Задания муниципального этапа вош по биологии. Задания муниципального этапа xxix всероссийской олимпиады школьников по биологии. московская область уч. год

Задания для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

по биологии в 2015/2016 учебном году

11 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Изучить трехмерную поверхность клетки можно с помощью метода:
    а) сканирующей электронной микроскопии;
    б) трансмиссионной электронной микроскопии;
    в) ультрафиолетовой микроскопии;
    г)
    интеферентной микроскопии .
  2. Субклеточным уровнем организации живой материи является:

а) органоидный
б) молекулярно-видовой;

в) клеточный;

г) тканевой.

  1. Молекула, функциональная активность которой зависит от наличия в ней ионов магния:
    а) гемоглобин;
    б) инсулин;
    в) хлорофилл;
    г) тироксин.
  2. При снижении рН в клетке против нормы включаются реакции, направленные на её восстановление:
    а) НСО 3 – = СО 3 –2 + Н +

б) Н 2 РО 3 – = НРО 3 –2 + Н +
в) НСО 3 – + Н + = Н 2 СО 3
г) Н + + ОН – = Н 2 О

  1. В пробирки с Н 2 О 2 поместили кусочки хлеба, моркови, яйца, варенного мяса. Кислород выделялся в пробирке с:

а) колбасой;
б) хлебом;
в) моркови;
г) яйцом.

  1. Клетка – единица развития всех организмов. Это положение сформулировал:

а) Р. Вирхов

б) К. Бэр

в) Т. Шван

г) М. Шлейден

  1. Ультрамикроскопические органоиды клетки:
    а) клеточный центр, микротрубочки
    б) рибосомы, эндоплазматическая сеть
    в) лизосомы, митохондрии
    г) нейрофибриллы, миофибриллы
  2. Органоидами-симбионтами эукариотических клеток являются:

а) комплекс Гольджи, хромопласты

б) митохондрии, лейкопласты

в) рибосомы, клеточный центр

г) пластиды, лизосомы

  1. В процессе спирализации хроматиды утолщаются в:

а) 500 раз

б) 1000 раз

в) 1500 раз

г) 2000 раз

  1. В процессе репродукции вирусов установлена следующая последовательность стадий:
    а) адсорбция – инъекция – лизис – репликация – самоорганизация;
    б) адсорбция – лизис – инъекция – репликация – самоорганизация;
    в) инъекция– лизис – репликация – самоорганизация – адсорбция;
    г) адсорбция – инъекция– репликация – самоорганизация – лизис.
  2. Интенсивность процессов фотосинтеза в большей степени зависит от энергии световых лучей:
    а) красных и синих
    б) желтых и зеленых
    в) зеленых и красных
    г) синих и фиолетовых
  3. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена заключается в том, что:
    а) пластический обмен поставляет органические вещества для энергетического
    б) энергетический обмен поставляет кислород для пластического
    в) пластический обмен поставляет минеральные вещества для энергетического
    г) пластический обмен поставляет молекулы АТФ для энергетического
  4. Хемотропный тип питания был открыт:
    а) Д.И. Ивановским

б) С.Н. Виноградским
в) К.А. Тимирязевым
г) Н.И. Вавилов. +

  1. Источником водорода для восстановления СО 2 в процессе фотосинтеза является:
    а) вода

б) олигосахариды
в) полисахариды
г) монозы .

  1. Окисление пировиноградной кислоты с освобождением энергии происходит в:
    а) рибосомах
    б) ядрышке;
    в) лизосомах;
    г) митохондриях.
  2. Транскрипцию генетической информации с РНК вируса на ДНК клетки-хозяина обеспечивает:
    а) полимераза;
    б) ДНК-полимераза
    в) ревертаза
    г) нуклеаза
  3. Рост злаковых в длину происходит за счет деления и роста:
    а) клеток боковой меристемы;
    б) клеток верхушечной меристемы;
    в) вставочной меристемы;
    г)
    клеток основания стебля .
  4. Уровень биологической организации стебля растения:
    а) клеточный;
    б) тканевой;
    в) органный;
    г) организменный.
  5. Гаметофит плауна:

а) способен к фотосинтезу

б) способен к хемосинтезу

в) имеет хлорофилл

г) бесцветный.

  1. Основным фактором, определяющим снижение обмена веществ у свободноживущих форм простейших в состоянии циста, является:
    а) изменение условий среды;
    б) ухудшение доступа кислорода;
    в) обезвоживание;
    г) прекращение процесса питания.
  2. У Круглых червей по сравнению с Плоскими имеется:
    а) половой диморфизм;
    б) выделительная система;
    в) вторичная полость;
    г) нервная система.
  3. Пиявки являются представителями биоценозов, находящихся в условиях:
    а) пресных вод;
    б) морских вод;
    в) суши;
    г) всех указанных сред обитания.
  4. Скорпионы и раки относятся:
    а) к одному отряду;
    б) разным отрядам одного класса;
    в) разным классам одного типа;
    г) разным типам.
  5. Для серебристого карася характерен процесс:
    а) гаплоидный партеногенеза;
    б) диплоидный партеногенез;
    в) андрогенез;
    г) гиногенез.
  6. У пресмыкающихся в отличие от земноводных:
    а) непостоянная температура тела;
    б) только правая дуга аорты;
    в) только левая дуга аорты;
    г) тазовые почки.
  7. Опорную функцию в организме человека выполняет ткань:
    а) эпителиальная;
    б) нервная;
    в) мышечная;
    г) соединительная.
  8. У человека при анемии наблюдается:

а) повышению сахара в крови;
б) иммунодефициту;
в) снижению количества эритроцитов;
г) росту холестерину в крови.

