоточек;
  • наковальня;
  • стремечко.

Несмотря на их крошечные размеры, роль каждой просто неоценима. Свои названия они получили благодаря особенной форме, напоминающей соответственно молоток, наковальню и стремя. Для чего конкретно служит каждая слуховая косточка рассмотрим далее.

Что касается расположения, косточки находятся в полости среднего уха. Посредством скрепления мышечными образованиями, они примыкают к барабанной перепонке и выходят в окно преддверия. Последнее открывает проход из среднего уха во внутреннее.

Все три косточки образуют целостную систему. Они соединяются между собой с помощью суставов, а их форма обеспечивает идеальную стыковку. Можно выделить следующие связки:

  • в теле наковальни имеется суставная ямка, которая стыкуется с молоточком, а точнее, с его головкой;
  • чечевицеобразный отросток на длинной ножке наковальни соединяется с головкой стремечка.
  • задняя и передняя ножка стременной косточки объединяются с помощью её основания.

В итоге образуются два суставных соединения, а крайние элементы стыкуются с мышцами. Мышца, напрягающая барабанную перепонку, захватывает рукоятку молоточка. С её помощью он приводится в движение. Ее мышца-антагонист, которая соединяется с задней ножкой стремени, регулирует давление на основание косточки в окне преддверия.

Выполняемые функции

Далее, нужно выяснить какую роль в процессе восприятия звуков играют слуховые косточки. Их адекватная работа необходима для полноценной передачи звуковых сигналов. При малейших отклонениях от нормы возникает кондуктивная тугоухость.

Следует выделить две основные задачи этих элементов:

  • костная проводимость звуковых волн и вибраций;
  • механическая передача внешних сигналов.

При поступлении звуковых волн в ухо возникают колебания барабанной перепонки. Это возможно благодаря сокращению мышц и приведению в движение косточек. Чтобы не допустить повреждений в полости среднего уха, контроль за реакцией мобильных элементов частично осуществляется на рефлекторном уровне. Сокращение мышц удерживает косточки от чрезмерных колебаний.

За счет того, что рукоятка молоточка достаточно длинная, при напряжении мышцы возникает эффект рычага. В итоге даже небольшие звуковые посылы вызывают соответствующую реакцию. Ушная связка из молоточка, наковальни и стремечка передает сигнал в преддверие внутреннего уха. Далее ведущая роль по передаче информации принадлежит сенсорам и нервным окончаниям.

Связь с другими элементами

Слуховые косточки тесно связаны между собой с помощью суставных узлов. Кроме этого, они соединяются с другими элементами, формируя беспрерывную цепочку системы звукопередачи. Связь с предыдущими и последующими звеньями осуществляется с помощью мышц.

Первое направление – это барабанная перепонка и мышца, которая её напрягает. Тонкая мембрана образует связку благодаря отростку мышцы, соединенной с рукояткой молоточка. Рефлекторные сокращения предохраняют перепонку от разрыва при резких громких звуках. Однако, чрезмерные нагрузки способны не только повредить столь чувствительную мембрану, но и сместить саму косточку.

Второе направление – выход основания стремечка в овальное окно. Стременная мышца удерживает его ножку и ослабляет давление на окно преддверия. Именно в этой части происходит передача сигнала на следующий уровень. От косточек среднего уха импульсы переходят во внутреннее ухо, где происходит преобразование сигнала и его дальнейшая передача по слуховому нерву в головной мозг.

Таким образом, косточки выполняют роль связующего звена в системе приема, передачи и обработки звуковой информации. Если средняя ушная полость подвержена изменениям вследствие патологий, травм или болезней, функционирование элементов может быть нарушено. Важно не допустить смещения, блокирования и деформации хрупких косточек. В некоторых случаях на помощь приходит отохирургия и протезирование.

