Имя числительное как. Употребление имен числительных в русском языке. II точка зрения

Тема урока:

Цели урока:

познакомить учащихся с темой, совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с числом; формировать умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении; развить логику, мышление; воспитать интерес к уроку, любовь к русскому языку.

Тип урока: Урок усвоение нового материала. Комбинированный.

Наглядность: флипчарты, проектор, слайды, компьютер, маркеры, смайлики.

Методы урока: 1. Словесный

2. работа в группе

3. работа в паре

4. индивидуальное задание

5. наглядный

Ход урока:

Этапы урока

Действие учителя

Действие учащихся

Организационный момент

Приветствие учителя учащихся. Отметка в журнале отсутствующих учеников. Психологический настрой.

Проверка домашнего задания

Изложите на постере прошедшие темы. Имя числительное. Простые, сложные, составные числительные.

Ученики на постере излагают прошедшие темы имя числительное, простые и составные числительные

Вызов

Ваш друг построил многоэтажный дом. Давайте посчитаем сколько здесь этажей.

Это слова какой части речи?

Какие это числительные?

На первом, втором и третьем этажах магазины все остальные этажи свободны

Друг ваш предлагает вам квартиру на любом этаже в этом доме.

Напишите тот этаж, который вы выбрали.

Те кто выбрал

4 этаж –одна группа

5 этаж –одна группа

Вы обустроили квартиру и решили пригласить в гости вашего друга, но ему обязательно нужно сказать на каком этаже вы живете. Как сказать? Напишите свой вариант на листке

Четыре - это какое числительное?

Как вы узнали?

Дайте определение

А если не подходит количественные числительные, то какие возникают вопросы. Числительное «четвертом» на какой вопрос отвечает? Что оно обозначает?

Дайте определение

Материал для наблюдений

Значит, тема сегодняшнего урока звучит как?

Открываем тетради, пишем сегодняшнее число 22 октября 2014 года, десятый месяц года лошади, второй месяц осени, третья неделя месяца, третий день недели. До конца первой четверти

осталось две недели, 14 дней. Кто запомнил какие числительные я употребила в своих словах?

Раз, два, три, четыре, пять

Числительные

4, 5.

Учащиеся делятся на группы

Я живу на четыре этаже

Количественное

Количественное числительное обозначает количество и отвечает на вопрос сколько?

Какой?

Порядок при счете

Порядковые числительные –обозначают порядок при счете и отвечает на вопрос какой?

Наблюдают два текста, имеющие в себе числительные. Определяют их функции.

Количественные и порядковые числительные

Осмысление

Где встречаются числительные?

Головоломка со спичками . Переместите спичку таким образом, чтобы получилось равенство верным

Еще?

Вспомните сказки, мультфильмы в названиях, которых есть числительные.

Люди часто пользуются в своей речи числительные. Не случайно числительные употребляются в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Попробуйте объяснить значение следующих фразеологизмов.

В два счета

Как две капли воды

Заблудиться в трех соснах

Сидеть в четырех стенах

Первый блин комом

Семь пятниц на неделе

Семи пядей во лбу

За семью замками

На седьмом небе

Вспомните пословицы в которых встречаются числительные

Сейчас, вам буду говорить толкование пословиц, а вы вспомните саму пословицу

Если будешь делать несколько дел сразу, ни одного не сделаешь.

Прежде чем что-либо сделать, все тщетно взвесь, проверь несколько раз.

В жизни гораздо важнее хорошие друзья, чем деньги.

Чтение правила

Первая группа количественные числительные. Вторая группа порядковые числительные объясняют новую тему друг другу. Приводят примеры

Просклоняйте ваши этажи на доске. Что такое склонение?

А теперь отгадайте о ком идет речь?

Она родилась в конце лета, в начале последнего летнего месяца, на первой декаде. Когда она родилась поспевали овощи и фрукты.

Какую роль играет числительное в нашей жизни

Физминутка «Зверобойка»

Анекдот из жизни

Чтобы такое с вами не случилось, давайте узнаем, насколько вы знаете время

Видеоролик ВОВ

На уроке математики

В сказках, пословицах и поговорках, фразеологизмах.

Три поросенка, три богатыря, Белоснежка и 7 гномов, волк и семеро козлят, 38 попугая

Дружно

Очень быстро

Очень похожи

Запутаться

Не выходить из дома

Человек, который каждый день меняет свое решение.

Умный человек

Спрятать надежно

Счастлив

Ответы учеников

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Количественные числительные изменяются по падежам, не имеют рода, за исключением один, два. Не имеют числа. Количественные числительные разделяются на целые, дробные, собирательные.

Порядковые числительные называют номер предметов при счете, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются как имена прилагательные. Если находятся в составе названий праздников или знаменательных дат, то пишутся с прописной буквы

Изменение слов по падежам называется склонением.

И.п. четвертый этаж

Р.п. четвертого этажа

Д.п. четвертому этажу

В.п. четвертый этаж

Т.п. четвертым этажом

П.п. о четвертом этаже

И.п. пятый этаж

Р.п. пятого этажа

Д.п. пятому этажу

В.п. пятый этаж

Т.п. пятым этажом

П.п. о пятом этаже

Без числительных наша речь непонятна, на понятие уходит некоторое время.

Опережающее задание ученики инсценируют анекдот.

Работа в паре

Рефлексия

На уроке мне было трудно….

Домашнее задание

Упражнение 585 стр 255. Просклоняйте порядковые числительные 1997 год, 21 век

Оценивание

Индивидуальное задание для Акмарал

Саша шустро сушит сушки

Саша высушил штук шесть

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Отгадайте загадки

Два конца, два кольца

Посередине гвоздик. (н…..ы)

Два брюшка, четыре ушка (п…..а)

Индивидуальное задание для Гулжаухар

Быстро произнесите скороговорки

В семеро саней

По семеро в сани

Уселись сами.