  1. Сложный полисахарид, являющийся запасным питательным веществом у грибов – это:
    а) крахмал;
    б) гликоген;
    в) гепарин;
    г) гликолипид.
  2. Морфофункциональной единицей тазовых почек является:
    а) нефрон;
    б) протонефридии;
    в) метанефридии;
    г) нефридии.
  3. В процессе дыхания у человека минимальное парциальное давление О 2 наблюдается в:
    а) альвеолярном воздухе;
    б) в тканях;
    в) составе венозной крови;
    г) в составе артериальной крови. .
  4. При инфекционных заболеваниях необходимы высокие дозы витамина С, так как он:
    а) уничтожает яды возбудителей инфекций;
    б) необходим для синтеза противовоспалительных гормонов;
    в) является частью антител;
    г) улучшает кровообращение.
  5. У человека дефицит кобальта вызывает дефицит :

а) В1
б)В2;
в) В6
г) В12

  1. В жизненном цикле у сфагнума преобладает:
    а) обоеполый гаметофит;
    б) раздельнополый гаметофит;
    в) обоеполый спорофит;
    г) раздельнополый спорофит.
  2. Необходимое условие устойчивого развития биосферы – это :

а) сокращение численности гетеротрофов;
б) создание агроценозов;
в) охрана редких и исчезающих видов;
г) развитие производства с учетом экологических закономерностей.

  1. Использование живых организмов и их биологических процессов лежит в основе:

а) клеточная инженерия;
б) клеточный технологий;
в) генная инженерия;
г) биотехнологии.

  1. Штамм микроорганизмов следует рассматривать как:
    а) одно семейство;
    б) один род;
    в) естественные популяции;
    г) искусственные популяции.
  2. Действием только социальных факторов можно объяснить возникновение у человека:
    а) возникновение диафрагмального дыхания;
    б) свода стопы;
    в) изгибов позвоночника;
    г) второй сигнальной системы.
  3. Предками хордовых животных являются:
    а) кольчатые черви;
    б) плоские черви
    в) круглые черви;
    г) бесчерепные.
  4. Для хордовых животных характерна симметрия тела:
    а) сферическая
    б) радиальная
    в) билатеральная
    г) асимметрия
  5. Наличие многообразия отрядов насекомых следует рассматривать как пример:
    а) гомологии;
    б) параллелизма;
    в) конвергенции;
    г) дивергенции.
  6. Для перепончатокрылых насекомых характерен:
    а) искусственный партеногенез;
    б) циклический партеногенез;
    в) факультативный;
    г) облигатный.
  7. В основе формирования органов у многоклеточного организма лежит процесс:
    а) мейоза;
    б) митоза; +
    в) оплодотворения;
    г) конъюгации
  8. Наружный скелет является главным признаком:
    а) хордовых;
    б) членистоногих;
    в) моллюсков;
    г) кишечнополостных.
  9. У пресмыкающихся по сравнению с другими позвоночными:
    а) одна дуга аорты;
    б) две дуги аорты

в) только левая дуга аорты;
г) только правая дуга аорты.

  1. В одном водоеме обитают – карась, ерш, щука, сазан, а в другом – плотва, окунь, щука, пескарь. Количество популяций рыб, составляющих третий трофический уровень двух озер:
    а) 4;
    б) 2;
    в) 3;
    г) 5.
  2. Укажите ученого, открытие которого раскрыло космическую роль растений:
    а) С.Г. Навашин;
    б) К.А. Тимирязев;
    в) И.Д. Чистяков;
    г) Дж. Пристли.
  3. Синтез полисахаридов происходит:

а) в тиллакоиде граны;
б) в строме хлоропласта;
в) на внутренней поверхности тилакоида;
г) на внешней поверхности тилакоида.

  1. Сходство митохондрий и хлоропластов состоит в том, что в них происходит:
    а) окисление органических веществ;
    б) синтез белков;
    в) одномембранные органоиды;
    г) восстановление углекислого газа.
  2. К реакциям матричного синтеза относится:
    а) реакция полимеризации;
    б) синтез липидов;
    в) синтез т-РНК;
    г) образование макроэргических связей.
  3. Образование молочной кислоты у эукариот происходит:
    а) в подготовительном этапе
    б) в процессе анаэробного дыхания;
    в) в процессе аэробного дыхания;
    г) при дефиците кислорода.
  4. Укажите ученого, открытие которого показало, что клетка является единицей размножения:
    а) Р. Вирхов;
    б) Р. Броун;
    в) К. Бэр;
    г) Т. Шванн
  5. О дна хроматида – это структура наследственного аппарата, состоящая из:
    а) нуклеотидов;
    б) цепи нуклеотидов;
    в) молекулы ДНК;
    г) молекулы ДНП.
  6. Видоспецифичность молекул ДНК свидетельствует:
    а) о роли ДНК в хранении и реализации наследственной информации;
    б) о двуцепочной спиральной структуре ДНК;
    в) об идентичности состава ДНК у особей одного вида.
    г) о наличии ДНК в клетках у всех особей вида.
  7. Целостность генотипа – это результат :
    а) взаимодействия генов
    б) эволюционного развития
    +
    в) движущего отбора
    г) комбинативной изменчивости
  8. Улучшение молочности у коров за счет улучшения рациона – это пример изменчивости:
    а) мутационной
    б) комбинативной
    в) модификационной
    г) соотносительной.
  9. Частота нарушения сцепления между генами зависит от:
    а) структуры хроматид
    б) числа групп сцепления
    в) силы сцепления между генами
    г) факторов среды
  10. Причина проявления гигантизма у человека:

а) модификационная изменчивость;
б) генная мутация;

в) геномная мутация;

г) хромосомная мутация;

  1. Близкородственное скрещивание применяется для получения потомства:

а) жизнестойкого

б) гибридного

в) гетерозиготного

г) гомозиготного

  1. Волосатость мочки ушей наследуется у человека:
    а) независимо от пола
    б) сцеплено с Х-хромосомой;
    в) сцеплено с У-хромосомой
    г) по типу комплементарного взаимодействия
  2. Укажите генотип организма одновременно гетерозиготного и гемизиготного:

а) АаВв;
б) ааХ В У;

в) АаХ В Х в ;

г) АаХ В У.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Процесс транспирации у растений:

I . повышает тургор в клетках листьев

II . обеспечивает нисходящий ток веществ
III . защищает растение от перегрева
IV . обеспечивает всасывание воды корнями
V . повышает осмотическое давление в листьях
а) II , IV ;
б) I , IV , V ;
в) II , III , V ;
г) III , IV , V .