Есть особый класс устройств – костной проводимости. Они существенно отличаются от «обычных», которые усиленный звук передают «по воздуху» традиционным путем – наружный слуховой проход, барабанная перепонка, слуховые косточки, внутреннее ухо. Костные же слуховые аппараты обработанный звук сразу доставляют во внутреннее ухо посредством костей, минуя наружное и среднее. При этом звуковую информацию получают оба уха, а не только то, на стороне которого расположено устройство.

Этот вид аппаратов появился довольно давно и старшее поколение их неплохо помнит. В былые времена представляли собой достаточно громоздкие и неэстетичные устройства на жестком оголовье карманного типа, реже встроенные в дужку очков. Они нашли свое применение у больных с хроническими средними отитами, в том числе после радикальных операций на ушах.

С 1977 года началась новая эра в развитии этого направления, когда в Швеции были прооперированы три первых пациента для использования слуховых аппаратов костной проводимости. Сейчас в мире доступно множество таких устройств как имплантируемого, так и неимплантируемого типа.

Как работают?

Слуховые аппараты костной проводимости при помощи микрофонов улавливают окружающие звуки, обрабатывают их, преобразуют в вибрационные колебания, которые достигают внутреннего уха.

Как крепятся?

Существуют неимплантируемые и имплантируемые (как правило, доступны по достижению определенного возраста и/или толщины кости) варианты. При этом в большинстве случаев собственно костный слуховой аппарат можно использовать и без оперативного вмешательства (оголовье, бандаж).

  1. Твердое оголовье – напоминает собой обруч для волос, концы которого устанавливаются за ухо. В этих местах крепится слуховой аппарат.
  2. Мягкий бандаж – напоминает ленту для волос, бывает разных размеров (даже для самых маленьких детей). Имеет на своем протяжении одну или две площадки для крепления аппаратов, которые размещаются за ухом.
  3. Титановый имплант – для его установки необходима операция, в результате которой над поверхностью кожи в заушной области возвышается основание для присоединения устройства.
  4. Титаново-магнитный имплант – плоская пластина, которую во время хирургического вмешательства крепят на кость и полностью закрывают кожей. Слуховой аппарат держится за счет магнитной подушки.
  5. Активный имплант – часть системы, которая трансформирует звук в вибрацию помещается в ложе, которое формируется в кости. Речевой процессор крепится при помощи магнита, как и при кохлеарной имплантации, на нарушая целостности кожи.

При каких ситуациях подходят?

Основное показание к использованию слуховых аппаратов костной проводимости — двусторонние стойкие кондуктивные нарушения слуха. Это такие формы тугоухости, при которых внутреннее ухо функционирует нормально, а передача звука до него через слуховой проход, барабанную перепонку, слуховые косточки страдает.

Вот некоторые из таких заболеваний:

  • Атрезия наружного слухового прохода;
  • Аномалии развития среднего уха;
  • Хронические средние отиты;
  • Отосклероз;
  • Состояния после радикальной санирующей операции на ухе.

Следующим показанием являются смешанные формы когда к кондуктивным нарушениям присоединяются сенсоневральные. При этом технические параметры костных слуховых аппаратов накладывают ограничения на выраженность этого компонента: 40-45 дБ для стандартных моделей и 55 дБ для мощных.

Намного реже костные слуховые аппараты применяются при односторонней глухоте, когда их устанавливают на стороне пораженного уха. Устройство улавливает окружающие звуки и по кости передает их на здоровое ухо.

И морфологи эту структуру называют органелуха и равновесия (organum vestibulo-cochleare). В нем выделяют три отдела:

  • наружное ухо (наружный слуховой проход, ушная раковина с мышцами и связками);
  • среднее ухо (барабанная полость, сосцевид­ные придатки, слуховая труба)
  • (перепон­чатый лабиринт, располагающийся в костном лабиринте внутри пирамиды кости).

1. Наружное ухо концентрирует звуковые колебания и направляет их в наружное слуховое отверстие.

2. В слуховой канал проводит звуковые колебания к барабанной перепонке

3. Барабанная перепонка – это мембрана, которая вибрирует под действием звука.