У четырех черепашат по четыре черапашонка.

Отгадайте загадки

12 братьев друг за другом ходят, друг друга догнать не могут (м….ы)

Два близнеца- два братца верхом на нос садятся (о…и)

Индивидуальное задание для Нурбек

Отгадайте загадки

Три глаза, как три приказа. А красный самый опасный (с……р)

У него четыре лапки,

И на каждой есть царапки.

Переведите на родной язык пословицу

Индивидуальное задание для Мархабат

Отгадайте загадки

Двое чутких есть ушей

Он –гроза для всех мышей (к.т)

На пять чуланчиков – одна дверца (р……а)

Переведите на родной язык пословицу

Четверо живущих в согласии достанут и с неба,

Если шестером не дружны, они не удержат даже то, что у них в зубах.

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Семидесятилетию Великой Победы!

Великая Отечественная война началась _______ _________ июня _________ ___________ ______________ _______________ года.

Закончилась ___________ мая ________ ___________ _______ _______

года. Она длилась _______ ___________ ____________ дней.

Опорные слова: 22, 1941, 9, 1945, 1418

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Семидесятилетию Великой Победы!

Великая Отечественная война началась _______ _________ июня _________ ___________ ______________ _______________ года.

Закончилась ___________ мая ________ ___________ _______ _______

года. Она длилась _______ ___________ ____________ дней.

Опорные слова: 22, 1941, 9, 1945, 1418

Материал для наблюдений

    Сколько тебе лет?

    В каком году ты родился?

    На каком этаже ты живешь?

Материал для наблюдений

    Сколько тебе лет?

    Сколько лет ты учишься в этой школе?

    Сколько предметов вы изучаете?

    Сколько этажей имеет здание твоей школы

    Сколько человек учится в твоем классе?

    Из скольких человек состоит ваша семья?

    Сколько минут ты тратишь по дороге из дома в школу?

    В каком году ты родился?

    Какой год ты посещаешь школу?

    На каком этаже ты живешь?

    Какой год был для тебя удачным и понятным?

    В каком году ты закончишь школу?

    В каком году ты поступил в первый класс?

    Каким по счету является спортсмен, получивший бронзу?

Анекдот из жизни

Как –то один прохожий спросил у молодого человека, который только-только изучает русский язык, подскажите, пожалуйста который час? Молодой человек посмотрел на часы и никак не мог объяснить, наконец-то он произнес: хочет быть двенадцать, но 5 не отпускает.

ТЕМА:

Бейсенова Зульфия Сарбаевна

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

. Имя числительное – это часть речи, обозначающая количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно) (о числительных, располагающих морфологическим значением рода, см. ниже). Числительные делятся на два лексико-грамматических разряда: количественные (два , пять , двадцать , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ) и собирательные (оба , двое , пятеро ). В состав количественных числительных входят определенно-количественные и неопределенно-количественные числительные . Первые обозначают определенное количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые – неопределенное количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько -нибудь , сколько -то , столько , столько -то .

Количественным числительным присущи два значения. 1) Как определенно-количественные, так и неопределенно-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями – а) количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и б) числовым (отвлеченное количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество : это может быть три , пять , десять , вообще немного ; устная речь). 2) Только определенно-количественные числительные имеют счетно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счета оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счета, ограниченном количеством трех) ; вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счета, ограниченном 35-ю местами) .

Числительное как часть речи представляет собой непополняемую группу слов.

Термин "числительное" традиционно употребляется также для наименования всех слов с количественно-числовым и счетно-порядковым значениями. Такие слова отвечают на вопросы "сколько?" и "который?": два , три , пятеро , тысяча , миллион , нуль ноль ); первый , второй , десятый , сотый . Слова эти принадлежат к разным частям речи: к числительным, существительным, прилагательным; их объединяет то что все они являются счетными словами .

Помимо сходства лексической семантики все счетные слова обладают и некоторыми общими грамматическими особенностями: их лексические значения часто препятствуют последовательному выражению в них морфологической категории числа. Например, счетное прил. многие , определяющее существительные в форме мн. ч., не имеет форм ед. ч.; соотношение словоформ один одни не обозначает противопоставления по числу: словоформа одни (за исключением тех случаев, когда она определяет сущ. pluralia tantum или, реже, названия парных предметов: одни ножницы , одни перчатки ) выступает в знач. (только) (в группе были одни девочки ) или в знач. неопределенного местоимения ( какие-то, некоторые) (одни мои знакомые недавно переехали в другой город ). Однако грамматическая неоднородность счетных слов значительно сильнее их грамматического сходства: различия в морфологических категориях и парадигматике таких слов, как два и второй , оба и второй , трое и третий , много и многие , определяют их принадлежность к разным частям речи.

Счетно-порядковые прил. типа второй , третий , десятый (называемые иногда также порядковыми числительными), а также счетно-местоименное слово один не имеют своих собственных, отличающих их от прилагательных морфологических признаков. С другой стороны, такие слова, как миллион , миллиард , нуль , не имеют морфологических признаков, отличающих их от существительных. В особую часть речи – имя числительное – выделяются только те количественные и собирательные слова, которые обладают своими собственными морфологическими признаками, не позволяющими объединить их ни с существительными, ни с прилагательными (подробнее см. ниже). Счетно-порядковые прилагательные и счетно-местоименное слово один во всех падежах с определяемым существительным последовательно согласуются. Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек , тысячей тысячью ) человек человеками ), тысячей тысячью ) рублей рублями ); о тысяче человек ; миллион книг , миллионом книг .