  1. Особенностями генетического критерия вида являются:
    I . количественный набор хромосом в гаметах
    II . качественные особенности кариотипа
    III . последовательность нуклеотидов в молекулах ДНК
    IV . соотношение пуриновых и пиримидиновых оснований
    V . плоидность наследственного аппарата
    а) II , IV ;
    б) I , IV , V ;
    в) I , II , IV ;
    г) II , III , IV , V .
  2. Механизмы формирования комбинативной изменчивости:
    I . перекрест хромосом

II . мутагенез

III . обмен аллельными генами
IV . процесс осеменения
V . процесс оплодотворения
а) I , II , III , V
б) I , II , IV
в) I , III , V
г) II , IV , V .

  1. В эволюционном аспекте травы являются наиболее прогрессивная группа цветковых, так как для них характерны:

I . быстрая смена поколений
II . короткий жизненный цикл
III . двойное оплодотворение
IV . способность к видоизменениям вегетативных органов
V . независимость оплодотворения от воды
а) I , II , III
б) I , II , IV

в) III , IV , V

Г) I , II , III , IV , V .

  1. К костнохрящевым относятся :
    I . севрюга
    II . скаты +
    III . стерлядь
    IV . белуга +
    V . анчоус
    а) I , II , III , IV
    б) I , III , V
    в) II , III , V
    г) II , IV , V . +
  2. Для общей дегенерации животных характерно:
  1. Движение крови по сосудам нижней части тела зависит от :
    I . вязкости плазмы крови
    II . силы сокращения миокарда
    III . разницы давления в грудной и брюшной полости
    IV . силы сокращения диафрагмы
    V . сокращения скелетной мускулатуры
    а) I , II , III , V ;
    б) III , IV , V ;
    в) I , III , V ;
    г) I , II , III , IV , V
  2. Особенностями синтетического периода в жизненном цикле клетки являются
    I . малое содержание белков и рибосом
    II . активизация синтеза молекул РНК +
    III . дефицит энергии
    IV . репликация ДНК +
    V . активизация синтеза гистонов

а) II , III , IV ;
б) II , IV ; V ;
в) I , II , III , IV ;
г) II , III , IV , V .

  1. В дубраве, как экосистеме широколиственного леса:
    I . короткие пищевые цепи
    II . почва богата гумусом
    III . высокая биологическая продуктивность
    IV . многообразие видов
    V . дефицит редуцентов
    а) I , II , III , V ;
    б) I , III , V
    в) II , III , IV
    г) III , IV , V
  2. Согласно закону чистоты гамет
    I . гаметы гибридны
    II . гаметы содержат только доминантный аллель
    III . гаметы содержат только рецессивный аллель
    IV . гаметы содержат только один аллель
    V . наследственность дискретна
    а) I , II , V ;
    б) I , IV , V ;
    в) II , III , V ;
    г) IV , V .
  3. К идиоадаптациям птиц следует отнести :
    I . теплокровность +
    II . наличие перьев
    III . наличие цевки
    IV . наличие киля +
    V . редукция яичника
    а) I , II , IV ; +
    б) I , II , III , IV ;
    в) II , IV , V ;
    г) II , III , IV , V .
  4. Для бактериальной ДНК характерно :
    I . контакт с плазматической мембраной

II . циклическая форма
III . хроматиновый комплекс с белками
IV . малое количество генов
V . наличие регуляторных участков, управляющих структурными генами
а) III , IV , V ;
б) I , II , IV
в) III , V
г) II , III , V .

IV . консументы
V . редуценты
а) II , III , IV , V ;
б) I , IV ;
в) I , II , III , V ;
г) I , II , III , IV , V .

Часть III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25.

    Наследование цитоплазматических генов не подчиняется закономерностям Менделя.

    Рост – один из признаков жизни, является обратимым процессом.

    Гаплоидные гаметофиты и гаметы семенных растений формируются в процессе митоза.

    Бактерии, образующие споры, называются бациллами.

    У представителей типа кишечнополостные животные наблюдается только полостное пищеварение.

  1. У низших растений наблюдаются все виды гаметогамии.
  2. Субмембранный комплекс состоит из гликокаликса.
  3. Потовые железы расположены в эпидермисе кожи.
  4. Гетерохроматин – это генетически неактивные участки хроматина.
  5. У морских кишечнополостных происходит чередование полиплоидного (полового) и медузоидного (бесполого) поколений. +
  6. Возникновение теплокровности – это важнейший ароморфоз пермского периода палеозоя.

    В клетках кишечника человека образуются витамины В 6 и В 12.

    Биохимическое единство живых организмов – результат стабилизирующего отбора.

    Световой и темновой процессы фотосинтеза пространственно разобщены в клетке.

    Первое деление мейоза уравнительное, второе – редукционное.

    Полиэмбриония характерна для человека. +

    Фораминиферы – составная часть планктона и бентоса пресноводных водоемов.

    Клонирование обеспечивает генетическую идентификацию потомков.

    Сортовое многообразие капусты является результатом естественного отбора.

    Активность генов может регулироваться за счет компактизации хроматина.

    Основными систематическими критериями различных семейств цветковых являются различия в строение вегетативных органов.

    Тропизм – направленное ростовое движение органов растений, вызванное односторонним действием какого-либо раздражителя.

    В цикле развития малярийного плазмодия происходит только множественное деление.

    Сфинктеры, образованные гладкой мускулатурой, являются непроизвольными.

    Окислительно-восстановительная функция живого вещества реализуется в процессе дыхания, хемосинтеза, фотосинтеза.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 13. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

  1. К указанным отрядам насекомых относят следующих представителей:

2. медведки

3. мошки

4. богомол

5. муравей

6. слепень А. двукрылые

Б. прямокрылые.

В. перепончатокрылые

    1. . Установите соответствие законов (1–5) и ученых, которые их установили (А-Д).

2. Закон гомологичных рядов

3. Закон необратимости эволюции

4. Закон сменности фаз эволюции

5. Законусложнения организации организмов А. Северцев А.Н.

Б. Рулье К.Ф..