4. Молоточек своей рукояткой прикреплен к центру барабанной перепонки при помощи связок, а его головка соединяется с наковальней (5), которая, в свою очередь, прикреплена к стремени (6).

Крошечные мышцы способствуют передаче звука, регулируя движение этих косточек.

7. Евстахиева (или слуховая) труба соединяет среднее ухо с носоглоткой. При изменении давления окружающего воздуха давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается через слуховую трубу.

Kортиев орган состоит из ряда чувствительных, снабженных волосками клеток (12), которые покрывают базилярную мембрану (13). Звуковые волны улавливаются волосковыми клетками и преобразуются в электрические импульсы. Далее эти электрические импульсы передаются по слуховому нерву (11) в головной . Слуховой нерв состоит из тысяч тончайших нервных волокон. Каждое волокно начинается от определенного участка улитки и передает определенную звуковую частоту. Низкочастотные звуки, передаются по волокнам, исходящим из верхушки улитки (14), а высокочастотные – по волокнам, связанным с ее основанием. Таким образом, функцией внутреннего уха является преобразование механических колебаний в электрические, так как мозг может воспринимать только электрические сигналы.

Наружное ухо является звукоулавливающим аппаратом. Наружный слуховой проход проводит звуковые колебания к барабанной перепонке. Барабанная перепонка, отделяющая наружное ухо от барабанной полости, или среднего уха, представляет собой тонкую (0,1 мм) перегородку, имеющую форму направленной внутрь воронки. Перепонка колеблется при действии звуковых колебаний, пришедших к ней через наружный слуховой проход.

Звуковые колебания улавливаются ушными раковинами (у животных они могут поворачиваться к источнику звука) и передаются по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке, которая отделяет наружное ухо от среднего. Улавливание звука и весь процесс слушания двумя ушами - так называемый бинауральный слух - имеет значение для определения направления звука. Звуковые колебания, идущие сбоку, доходят до ближайшего уха на несколько десятитысячных долей секунды (0.0006 с) раньше, чем до другого. Этой ничтожной разницы во времени прихода звука к обоим ушам достаточно, чтобы определить его направление.

Среднее ухо является звукопроводящим аппаратом. Оно представляет собой воздушную полость, которая через слуховую (Евстахиеву) трубу соединяется с полостью носоглотки. Колебания от барабанной перепонки через среднее ухо передают соединенные друг с другом 3 слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремячко, а последнеe через перпонку овального окна передает эти колебания жидкости, находящейся во внутреннем ухе, - перилимфе.

Благодаря особенностям геометрии слуховых косточек стремечку передаются колебания барабанной перепонки уменьшенной амплитуды, но увеличенной силы. Кроме того, поверхность стремечка в 22 раза меньше барабанной перепонки, что во столько же раз усиливает его давление на мембрану овального окна. В результате этого даже слабые звуковые волны, действующие на барабанную перепонку, способны преодолеть сопротивление мембраны овального окна преддверия и привести к колебаниям жидкости в улитке.

При сильных звуках специальные мышцы уменьшают подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек, адаптируя слуховой аппарат к таким изменениям раздражителя и предохраняя внутреннее ухо от разрушения.

Благодаря соединению через слуховую трубу воздушной полости среднего уха с полостью носоглотки возникает возможность выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки, что предотвращает ее разрыв при значительных изменениях давления во внешней среде - при погружениях под воду, подъемах на высоту, выстрелах и пр. Это барофункция уха.

В среднем ухе расположены две мышцы: напрягающая барабанную перепонку и стременная. Первая из них, сокращаясь, усиливает натяжение барабанной перепонки и тем самым ограничивает амплитуду ее колебаний при сильных звуках, а вторая фиксирует стремечко и тем самым ограничивает его движения. Рефлекторное сокращение этих мышц наступает через 10 мс после начала сильного звука и зависит от его амплитуды. Этим внутреннее ухо автоматически предохраняется от перегрузок. При мгновенных сильных раздражениях (удары, взрывы и т. д.) этот защитный механизм не успевает сработать, что может привести к нарушениям слуха (например, у взрывников и артиллеристов).