Объединение количественных и собирательных числительных в особую часть речи определяется специфическими особенностями этих слов: их морфологическими категориями (см. § -) и общностью их синтаксических функций. Характерной синтаксической особенностью количественных и собирательных числительных является специфическое противопоставление образуемых ими сочетаний в формах им. и вин. п. и в формах др. косв. падежей: в формах им. и вин. п. числительное (количественное и собирательное) управляет неодушевл. существительным в форме род. п.: два стола , пять суток , трое саней ; во всех других падежах числительное с таким существительным согласуется: двух столов , двум столам ; пяти суток , пятью сутками . (О сочетаниях с предлогом по в распределительном значении см. § § .)

Количественные числительные обозначают собственно количество, а собирательные – количество как совокупность: пришли три человека , у троих были в руках цветы ; [Маша :] ... а ведь дом принадлежит не ему одному , а нам четверым ! (Чех.); Он стоит между двух красавиц , У обеих зрачки в слезах (Асеев).

Примечание . В пределах первых десяти единиц счета могут иметь место случаи семантического неразличения количественных и собирательных числительных: Двум из осужденных , а всех их было четверо , – Думалось еще из четырех двоим (Пастерн.); Когда я теперь думаю о тех деятелях в области таланта , которых я знал , то я готов прийти к выводу , что те двое , два странных , юных , небрежных , хохочущих мальчика , – мастера (Олеша).

Количественные и собирательные числительные различаются способами выражения морфологических категорий и системами падежных форм.

Числительные, кроме слов два , оба и полтора , не имеют морфологической категории рода . У числительных два , оба и полтора категория рода – это словоизменительная морфологическая категория, представленная двумя рядами форм: рядом форм муж. и сред. р. – два , оба , полтора и рядом форм жен. р. – две , обе , полторы . Формы муж. и сред. р. обозначают, что числительными определяются предметы, названные существительными муж. или сред. р.; формы жен. р. обозначают, что числительными определяются предметы, названные существительными жен. р.: два стола , оба студента , полтора куска ; две книги , обе студентки , полторы булки . У слов два и полтора морфологическое значение рода выражено только в форме им. и вин. п. (в том случае, если вин. п. равен им. падежу): два стола две книги , но двух столов двух книг ; полтора куска полторы булки , но полутора кусков полутора булок ; у слова оба значение рода выражено во всех падежных формах: обоих студентов , обоими студентами ; обеих студенток , обеими студентками .

Количественные числительные (кроме слов два , полтора ) никак не указывают на грамматический род тех существительных, с которыми они сочетаются: четыре стола , четыре книги , четыре окна .

Собирательные числительные (кроме оба ), не располагают формальными средствами выражения рода; однако они относятся избирательно к роду тех существительных, с которыми они сочетаются. Эти числительные употребляются со следующими существительными. 1) С сущ. муж. и общ. р. – названиями лиц: трое мальчиков , пятеро мужчин , четверо сирот ; с сущ. жен. р. – названиями лиц, а также с назв. животных (кроме невзрослых), собират. числительные, как правило, не соединяются; однако такие соединения, хотя они и не рекомендуются, не исключены и в употреблении встречаются, например: [Вершинин :] У меня жена , двое девочек (Чех.). 2) С сущ. дети (ед. ч. ребенок ), ребята , люди (ед. ч. человек ), лица (люди) , с названиями невзрослых существ, а также с субстантивированными прилагательными и причастиями в форме мн. ч., называющими группу лиц: четверо детей , трое людей , трое щенят , семеро козлят , пятеро известных лиц , двое неизвестных , четверо знакомых , семеро отдыхающих . 3) С личными местоимениями-существительными мы , вы , они : пригласили только вас двоих ; их трое ; Нас было двое : брат и я (Пушк.); Остались мы трое (Гонч.). 4) Из неодушевл. существительных собирательные числительные сочетаются только со словами pluralia tantum и, реже, с названиями парных предметов, не относящимися к разряду pluralia tantum; двое суток , четверо ножниц , пятеро саней ; двое лыж (две пары лыж) , трое ботинок (три пары ботинок) . В формах всех косв. падежей, кроме вин. п., при таких неодушевл. существительных употребляются количественные, а не собирательные числительные: двое суток , пятеро саней , но не прошло и двух суток , к пяти саням . Преимущественное употребление собирательных числительных с существительными – названиями лиц, а также с местоимениями-существительными мы , вы , они выделяет собирательные числительные в небольшую группу слов, способных выражать противопоставление "личность – неличность". Эта способность свойственна также местоимениям-существительным.

Неопределенно-количественные числительные в сочетании с существительными непоследовательно обозначают одушевленность тех существительных, с которыми они сочетаются. Так, в вин. п. эти числительные могут выступать в форме, совпадающей с формой им. или род. п. (см. § ).

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Примечание . В сочетании с числ. много , несколько слово сто употребляется как счетное существительное в знач. (

сотня) : много сот лет тому назад , в нескольких стах писем (см. об этом также § ).

Об употреблении числ. сто , девяносто и сорок с предлогом по см. § .

К данному типу склонения примыкает склонение количеств. числ. полтора (один с половиной) и полтораста (количество 150) , (полторы сотни) , также имеющих только две различающиеся падежные формы: им. и вин. п. (полтора , полторы , полтораста ) и форму всех косв. пад., кроме вин. п. (полутора , полутораста ). Числительные полтора и полтораста в им. и вин. п. управляют существительными; во всех остальных падежах они согласуются с сущ. во мн. ч. Употребления, встречающиеся в устной и газетной речи, типа противостоять полуторастам стран , находиться в полуторастах километров не являются нормативными; нормально: полутораста странам , в полутораста километрах .

Встречающееся в разговорной речи и просторечии количественное числ. полста (пятьдесят) относится к нулевому склонению и имеет омонимичные словоформы во всех падежах.

Парадигмы

И. дво - е (дво| j- a 1 |) четвер - о
Р. дво - их четвер - ых
Д. дво - им четвер - ым
В.