В. Вавилов Н.И.

Г. Долло Л.

Д. Вернадский В.И.

    1. Установите соответствие между наружными покровами и представителями классов позвоночных.

2. Роговые чешуи

3. Костные чешуи

4. Роговые перья

5. Волосяной покров А. Страус

Б. Ящерица

В. Медведь

Г. Карп

Д. Скаты

      Установите последовательность этапов географического видообразования (1 – 5)

      Установите соответствие между ароморфозами (1 – 5) и появлением новых систематических групп организмов в эволюции (А – Д).

2. Возникновение архегония и антеридия

3. Возникновение галоидного эндосперма

4. Возникновение тканей

5. Возникновение триплоидного эндоспермаА. Отдел Голосеменные

Б. Отдел Покрытосеменные

В. Одел Мхи

Г. Подцарство Низшие растения

Д. Подцарство высшие растения

Ароморфоз

Систематическая группа

Ответов на задания муниципального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

2015/16 уч. год. 11 класс

Задание 1.

1-10
11-20
21-30
31-40
41-50
51-60

Задание 2.

1-10

Задание 3.

прав. «ДА»

неправ «нет»

прав. «ДА»

неправ «нет»

Задание 4.

    [мах. 3 балла]



Ароморфоз
Систематическая группа

Вконтакте

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ЗАДАНИЯ муниципального этапа XXIX Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область уч. год 8 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. 1. На рисунке представлен пример проявления важного жизненного свойства: а) развитие; б) размножение; в) движение; г) рост. 2. Объект биологических исследований, представленный на рисунке справа, относят к: а) бактериям; б) грибам; в) растениям; г) животным. 3. Антибиотик пенициллин впервые был получен из: а) шляпочного гриба; б) дрожжей; в) плесневого гриба; г) возбудителя спорыньи. 4. Половое поколение папоротника развивается из: а) споры; б) зиготы; в) сперматозоида; г) яйцеклетки. 5. Разнообразие окраски тела водорослей вызвано: а) особенностями размножения; б) маскировкой; в) необходимостью привлечения животных; г) приспособлением к фотосинтезу. 6. Условия, необходимые для прорастания семян это: а) воздух, свет, тепло; б) тепло, вода, воздух; в) свет, воздух, вода; г) свет, тепло, вода. 7. На рисунке изображена диаграмма цветка, которой соответствует формула: а) Ч 5 Л (5) Т П 1 ; б) Ч 5 Л (5) Т П; в)..ч 5 Л 5 Т П 1 ; г) Ч 5 Л 5 Т П.

2 Биология, МЭ_МО 2013, 8 класс 2 8. Пробка относится к ткани: а) проводящей; б) покровной; в) образовательной; г) запасающей. 9. Плод арбуза - это: а) многокостянка; б) ягода; в) многосемянная коробочка; г) тыквина. 10. На рисунке представлен эффективный агротехнический прием: а) пасынкование; б) мульчирование; в) пикировка; г) подвязывание. 11. При хранении в теплом помещении картофель быстро сморщивается, так как в нем: а) происходит процесс фотосинтеза; б) накапливается органическое вещество; в) интенсивно осуществляется процесс дыхания; г) в нем образуется ядовитое вещество соланин и гормоны. 12. В составе корневой системы взрослого растения картофеля по происхождению можно обнаружить корни: 1- главный, 2 - боковые, 3- придаточные: а) только 1, 2; б) только 1, 3; в) только 2, 3; г) 1, 2, Формула цветка Ок 6 Т 6 П 1 характерна для семейства: а) пасленовых; б) злаковых; в) лилейных; г) мотыльковых (бобовых). 14. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является: а) развитие из спор; б) наличие цветка; в) развитие из семени; г) редукция спорофита. 15. У плоских червей (Plathelminthes) имеется мускулатура: а) только продольная; б) продольная и кольцевая; в) только кольцевая; г) продольная, кольцевая и диагональная. 16. Непереваренные остатки пищи у плоских ресничных червей (класс Turbellaria) выводятся через: а) анальное отверстие; б) ротовое отверстие; в) порошицу; г) нефридии. 17. Сифон трубчатый орган, выполняющий различные функции, встречается у водных моллюсков: а) двустворчатых; б) брюхоногих;

3 Биология, МЭ_МО 2013, 8 класс 3 в) головоногих; г) всех перечисленных выше групп. 18. Среди перечисленных моллюсков, фильтратором по способу питания является: а) виноградная улитка; б) рапана; в) тридакна; г) каракатица. 19. Среди паукообразных (класс Arachnoidea) живорождение встречается у некоторых: а) пауков; б) сольпуг; в) скорпионов; г) клещей. 20. У гусениц бабочек имеется: а) три пары грудных ножек; б) три пары грудных ножек и пять пар брюшных ложных ножек; в) восемь пар ложных ножек; г) конечности отсутствуют. 21. На рисунке представлены различные представители паукообразных. Число пар ходильных ног у сенокосца равно: а) 3; б) 4; в) 6; г) Не является характерным признаком для членистоногих: а) членистые конечности с суставами; б) хитиновый покров; в) дыхание всей поверхностью тела; г) сегментарное строение тела. 23. Личиночная стадия развития всегда отсутствует у моллюсков: а) головоногих; б) двустворчатых; в) брюхоногих; г) панцирных. 24. По сосудам у позвоночных животных движется: а) гемолимфа; б) тканевая жидкость; в) кровь; г) вода с растворенными в ней веществами. 25. Сердце крокодила по своему строению: а) трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке; б) трехкамерное;