Внутреннее ухо является звуковоспринимаюшцм аппаратом. Оно расположено в пирамидке височной кости и содержит улитку, которая у человека образует 2.5 спиральных витка. Улитковый канал разделен двумя перегородками основной мембраной и вестибулярной мембраной на 3 узких хода: верхний (вестибулярная лестница), средний (перепончатый канал) и нижний (барабанная лестница). На вершине улитки имеется отверстие, соединяющее верхний и нижний каналы в единый, идущий от овального окна к вершине улитки и далее к круглому окну. Полость его заполнена жидкостью - пери-лимфой, а полость среднего перепончатого канала заполнена жидкостью иного состава - эндолимфой. В среднем канале расположен звуковоспринимаюший аппарат- Кортиев орган, в котором находятся механорецепторы звуковых колебаний - волосковые клетки.

Основным путем доставки звуков к уху является воздушный. Подошедший звук колеблет барабанную перепонку, и далее через цепь слуховых косточек колебания передаются на овальное окно. Одновременно возникают и колебания воздуха барабанной полости, которые передаются на мембрану круглого окна.

Другим путем доставки звуков к улитке является тканевая или костная проводимость . При этом звук непосредственно действует на поверхность черепа, вызывая его колебания. Костный путь передачи звуков приобретает большое значение, если вибрирующий предмет (например, ножка камертона) соприкасается с черепом, а также при заболеваниях системы среднего уха, когда нарушается передача звуков через цепь слуховых косточек. Кроме воздушного пути, проведения звуковых волн существует тканевый, или костный, путь.

Под влиянием воздушных звуковых колебаний, а также при соприкосновении вибраторов (например, костного телефона или костного камертона) с покровами головы кости черепа приходят в колебание (начинает колебаться и костный лабиринт). На основании последних данных (Бекеши - Bekesy и др.) можно допустить, что звуки, распространяющиеся по костям черепа, только в том случае возбуждают кортиев орган, если они, аналогично воздушным волнам, вызывают выгибание определенного участка основной мембраны.

Способность костей черепа проводить звук объясняет, почему самому человеку его голос, записанный на магнитофонную пленку, при воспроизведении записи кажется чужим, в то время как другие его легко узнают. Дело в том, что магнитофонная запись воспроизводит ваш голос не полностью. Обычно, разговаривая, вы слышите не только те звуки, которые слышат и ваши собеседники (т. е. те звуки, которые воспринимаются благодаря воздушно-жидкостной проводимости), но и те низкочастотные звуки, проводником которых являются кости вашего черепа. Однако слушая магнитофонную запись собственного голоса, вы слышите только то, что можно было записать, - звуки, проводником которых является воздух.

Бинауральный слух . Человек и животные обладают пространственным слухом, т. е. способностью определять положение источника звука в пространстве. Это свойство основано на наличии бинаурального слуха, или слушания двумя ушами. Для него важно и наличие двух симметричных половин на всех уровнях . Острота бинаурального слуха у человека очень высока: положение источника звука определяется с точностью до 1 углового градуса. Основой этого служит способность нейронов слуховой системы оценивать интерауральные (межушные) различия времени прихода звука на правое и левое ухо и интенсивности звука на каждом ухе. Если источник звука находится в стороне от средней линии головы, звуковая волна приходит на одно ухо несколько раньше и имеет большую силу, чем на другом ухе. Оценка удаленности источника звука от организма связана с ослаблением звука и изменением его тембра.

При раздельной стимуляции правого и левого уха через наушники задержка между звуками уже в 11 мкс или различие в интенсивности двух звуков на 1 дБ приводят к кажущемуся сдвигу локализации источника звука от средней линии в сторону более раннего или более сильного звука. В слуховых центрах есть с острой настройкой на определенный диапазон интерауральных различий по времени и интенсивности. Найдены также клетки, реагирующие лишь на определенное направление движения источника звука в пространстве.