как им. или род. п.

Тв. дво - ими четвер - ыми
Пр. о дво - их о четвер - ых

Числ. оба , обе образует падежные формы от разных основ: в формах косв. пад. муж. и сред. р. – основа |обоj|-, в формах косв. пад. жен. р. – основа |об"ej|-.

Мужской
и средний род

Женский род

И. об - а об - е
Р. обо - их обе - их
Д. обо - им обе - им
В.

как им. или род. п.

Тв. обо - ими обе - ими
Пр. об обо - их об обе - их

Неопределенно-количественные (в том числе и местоименные) числ. много , немного , столько , сколько , несколько имеют в им. п. флексию -|a 1 | (орфогр. -о ), в остальных падежных формах флексии, тождественные флексиям прилагательных адъективного склонения мн. ч. (см. § ). Формы косв. пад. числ. много , немного совпадают с формами косв. пад. местоименных прилагательных многи е , немноги е .

И. скольк - о мног - о
Р. скольк - их мног - их
Д. скольк - им мног - им
В.

как им. или род. п.

Тв. скольк - ими мног - ими
Пр. (о ) скольк - их (о ) мног - их

Примечание . При одушевл. существительных неопределенно-количественные числительные выступают как в форме вин. п., так и в форме им. п.: посетил многих друзей и посетил много друзей . Форма им. п. в современной речи здесь преобладает.

Об употреблении собирательных и неопределенно-количественных числительных с предлогом по см. § .

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
С ПРЕДЛОГОМ ПО

§ . Употребление числительных в составе сочетаний с предлогом по в так называемом дистрибутивном (распределительном) значении характеризуется двумя особенностями: 1) числительное в этом сочетании выступает или в форме дат. п., или в форме, совпадающей с формой им. п.; 2) при употреблении с предлогом по числительное всегда управляет существительным, а не согласуется с ним. Таким образом, сочетание с числительным при наличии предлога по выступает как единое целое, обозначающее количество предметов как их совокупность. В отличие от изменения по падежам сочетаний с другими предлогами, когда числительное согласуется с падежной формой имени (без двух столов , к трем дням , с тремя студентами , о четырех сотрудниках ), в конструкциях с предлогом по форму дат п. может иметь только числительное: по пяти яблок , по десяти тетрадей .

Различные числительные в составе сочетаний с предлогом по ведут себя по-разному.

1) Количественные числ. два , три , четыре , девяносто , сто , двести , триста , четыреста и собирательные числ. двое , трое , четверо при предлоге по употребляются в форме, совпадающей с формой им. п.: дали по два карандаша , по две тетради , по три листа бумаги ; по двое ножниц ; по девяносто мест , по сто билетов , по триста рублей (сочетания по девяноста мест , по ста билетов являются устаревшими). Аналогичным образом ведут себя составные числ. с последним компонентом два , три , четыре (по двадцать два рубля , по семьдесят три копейки ), а также числ., в состав которых входят слова двести , триста и четыреста (по двести двадцать пять рублей , по четыреста восемьдесят штук ).

2) Остальные количественные числ. (от пяти до десяти и далее, двадцать , тридцать , сорок и т. д.) выступают в количественных именных сочетаниях с предлогом по в двух вариантах: а) в форме дат. п. (книжный вариант): Наживал на каждой паре по тридцати копеек (Чех.); За каждого тебе по десяти франков будем платить (А. Н. Толст.); Решено было сперва играть по тридцати минут в тайме (Ю. Казак.) и б) в форме, совпадающей с формой им. п. (разг. вариант): Мне заплатили по семь копеек за кусок (Чех.); На следующий день Ловков и графский повар принесли по сорок рублей (С. Коненков); Набрав по десять очков , оба претендента возглавили турнирную таблицу (газ.). У составных числ. (за исключением названных выше в п. 1) в сочетаниях с предлогом по выступают или формы дат. п. (книжный вариант), или формы, совпадающие с формой им. п. (разг. вариант): по тридцати пяти рублей по тридцать пять рублей ; по сто четырнадцати рублей по сто четырнадцать рублей .

3) Неопределенно-количественные числ. с предлогом по употребляются в форме дат. п.: по многу дней ; Еще раз запрещаю вам находиться в цехе неотлучно по нескольку дней (В. Ажа- ев). Конструкции с предлогом по , в которых неопределенно-количественные числ. выступают в форме, совпадающей с формой им. п., являются разговорными: по много дней , по несколько дней .

УДАРЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

§ . Ударение числительных представлено акц. типами А, В и В 1 ; некоторые числительные имеют нерегулярные акцентные характеристики.

Акцентный тип А характеризуется неподвижным ударением на основе во всех формах: оди ннадцать , оди ннадцати , оди ннадцати , оди ннадцать , оди ннадцатью , оди ннадцати . Этот тип представлен всеми количеств. числительными, оканчивающимися на -надцать . К нему примыкает также собирательное числительное оба , обе , в котором ударение перемещается в косв. пад. на конечный слог основы – на один слог вправо по сравнению с местом ударения в им. п.: оба обо их , обо им , обо их , обо ими , (об ) обо их ; обе обе их .

Акцентный тип В имеет следующие характеристики: неподвижное ударение на флексии в формах всех падежей (в им. и вин. п., а у числительных, оканчивающихся на -сот , и в род. п. – условное ударение на флексии): пять , пяти , пяти , пять , пять ю, о пяти . К акц. типу В относятся числительные два , три , пять , шесть , семь , сто , пятьсо т (пятисо т , пятиста м , пятьсо т , пятиста ми , о пятиста х ), шестьсо т , семьсо т , восемьсо т , девятьсо т .