4 Биология, МЭ_МО 2013, 8 класс 4 в) четырехкамерное; г) четырехкамерное с отверстием в перегородке между желудочками. 26. Отложенные яйца австралийские сорные куры: а) насиживают сами; б) подкладывают в гнезда других видов; в) зарывают в кучу гниющих листьев; г) оставляют на поверхности, нагреваемой солнцем. 27. Среди пресмыкающихся барабанная перепонка отсутствует у: а) крокодилов; б) змей; в) черепах; г) ящериц. 28. Имеется ли череп и головной мозг у ланцетника? а) череп есть, головного мозга нет; б) черепа нет, головного мозга нет; в) черепа нет, головной мозг есть; г) у личинок нет, а у взрослых животных есть и то и другое. 29. Многообразие размеров и форм клеток организма человека можно объяснить: а) разнообразием химических элементов образующих их структуры; б) разнообразием органических веществ, входящих в их состав; в) спецификой выполняемых ими функций в многоклеточном организме; г) спецификой размещения в структурах органов. 30. Вид ткани, для которой характерно минимальное содержание межклеточного вещества: а) эпителиальная; б) соединительная; в) мышечная; г) нервная. Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. 1. К бурым водорослям относятся 1) ламинария, 2) анфельция, 3) фукус, 4) кладофора, 5) порфира: а) 1, 3; б) 2, 3, 4; в) 1, 5; г) 2, 3, 4, 5; д) 1, 2, 3, 4, К видоизменениям побега относятся 1) клубни картофеля, 2) клубни георгина, 3) клубни топинамбура, 4) клубни батата, 5) луковицы лилии: а) 1, 2, 4; б) 1, 3, 5; в) 2, 3, 5; г) 2, 3, 4, 5; д) 1, 2, 3, 4, У насекомых отряда чешуекрылых (Lepidóptera) на разных стадиях развития характерен ротовой аппарат 1) грызущий, 2) сосущий, 3) лижущий, 4) колюще-сосущий, 5) лакающий: а) только 1, 2; б) только 2, 3;

5 Биология, МЭ_МО 2013, 8 класс 5 в) только 1, 3, 4; г) только 2, 4, 5; д) 1, 2, 4, Жужжальца, имеющиеся у двукрылых насекомых (отряд Diptera), являются органом 1) слуха, 2) пространственной ориентации, 3) звуковой коммуникации, 4) равновесия, 5) осязания: а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 4; в) 2, 3, 4; г) 2, 3, 5; д) 3, 4, Для земноводных характерны следующие признаки 1) имеется только легочное дыхание, 2) наличие мочевого пузыря, 3) продуктом выделения является мочевая кислота, 4) для взрослых особей характерна линька, 5) отсутствие грудной клетки: а) 1, 2, 5; б) 2, 3, 4; в) только 2, 5; г) только 3, 4; д) 1, 2, 3, 4, 5. Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). 1. Бактерии могут быть одноклеточными или многоклеточными организмами. 2. С помощью корней лишайники всасывают воду. 3. Основные запасы воды в клетках растений находятся в пластидах. 4. Опадая, наружные чешуи почки оставляют почечные кольца. 5. У морских одноклеточных организмов выделительная вакуоль сокращается чаще, чем у пресноводных. 6. Строение глаза у головоногих моллюсков аналогично строению глаза у позвоночных. 7. Нервная трубка у хордовых всегда расположена над хордой. 8. Крокодилы и черепахи не линяют. 9. У птиц хорошо развит передний мозг и мозжечок. 10. Холестерин лучше исключить из рациона питания человека, так как из него не синтезируются никакие регуляторные соединения.

6 Биология, МЭ_МО 2013, 8 класс 6 Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 5,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. Задание 1. [мах. 3 балла] Рассмотрите рисунок, на котором изображены растения, характерные для хвойного (А) и широколиственного леса (Б): 1 колокольчик широколистный, 2 ветреница дубравная, 3 подъельник обыкновенный, 4 вероника лекарственная, 5 кислица обыкновенная, 6 пролесник многолетний. Соотнесите каждое растение с типом леса, в котором его можно обнаружить. Растения Тип леса Задание 2. [мах. 2,5 балла] Определите верную последовательность зон корня в направлении от верхушки к его основанию: А зона деления; Б зона дифференциации; В зона проведения и ветвления; Г зона всасывания; Д зона активного роста или растяжения: Последовательность Индексы


ЗАДАНИЯ муниципального этапа XXIX Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область 2012-13 уч. год 9 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

ЗАДАНИЯ муниципального этапа XXIX Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область 2012-13 уч. год 10 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного

Всероссийская олимпиада школьников по биологии МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2014/2015 уч. г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР 7 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП БИОЛОГИЯ 8 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов,

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 41 балл Задание 1. (15

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 учебного года по биологии 7 класс Время выполнения-120 минут Максимальное количество баллов- 38 Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие

ЗАДАНИЯ муниципального этапа XXIX Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область 2012-13 уч. год 11 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного

Всероссийская олимпиада школьников по биологии МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2015/2016 уч. г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР 7 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех

Всероссийская олимпиада школьников по биологии МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2017/2018 уч. г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР 7 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех

1 Многообразие организмов (установление соответствия) Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

2 словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 50. Часть А 38 заданий. Часть В 12 заданий. 7. Структура теста Раздел 1.

Структура промежуточной аттестации, 7 Г класс Проверяемый элемент содержания Кол-во вопросов задания БИОЛОГИЯ 1. Значение и разнообразие животного мира. 1 Зоология как наука 2. Одноклеточные животные 2

Шифр Олимпиада по биологии 9 класс Школьный этап Задание 1. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным. (1 балл за каждый правильный ответ) А1. Белки в

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Часть I На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.

Материалы для подготовки к поступлению в 8-й класс химико-биологического направления 1.Форма работы: Тесты БИОЛОГИЯ 2. Время на выполнение: 45 минут. 3. Спецификация работы Тема Живые организмы Клетка

СПЕЦИФИКАЦИЯ теста по учебному предмету «Биология» для проведения централизованного тестирования в 2018 году 1. Назначение теста объективное оценивание уровня подготовки лиц, имеющих общее среднее образование

Пояснительная записка В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа из федерального компонента. В 6 классе

7 класс. Зоология. Блок 1. Выбрать один вариант ответа 1. Как называют науку, объектом изучения которой является классификация животных? 1) анатомия 2) физиология 3) экология 4) систематика 2. Экология

КОНКУРСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В 9-й ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС I вариант задания 1 2 3 4 5 6 Цена задания в баллах 1 1 1 1 1 1 верного ответа 1. Из центральной

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 52 имени Ф.Д.Безрукова» Рабочая программа по предмету «Биологии» для 7 класса на 2016/2017 учебный

Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по темам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и

ОБРАЗЦЫ письменных работ республиканской олимпиады по биологии (экологии) ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ Вариант 1 ЧАСТЬ I Вам предлагается 5 предложений, в каждое из которых нужно вписать соответствующие

Часть А Урок 33. Проверочная работа по теме «Тип Членистоногие» При выполнении заданий А1 А20 поставь точку в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного тобой ответа. А1 А2 А3 А4 Дыхальца

Уважаемые родители и учащиеся, вашему вниманию представляем демоверсию тестового задания по биологии для проверки знаний учащихся, поступающих в 10-ый медицинский класс ГБОУ школы 109. В работе будут затронуты

Тематическое планирование по биологии «Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс Название темы Кол- Основные положения темы Тема урока Вид темы Введение знания о биологии как науке, показать роль биологических

Рабочая программа по биологии для 6 класса Календарно-тематический план (35 часов) п/п дата Тема урока Планируемые результаты обучения Информационнометодическое обеспечение ВВЕДЕНИЕ (1 час) Цель: создать

Задания 4. Царство Растения 1. Какова главная функция хлорофилла в растениях? 1) выделение углекислого газа 2) поглощение энергии света 3) защита растений от грибковых и вирусных болезней 4) превращение

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2016-2017 учебный год 7 класс Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных.

ЗАДАНИЯ муниципального этапа XXXIII Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2016-2017 учебный год Алтайский край 7 класс Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады

Уро ка Сроки проведения http://www.spheres.ru/biology/method/tp.php Тематическое и поурочное планирование «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс» Планирование составлено на основе программы

ЗАДАНИЯ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 7 КЛАСС. 2016-2017 уч. год Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного варианта ответа их

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс. (35 ч, 1 ч в неделю) Разработано на основе программы Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Авторы: Пономарева И.Н и др. / Биология

Требования к уровню подготовки учащихся (7 класс) В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать: - признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных,

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ 1 1 Ботаника как наука о растениях Растительный мир и его роль в природе и жизни человека 2 Тип: моллюски Общая характеристика, строение и среда обитания Роль в природе и жизни человека

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ В 2017/2018

МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа 5» Итоговая аттестация по БИОЛОГИИ для учащихся 7 классов проводится в два этапа: 1 этап 2 этап теоретическая часть (устный ответ по вопросам программного

Шифр 30 ноября 2016 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2016/2017 УЧЕБНОГО ГОДА Комплект заданий для учеников 7 классов Номер задания Максимальное количество баллов Полученные

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ Экзаменационные билеты по биологии составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классы Составитель: Носачёва Лилия Григорьевна, учитель биологии высшей категории 2017 год 1 Рабочая программа по биологии для 7 класса

«Разнообразие живых организмов» 7 класс (VII вид) Дата Содержание Домашнее задание «Организация живой природы» - 6час 1. Организм. Стр.8-9 2. Вид. Стр.10-11 3. Природное сообщество Стр.12-13 4. Разнообразие

БЛОК 4 Систематика и многообразие живых организмов. 1. Установите последовательность развития систематических групп А) цветковые Б) голосеменные В) водоросли Г) псилофиты Д) мхи В Г Д Б А 2. Укажите способ

Итоговая контрольная работа по биологии за 7 класс. Выберите правильный ответ. Часть А 1. Клетки животных в отличие от клеток растений 1) безъядерны 2) не имеют клеточной стенки 3) имеют другой генетический

Время выполнения задания 60 минут, 1 попытка Задание 1. Задание включает 22 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее

Экзаменационные билеты по биологии по программе основного общего образования (7 класс) 2015-2016 учебный год Билет 1 1. Зоология как наука. Признаки и многообразие животных. Роль зоологии в жизни и практической

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием программы авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой М.: Дрофа, 2011

П этап всероссийской олимпиады школьников по биологии 8 класс 120 мин шьный балл - 49,6 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из. ырех возможных... Водоросли, наиболее

Демонстрационный вариант переводной аттестации по биологии за курс 7 класса Часть А. Выберите один правильный ответ 1. Переваривание пищи начинается вне пищеварительного канала у 1) моллюсков 3) пауков

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2017-2018 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 40 Задание 1. (15 баллов)

БИОЛОГИЯ. «ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ». 6 КЛАСС (68 ч) Введение Биология наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского

Рабочая программа по учебному предмету биология для 7 класса составлена на основе авторской программы по биологии 7 класс Л.Н. Сухорукова М.: Просвещение, 2014г. Учебник Биология Разнообразие живых организмов.

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2017-2018 учебный год 5-6 классы Максимальное количество баллов - 31 балл Задание 1.

Материально- техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса (оборудование помещений) Кабинет биологии 28: 1. Доска аудиторная-1 2. Стол ученический-13 3. Стул ученический-25 4. Стол учительский-1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАСС УЧИТЕЛЯ МОРОЗОВОЙ Л.В. 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 7 класса построена на основе федерального государственного образовательного

Тематическое планирование по биологии Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом, базисным учебным планом 2004 года, программой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 20» Утверждена приказом МБОУ «СОШ 20» от «31 августа» 2016 122 Рабочая программа по биологии для

Наименование изучаемой темы Основное содержание по теме п/п 1 Тема 1: «Введение» - 6ч. Биология наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные

Шифр Олимпиада по биологии 7 класс Школьный этап Часть 1. (1 балл за каждый правильный ответ) 1. Живые организмы отличаются от тел неживой природы: а) составом атомов в) малым содержанием воды б) клеточным

Таблица соответствия между содержанием учебника «Биология-7», Образовательным стандартом основного общего образования по биологии и ресурсами портала http://fcior.edu.ru (раздел «Основное общее образование»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2014-2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7-8 КЛАССЫ Часть первая 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответов. Необходимо выбрать только один правильный и внести

Демонстрационный вариант переводной промежуточной аттестации по биологии в 6 «А», 6 «В» классах в 2016-2017 учебном году. Инструкция по выполнению работы Материалы для переводной промежуточной аттестации

Итоговая контрольная работа Пояснительная записка Предмет: Биология Класс:6 Тема: Итоговая контрольная работа Цель работы: проверка достижения учащимися 6 класса уровня базовой подготовки за год Предметные

Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 7 классов Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 45минут.