Акцентный тип В 1 имеет следующие характеристики: ударение на флексии во всех косв. пад. и на основе в форме им. п.: четы ре , четырёх , четырём , четы ре , четырьм я, о четырёх . Этот тип представлен числительными четы ре , во семь , де вять , де сять , два дцать , три дцать , со рок ; две сти , три ста , четы реста . Ударение акц. типа В 1 характеризует также все собирательные числительные: дво е (двои х , двои м , двои х , двои ми , о двои х ), тро е , че тверо , пя теро , ше стеро , се меро , во сьмеро , де вятеро , де сятеро .

§ . Особую группу составляют числительные с нерегулярными акцентными характеристиками . Сюда относятся следующие слова. 1) Пятьдеся т , шестьдеся т , се мьдесят , во семьдесят , характеризующиеся перемещением ударения в косв. пад. на конечный слог первого компонента: пятьдеся т пяти десяти , пяти десяти , пятью десятью , (о ) пяти десяти ; се мьдесят семи десяти . 2) Полтора , полторы , полтора ста : в косв. пад. этих числительных ударение перемещается на два слога влево по сравнению с местом ударения в им. и вин. п.: полтора полу тора , полторы полу тора , полтора ста полу тораста .

§ . Вне описанной акцентной системы находятся числительные, отдельные формы которых отклоняются от перечисленных акц. типов. Сюда относятся случаи переноса ударения на предлог . Этот перенос ударения в отличие от существительных (см. § ) не зависит от значения предлога и возможен у следующих числительных: два за два и за два , на два и на два , по два и по два ; за (на , по ) две и за (на , по ) две ; три за (на , по ) три и за (на , по ) три ; пять за (на ) пять и за (на ) пя ть ; шесть за (на ) шесть и за (на ) ше сть ; семь за (на ) семь и за (на ) се мь ; во семь за (на ) восемь за (на ) во семь ; де вять за (на ) девять и за (на ) де вять ; де сять за (на ) десять и за (на ) де сять ; сорок за со рок и (устар.) за сорок (о возрасте): Со всех сторон я слышал ровный шорох , Угрюмый шум забвений и утрат . И было им , как мне , давно за со рок , И был я им давным -давно не рад (Наровч.) и: Другой сказал : – Меня как будто Жена с войны не дождалась . Сыночек был у нас . Ему -то , Наверно , за сорок сейчас (Светл.); сто во сто крат ; в сто раз и во сто раз ; за сто и за сто : Отмечали Вы , схоласты , Птоломея Юбилей . Но дошла к вам . Лет так за сто Весть , Что прав был Галилей (Март.) и: Когда я из жизни уйду , Известие Еще не коснется газетных листов , А я улечу к созвездьям Годов световых За сто (Щип.); на сто и на сто ; по сто и по сто ; до ста и до ста ; со ста и (устар.) со ста (рублей , рублями ).

Ударение перемещается на предлог у следующих собирательных числительных: дво е за двое и за двое ; на двое (с сущ., не имеющими форм ед. ч.; например, суток ); по двое и по дво е ; тро е за трое и за тро е , на трое (с сущ., не имеющими форм ед. ч.); по трое и по тро е . Чаще всего ударение перемещается на предлог, если в предложении нет указания на предмет счета или если этот предмет обозначен словом, которое предшествует числительному: разделить на два , шесть на два размерах чего-л.); яблок досталось каждому по два ; засчитать один рабочий день за два . Если же при простом числительном предмет счета обозначен словом, стоящим непосредственно после числительного, то ударение на предлоге предпочтительно (за два билета , за пять лет ), но допустимо и ударение на числительном (за два билета , за пя ть лет ). Ударение может перемещаться на предлог и при указании приблизительности счета: лет за пять , дня на два , и менее регулярно: лет за пя ть , дня на два .

Ударение не перемещается на предлог при сочетании двух числительных, означающем приблизительность: на два -три часа , а также при соединении числительных с помощью союза или : на пя ть или ше сть дней .

При уточнениях с половиной , с полтиной (разг.) ударение колеблется: по три по три ) с половиной ; на два на два ) с полтиной (разг.).

В составном числительном ударение на предлог не перемещается: за сто два дцать дней ; на со рок два часа , но: по три се мьдесят (о рублях с копейками) и (разг.) по три се мьдесят .

Имена числительные — это слова, обозначающие количество (отвечают на вопрос сколько? ) или порядок предметов при счете (отвечают на вопрос который? какой? ), например: одиннадцать (человек), одиннадцатый (номер).

Количественные числительные

Числительные, обозначающие количество, называются количественными (например, один , десять, двадцать, триста шестьдесят четыре и т. д.)

Количественные числительные могут обозначать не только целые, но и дробные числа, например, две десятых, семь восьмых . Это дробные числительные.

Среди количественных выделяется группа собирательных числительных, обозначающих количество предметов как одно целое, например: двое саней, их было четверо . Собирательных числительных немного: двое , трое … — десятеро ; оба (обе ).

Порядковые числительные

Числительные, обозначающие порядок предметов при счете, называются порядковыми (например, первый, десятый, двадцать пятый ).

По составу числительные делятся на:

  1. простые , которые имеют один корень, например: один, два, пять — десять, одиннадцать — двадцать, тридцать, сорок, сто ;
  2. сложные , которые состоят из двух (иногда и более) корней, например: пятьдесят — восемьдесят, девяносто, двести, триста, четыреста, пятьсот — восемьсот; пятидесятый, трехсотый, пятисотый; сорокапятитысячный ;
  3. составные , которые состоят из двух и более слов, например: двадцать один, девяносто три, пятьдесят четыре, пятьсот пятьдесят пять; двадцать первый, девяносто третий, пятьсот пятьдесят пятый .

Примечание

Дробные числительные являются составными : они образуются из количественного и порядкового числительного, например: две седьмых (доли), три сотых (доли), четыре двадцать пятых (доли).