Пояснительная записка Тематическое планирование по предмету Биология, 7 класс, составлено в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год в соответствии с учебным планом школы и учебной программой по предмету.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ п/п Тема урока Измерители Сроки Содержание Требования к уровню подготовки Введение (3 часа) 1 Мир живых организмов. Уровни организации живого. 2 Ч.Дарвин и происхождение

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» Обучение предмету биология направлено на достижение учащимися следующих результатов: В 5 КЛАССЕ: личностных 1) в ценностно-ориентационной сфере

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии для 7- класса Срок реализации программы (на 2016-2017 учебный год) Уровень базовый Рабочая программа составлена на основе Авторской программы к учебникам биологии для 7 класса

ЗАДАНИЯ

муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

2017-2018 учебный год

6 класс

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Успеха вам в работе!

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете правильным, укажите в матрице ответов.

1. Ботаника – это наука, изучающая царство:

А) Грибов

Б) Животных

В) Растений

Г) Бактерий

2. Кустарником называется растение, которое имеет:

А) Один одревесневший ствол

Б) Несколько одревесневших стволов

В) Один травянистый стебель

Г) Несколько травянистых стеблей

3. К двулетним растениям относится:

А) Морковь

В) Огурец

4. Назовите органоиды клетки, которые характерны только для растений:

А) Митохондрии

Б) Рибосомы

В) Хлоропласты

Г) Вакуоли

5. Полупроницаемостью обладает клеточная структура:

А) Митохондрия

В) Вакуоль

Г) Цитоплазматическая мембрана

6. Назовите структуру клетки, в которой находятся хромосомы:

А) Хлоропласт

В) Митохондрия

Г) Вакуоль

7. В местах активного роста растения находятся ткани:

А) Образовательные

Б) Покровные

В) Механические

Г) Основные

8. Назовите органы растения, относящиеся к вегетативным органам:

А) Цветки, плоды, семена

Б) Корни и побеги

В) Цветки и побеги

Г) Все выше перечисленные

9. На рисунке представлено внутреннее строение зерновки пшеницы. Цифрой 5 на нём обозначено:

А) Семядоля

Б) Эндосперм

В) Кожура

Г) Зародыш

10. Корневой волосок выполняет функцию:

А) Всасывающую

Б) Защитную

В) Покровную

Г) Проводящую

11. Стержневая корневая система характерна для:

А) Подсолнечника

В) Пшеницы

Г) Подорожника

12. Назовите цветковое растение, которое образует корнеплоды:

А) Картофель

Б) Георгин

В) Свекла

13. Тело водоросли называется:

А) Мицелием

Б) Плодовым телом

В) Слоевищем

Г) Побегом

14. Изображённые на рисунке бактерии относят к группе:

А) Бациллы

Б) Спириллы

Г) Вибрионы

15. Хлорофиллоносными бактериями являются:

А) Клубеньковые

Б) Почвенные

В) Молочнокислые

Г) Цианобактерии

16. В клетках грибов отсутствуют:

А) Лизосомы

Б) Митохондрии

В) Пластиды

Г) Вакуоли

17. Грибы, которые не образуют грибницу, это:

А) Плесневые

Б) Хищные

Г) Дрожжи

18. Олений мох относится к:

А) Лишайникам

В) Плаунам

Г) Хвощам

19. Лишайники – это организмы, являющиеся симбиозом:

А) Вируса и гриба

Б) Водоросли и бактерии

В) Гриба и водоросли

Г) Бактерии и вируса

20. К простейшим НЕ относится:

А) Инфузория

Б) Радиолярия

В) Кладония

Г) Фораминифера

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Бактерии могут быть одноклеточными или многоклеточными организмами.

2. Корень у растений выполняет только проводящую функцию.

3. Растительный организм образован только живыми клетками.

4. Для растений характерен неограниченный рост.

6. Животные относятся к автотрофам.

7. Клёст-еловик выводит птенцов в середине зимы.

8. Вирусы – это одноклеточные организмы.

9. Основной и наименьшей единицей классификации является вид.

10. Черноголовая гаичка и Буроголовая гаичка – это разные виды синиц.

Часть 3. Вам предлагается текст с пропущенными терминами. При выполнении задания вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите в матрицу ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 1 баллу за каждый пропущенный термин).

Пластиды бывают окрашенными и бесцветными. Зелёный цвет растений обусловлен присутствием в их клетках зелёных пластид – _____ (А). Эти пластиды содержат зелёный пигмент – _____ (Б), с помощью которого клетки растений улавливают солнечную энергию и создают органические вещества. Бесцветные пластиды называются _____ (В). В них откладываются запасные питательные вещества. Красно-оранжевые пластиды называют _____ (Г). Они содержатся в цветках и плодах.

Перечень терминов:

1. Ксантофилл

2. Лейкопласты

3. Крахмал

4. Хлорофилл

5. Хромопласты

6. Ликопин

7. Антоциан

8. Хлоропласты

Часть 4. Вам предлагается рисунок поперечного среза одного из органов растения. Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы. Ответы (слово, словосочетание, цифры) запишите в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 (по 1 баллу за каждый ответ).

1. Какой орган растения показан на рисунке?

2. Как называется зона, обозначенная цифрой 4?

3. Как называется вырост наружной клетки этой зоны?

4. Какая растительная ткань находится в зоне, обозначенной цифрой 1?

5. Что защищает клетки зоны деления от повреждений?

6. Какой цифрой на рисунке обозначена зона роста?

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

на задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

2017-2018 учебный год

6 класс

Максимальное количество баллов – 40

Часть 1 (макс. 20 баллов – по 1 баллу за каждый верный ответ). Всего: _____

Часть 2 (макс. 10 баллов – по 1 баллу за каждый верный ответ). Всего: _____

Часть 3 (макс. 4 балла – по 1 баллу за каждый верный ответ). Всего: _____

Часть 4 (6 баллов – по 1 баллу за каждый верный ответ). Всего: _____

Проверил ____________________ / ______________________________

Всероссийская олимпиада школьников по биологии.

Муниципальный этап

2015-2016 учебный год

7 класс

1. Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Организмы,клетки которых имеют клеточную стенку и нуклеоид относят к царству

а) животные б) растения в) бактерии г)грибы

2.Ризоиды характерны для:

а) сфагнума б) спирогиры в) ламинарии г) кувшинки белой

а) грипп и чума б) чума и холера в) дизентерия и оспа г) холера и дизентерия

4) Грибы, как и животные,

а) ведут прикрепленный образ жизни б) гетеротрофные организмы

в) размножаются вегетативно г) размножаются спорами

5. Светочувствительный глазок характерен для

а) амёбы обыкновенной б) ламинарии сахаристой в) малярийного плазмодия

г) хламидомонады снежной

6. Гермафродитизм не характерен для

а) молочно-белой планарии б) печёночного сосальщика в) свекловичной нематоды

г) широкого лентеца

7. Название группы организмов, соответствующие классу

а) хордовые б) двудольные в) пасленовые г)бактерии

8. К образовательной ткани растений относят

а) ксилему б) флоэму в) кожицу г) камбий

9. Самое мелкое цветковое растение

а) сурепка б) ряска в) звездчатка г) вольфия

10. Венеция стоит на сваях из

а) лиственницы б) каштана в) сосны г) дуба

11.Наука о совместимости растений называется

а) экология б) фитогеоргафия в) аллелопатия г) флористика

12. У животных типа Простейшие нет

а) обмена веществ б) органоидов в) тканей г) обмена генетической информации

13. Укажите правильную характеристику типа Кишечнополостные

а) растительноядные животные б) все ведут прикрепленный образ жизни

в) нападают и защищаются с помощью стрекательных клеток

г) нервная система представлена нервной цепочкой

14.Одним из важнейших признаков Типа Членистоногие является

а) незамкнутая кровеносная система б) обитание в надземно-воздушной среде

в) хитиновые покровы тела и строение тела г) жаберное дыхание

15. Укажите пример мимикрии у животных

а) неядовитые мухи похожи на ос и шмелей б) яркая окраска змеи

в) принятие угрожающей позы г) окраска зебры

16. Высосанная пиявкой кровь сохраняется в свежем виде в ее кишечнике в течение

а) 1 года б)1,5 года в) 2 лет г) 0,5 года

17. Основной хозяин бычьего цепня

а) крупный рогатый скот б) овца в) рыба г) человек

18. Заражение дизентерией происходит:

а) через укус насекомого, переносчика заболевания;

б) при употреблении в пищу плохо прожаренного мяса больного животного;

в) воздушно-капельным путем;

г) при заглатывании цист дизентерийной амебы с пищей или водой.

19. Поясок на теле дождевого червя принимает участие в:

а) передвижении; б) спаривании; в) питании; г) регенерации.

20. Замкнутую кровеносную систему имеют

а) круглые черви б) кольчатые черви

в) членистоногие г) моллюски

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Обыкновенная амеба образует цисту в следствие того, что

1) она приступает к делению

2) увеличивается количество пищи

3) в водной среде не достаточно кислорода

4) пересыхает водоем, в котором она обитает

5) в воде оказываются вредные для нее вещества

6) увеличилось количество организмов, которые её поедают

А) 1,3,4

Б) 2,3,4

В) 1,4,5

Г) 3,4,5

2. Бесполым путем размножаются

1) амеба 2)покрытосеменные 3) круглые черви 4)плоские черви
5) кишечнополостные 6) моллюски

А)1.2,5

Б) 1,4,6

В) 2,3,5

Г) 3,4,5

3.Признаки животных:

1) выделяют кислород 2) образуют органические вещества из неорганических

3) запасное вещество клеток- гликоген 4) выделяют углекислый газ

5)большинство активно передвигаются в пространстве 6) имеются проводящие ткани

А) 2,3,6

Б)1,3,4

В) 3,4,5,

Г) 4,5,6

4. Особенностями оплодотворения покрытосеменных растений является

1) участие одного спермия 2) участие двух спермиев 3) яйцеклетка оплодотворяется одним спермием 4) яйцеклетки развиваются в женских шишках 5) яйцеклетки развиваются в семязачатках

А) 1,4,5

Б) 2,3,5

В) 1,3,4

Г) 1,3,5

5. Папоротники, как и мхи,

1) являются высшими споровыми растениями

2) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)

3) являются многолетними растениями

4) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества и з

неорганических

5) не нуждаются в воде при размножении и развитии

6) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

А) 1,2,3

Б) 1,3,5

В) 1,4,5

Г) 1,3,4

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Единственная хромосома бактерий располагается непосредственно в цитоплазме.

2.Ризоиды водорослей служат для образования минеральных веществ и закрепления в почве.

3. Все грибы- гетеротрофные организмы.

4.От главного корня отходят придаточные корни

5. Из споры папоротника развивается гаметофит.

6. Яркую окраску имеют животные, хорошо защищенные от хищников.

9.С появлением мезодермы связано формирование нервной системы

10.Кровеносная система круглых червей незамкнутая.

Часть 4. Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8. Заполните матрицы

ответов в соответствии с требованиями заданий.

Растение

Названия плодов

А) чина

Б) рис

В) овес

Г) томат

Д) картофель

Е) горох

Ж ) смородина

З) брусника

1) ягода

2) зерновка

3) боб

7 класс [ max 48 баллов ]

Часть 1 [ 20 баллов]:

1-10

11-20

Часть 2 [ 10 баллов]:

Часть 3 [ 10 баллов]:

ДА

НЕТ

Часть 4 [ 8 баллов]:

растения

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

название

плодов

3

2

2

1

1

3

1

1

Матрица ответов 7 класс

Часть 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

Часть 2

1

2

3

4

5

Часть 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ДА

НЕТ

Часть 4

растения

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

название

плодов

3

2

2

1

1

3

1

1