Исключение: полтора полторы .

При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, входящие в их состав; при склонении составных порядковых числительных — только последнее слово, например:

(7 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

В русском языке часть речи, обозначающая число предметов, количество или порядок, называют числительным. В данной статье подробно описаны особенности числительных, их структура, склонение по падежам, значение и основные проблемы. Для лучшего усвоения материала приведены наглядные примеры.

Числительное в русском языке

Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы который? сколько? и обозначает число предметов, порядок или количество называется числительным

Примеры: пятый , восьмой , семнадцать , двадцать пять .

Обозначать количество могут разные части речи, но записать с помощью цифр можно только эту часть речи (Пятёрка лошадей - пять (5) лошадей).

История возникновения системы числительных уходит в далёкое прошлое формирования праиндоевропейского языка, где использовалась десятинная система исчисления.

Проблематика числительных

В русском языке современности, по мнению учёных-лингвистов, нет чёткого понятия, какие словесные формы относить к данной части речи. Дело в том, что по своему происхождению все они относятся к разным основам. Условно все точки зрения можно разделить на две основные группы - изучение форм в широком или узком понимании.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

При узком рассмотрении и изучении данной части речи дробные и порядковые разряды исключаются, как отдельный вид. В широком изучении к видам числительных относят:

  • три группы, обозначающие количество (дробные, собирательные, целые);
  • порядковые;
  • слова неопределённо-количественные (мало, много, сколько).

Нет однозначного мнения по поводу форм, обозначающих порядок при счёте. Ряд учёных (Виноградов, Тихонов, Пешковский и др.) относят их к относительным прилагательным, так как они имеют такие же категории. В предложении они выступают определением. Другие же учёные (Гвоздев, Шахматов и прочие) относят такие слова к отдельному разряду числительных.

Проблема существует и в отношении словесных форм миллион, тысяча, миллиард и т.д., они имеют признаки, не только числительных, но и существительных.

Структура данной части речи

По составу различают такие виды:

  • Простые числительные состоят из одной основы и описывают только одну цифру (четыре, восемь, один).
  • Сложные – описывают две цифры, которые соединяются в одно слово (двенадцать, пятнадцать, шестьдесят ).
  • Составные – состоят из нескольких слов, которые пишутся раздельно (одна тысяча восемьдесят восемь).

Для чего нужны числительные?

    Для обозначения (называния) чисел - десять, сорок пять, девятнадцать;

    Для указания предметного количества - пять котят, четыре яблока;

    Для определения счётного порядка - седьмой, второй, двадцать первый.

В предложении они могут выступать в качестве любого члена.

Склонение по падежам

Имя числительное как часть речи имеет категорию падежа, а слова, обозначающие счётный порядок изменяются по числам и родам. Склонение по падежам имеет различные виды в зависимости от типа числительного. «Русская грамматика» от 1990 года указывает на существование двух разновидностей - субстантивные и адъективные.

Субстантивные:

  • от пяти до десяти и на -дцать, -десят (шесть, семнадцать, пятьдесят);
  • числительные на -сто (двести, шестьсот и пр.);
  • сорок, девяносто, сто, полтораста, полтора .

Адъективные склоняются как прилагательные и имеют две разновидности:

  • Слова два, три, четыре;
  • Слова оба, обе и неопределённо-количественные (мало, много, немного и др.).

При изменении падежных окончаний возникают сложности при образовании форм слов и их употреблении в устной речи. Нормой литературного языка является изменение всех частей сложных и составных форм (пятьюстами семьюдесятью двумя рублями). Для порядковых числительных составной формы существует правило, которое предусматривает изменение в таких словах только последней части по принципу прилагательного (тысяча девятьсот шестьдесят первый год - в тысяча девятьсот шестьдесят первом году. )

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 578.

Общеизвестно, что русский язык - один из самых сложных языков в мире. Простое тому подтверждение - огромное количество ошибок в устной и письменной речи даже у самых образованных людей. Как ни странно, но, по некоторым данным, около 90% носителей русского языка не замечают этих ошибок или таковыми их не считают.

Мой верный друг! мой враг коварный!

Мой царь! мой раб! Родной язык!

Валерий Брюсов

У многих носителей русского языка часто возникают сомнения (и это несмотря на пройденный курс русского языка не только в школе, но и в вузе) относительно «приДТи» или «приЙТи», в аэропорте или в аэропорту , одеть или надеть платье, скучаю по вас или по вам. А с употреблением числительных, спряжением глаголов вообще беда. Или возьмем, к примеру, такой раздел, как пунктуация. С постановкой запятых в сложных союзных предложениях не возникает столько проблем, сколько в ситуации с бессоюзными предложениями. С двоеточием и тире постоянно происходит путаница.

Мы не ставим перед собой задачу - осветить весь курс русского языка и научить всех грамоте, однако рассказать о частых ошибках, которые допускаются в устной речи и на письме, постараемся. В хитростях русского языка заблудиться немудрено. Начнем с употребления числительных.

Склонение числительных

Согласитесь, что числа и количества постоянно окружают нас в повседневной жизни. Они встречаются на каждом шагу, облегчая, а в некоторых случаях и затрудняя, нашу жизнь. Мы одинаково считаем минуты перед долгожданной встречей, с горечью провожаем убегающие годы, живо реагируем на увеличение размера одежды, запоминаем нужную страницу книги или номер телефона. Числа и количества... Понятно, что без них нам уже не обойтись, а значит, не обойтись и без специальных слов - имен числительных, при помощи которых мы можем назвать ту или иную дату, сообщить номер или размер, индекс или код, определить сумму, разность, остаток, доход имногое другое.

Тем не менее, несмотря на частотность употребления и использование практически во всех сферах жизни, имена числительные, представленные в современном русском языке, вызывают определенные трудности.

Наибольшее количество затруднений, возникающих при употреблении числительных, связано с необходимостью использовать их в формах косвенных падежей. Правильный выбор таких форм обусловлен, во-первых, типом склонения, к которому относится то или иное числительное, а во-вторых, общими правилами, регулирующими изменение этих слов в зависимости от состава (простое или составное) числительного и того, с каким словом оно сочетается. И хотя самостоятельных слов, входящих в состав такой части речи, как имя числительное, в современном русском языке относительно мало (около ста), все они оказываются распределенными по достаточно большому (особенно, если сравнивать с существительными или прилагательными) количеству самостоятельных типов склонения.

Итак, давайте для начала вспомним, какие бывают числительные и как правильно их следует употреблять.

  • количественные числительные - обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т.д.
  • собирательные числительные - обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др.
  • порядковые числительные (счетные прилагательные) - числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая .

Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (пять и несколько ); по своему строению - простыми (с одним корнем: пять, девять ), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот ) и составными (состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть ).

Собирательные числительные используются:

  • в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц : пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей ; семь зевак;
  • в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении «люди»: у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;
  • в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в серых шинелях, нас пятеро;
  • в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (то есть употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками .

Как склонять числительные?

Количественные и собирательные числительные склоняются по образцу существительных или прилагательных.

По образцу существительных третьего склонения (ночь, тень ) склоняются:

  • числительные :

И. п. пять

В. п. пять

Р. п. пяти

Т. п. пятью

Д. п. пяти

П. п. о пяти

Но: т. п. – восьмью и восемью .

  • числительные на -дцать : одиннадцать, двенадцать, тридцать и др.:

И. п. одиннадцать

В. п. одиннадцать

Р. п. одиннадцати

Т. п. одиннадцатью

Д. п. одиннадцати

П. п об одиннадцати

  • числительные на -десят : пятьдесят, шестьдесят и др.:

И. п. пятьдесят, шестьдесят

В. п. пятьдесят, шестьдесят

Р. п. пятидесяти, шестидесяти

Т. п. пятьюдесятью, шестьюдесятью
(НЕ пятидесятью, шестидесятью)

Д. п. пятидесяти, шестидесяти

П. п. о пятидесяти, о шестидесяти

Но: Т. п. - восьмьюдесятью и восемьюдесятью .

Особое склонение имеют числительные двести, триста, четыреста и все числительные на -сот (пятьсот, шестьсот ):

И. п. триста, пятьсот

В. п. триста, пятьсот

Р. п. трехсот, пятисот
(НЕ трехста, пятиста)

Т. п. тремястами, пятьюстами
(НЕ трехстами, пятистами)

Д. п. тремстам, пятистам
(НЕ трехстам)

П. п. о трехстах, о пятистах

Необходимо запомнить, что:

  • числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (И. п., В. п.) и сорока, девяноста, ста (во всех остальных падежах). Поэтому правильно: с девяноста рублями , о сорока учениках , со ста проблемами, а НЕ *с девяностами рублями, о сороках учениках, со стами проблемами ;
  • числительное полтора имеет две формы именительного падежа - полтора (м. р. и с. р.) и полторы (ж. р.): полтора литра, полтора бревна, полторы жизни . Форма всех косвенных падежей (кроме винительного) - пол у тора . Правильно: о пол у тора днях , а НЕ *о полуторах днях, *полторах днях .

Числительные два, три, четыре , а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных:


Правильно:
До скольких работает библиотека? (ударение на о ) Она работает до стольких-то , а НЕ *до скольки, до стольки-то .

Помните, что у составных количественных числительных склоняется каждое входящее в них слово. Правильно: не хватает тысячи двухсот пятидесяти двух учебников; говорить о тысяче двухстах пятидесяти двух недостающих учебниках .

У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: к две тысячи четырнадцатому году, двадцать третьего мая .

В последнее время (по всей видимости, под влиянием широкоупотребительного порядкового числительного двухтысячный) в средствах массовой информации стала встречаться форма: двух тысяча первый (второй, третий...) год. Подобное употребление считается недопустимым. Нормативная форма: две тысячи первый (второй, третий...) и т.п.

Интересно знать!

В словах «пятьдесят» и «шестьдесят» можно увидеть корни «пять» и «шесть».Так почему же говорят «сорок», а не «четыредесят»?

По своему происхождению слово сорок связано с древнерусской мерой отсчета беличьих и собольих шкурок сороками (мешками определенного объема, отсюда сорочка – первоначально «мешок»): шесть сороков соболей . Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа - четыредесяте .)

Наверняка многие сомневаются в том, как правильно: «полтора суток» или «полторы сутки»?

Грамматически сочетание полтора суток небезупречно: в именительном падеже количественное числительное полтора управляет существительным в единственном числе (полтора метра, полтора часа ). Но в литературном языке выражение полтора суток (но не полторы суток ) существует. Так как слово сутки не имеет формы единственного числа, то заданный смысл рекомендуется выражать описательно, например: в течение полутора суток, полтора дня (если точное значение слова сутки не принципиально). С существительными, не имеющими формы единственного числа, следует употреблять слово полутора : Не прошло и полутора суток. Время ожидания приближается уже к полутора суткам. Все ограничилось полутора сутками. Стоит ли так много говорить об этих полутора сутках?

Кстати, полтора - это сращение слов полъ и вътора - «полвтора», «половина второго». После выпадения редуцированных лвт упростилось в лт .

Кто-то может задаться вопросом: если правильно говорить «два стола», то почему нельзя сказать «пять стола»?

Числительные два, три, четыре (а также составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре , например двадцать два ) в именительном падеже сочетаются с существительным в форме родительного падежа и единственного числа, например: двадцать два стола, тридцать три несчастья, пятьдесят четыре человека . Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять и т.д. и составные числительные, оканчивающиеся на пять, шесть, семь, восемь и т.д., согласуются с существительным, стоящим в форме родительного падежа множественного числа, например: сорок восемь преступников . Однако в косвенных падежах согласование выравнивается: Р. п. - двух столов, пяти столов , Д. п. - двум столам, пяти столам.

Такая разница в согласовании числительных связана с историей русского языка. Названия чисел 5–9 были существительными женского рода и склонялись как, например, слово кость . Будучи существительными, эти названия управляли родительным падежом существительных, употреблявшихся, разумеется, в форме множественного числа. Отсюда такие сочетания, как пять коров, шесть столов (ср. сочетания с существительными: ножки столов, копыта коров ) и т.п.

Сложнее обстояло дело с названиями чисел 2–4, которые были счетными прилагательными и согласовывались в роде, числе и падеже с существительными: три столы, четыре стены, три камене (ср.: красивые столы, высокие стены) . При этом название числа 2 согласовывалось с существительными в особой форме двойственного числа (не единственного и не множественного; такая форма применялась для обозначения двух предметов): две стене, два стола, два ножа (не два столы, два ножи ). К XVI веку в русском языке происходит разрушение категории двойственного числа, и формы типа два стола начинают восприниматься как родительный падеж единственного числа. Особая соотнесенность чисел 2, 3 и 4 (возможно, и грамматическая принадлежность к одному классу слов) повлияла на выравнивание форм словоизменения всех трех числовых наименований.

Интересно, что такое словоизменение является исключительно великорусской чертой, противопоставляющей русский язык другим восточнославянским. Ученые выдвигают гипотезу, что первоначально такие сочетания формировались как особенность северо-восточного диалекта.

А вот еще распространенная проблема: можно ли об одних брюках сказать «пара брюк»?

Словосочетание пара брюк - разговорно-просторечное. Следует говорить: одни брюки (об одном предмете) или двое брюк, две штуки брюк (о двух предметах) В просторечии выражение пара брюк часто заменяет собой именно общеупотребительное одни брюки . Это вызвано аналогией с общеупотребительными словосочетаниями, такими как пара сапог, пара носков, пара перчаток - о двух предметах, используемых в качестве пары. Употребления словосочетания пара брюк также нежелательно в связи с тем, что это словосочетание может быть по-разному понято собеседниками (один будет считать, что речь идет об одном предмете, другой - что говорится о двух однородных предметах). Употребление слова пара в роли счетного слова нормативно, только когда речь идет о парных предметах (пара ботинок, пара перчаток, пара весел и т.п.). Употребление слова пара в значении «несколько» (пару лет работать над проектом, отсюда до станции пара километров, выполнить пару заданий, выйти на пару минут, пара пустяков ) или «две штуки чего-либо непарного» (пара яблок, пара мешков ) характеризуется словарями русского языка как просторечное.

«Тысяче работникам» или «тысяче работников»?

Попробуем разобраться. Вопрос в том, чем является слово тысяча - существительным или числительным?

Если тысяча - имя существительное, то оно должно управлять родительным падежом существительного работник (должно быть: тысяча работников, тысячу работников, тысяче работников; ср.: парадоксы истории, парадоксов истории, парадоксам истории и т.д. - форма управляемого существительного во всех сочетаниях сохраняется). Если тысяча - числительное, то оно должно согласовываться с «работниками» в косвенных падежах. Иначе говоря, в формах косвенных падежей все количественные числительные должны употребляться с существительными в аналогичных падежных формах: пятидесяти работникам, о шести домах, пятью братьями .

Так что такое тысяча - числительное или существительное?

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой считает слово тысяча во всех значениях (в том числе в значении «число и количество 1 000») именем существительным. «Словарь русского языка» в 4 т. под ред. А.П. Евгеньевой («Малый академический словарь») и «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С.А. Кузнецова не столь категоричны. Согласно этим словарям слово тысяча - имя существительное только в значениях «огромное количество, множество» и «большие деньги, состояние». А в значениях «число 1 000» и «количество 1 000» тысяча - количественное числительное.

Академическая «Русская грамматика» 1980 года поясняет: Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.

Вопрос кажется решенным: слово тысяча управляет последующим существительным. Но откуда же в «Русской грамматике» формы тысячью человеками и тысячью рублями? Читаем дальше: В том случае, если в форме творительного падежа слово тысяча не имеет при себе определения, оно может, подобно числительному, согласовываться в падеже с зависящим от него существительным: с тысячью рублей и рублями (но только: с каждой тысячей рублей). Следовательно, согласование допускается только для формы творительного падежа тысячью (не тысячей! ).

Таким образом, слово тысяча является существительным и во всех падежах управляет зависимым от него словом. При этом форма творительного падежа этого существительного - тысячей (с тысячей рублей) .

Однако одновременно с формой творительного падежа существительного тысячей существует форма числительного - тысячью, в сочетании с которой согласование и управление конкурируют. Согласование возможно только в том случае, если слово тысяча обозначает точное число и не имеет при себе определения: с тысячью студентами, с тысячью знакомыми, с тысячью рублями в кармане . Форма тысячью также может обозначать неопределенно большое количество чего-либо, в этом случае вместо согласования требуется управление: человек с тысячью лиц, в кабинете все заполнено тысячью бумаг; Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов (Гоголь); тысячью буйных и огненных голов (Л. Андреев), тысячью мелких уколов (Короленко).

ПРАВИЛЬНО: тысяче работников , миллиону работников , трем тысячам работников (Д. п.), тысячей работников , миллионом работников , тремя тысячами работников , тысячью работниками и одной тысячей работников (Т. п.).

ПРАВИЛЬНО: обратиться к двадцати пяти тысячам студентов , НО: обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам .