Венский собор святого стефана, средневековый памятник австрии. Национальный символ Австрии - Собор Святого Стефана. Собор Святого Стефана: архитектура, реликвии и достопримечательности В какой стране находится собор святого стефана

В Москве - Кремль, в Берлине - Бранденбургские ворота, а что в Вене? Городским центром, символом Вены многие века служит главная католическая святыня - собор Святого Стефана (Штефансдом). Его невозможно перепутать с другими европейскими католическими соборами по очень простой причине - из двух причитавшихся ему высоких башен со шпилями достроена лишь одна. Как и в Санкт-Петербурге, Штефансдом принадлежит не христианской церкви, а городу. Что накладывает свой отпечаток на его посещение.

1. Собор строился три с половиной века, и перед нами - самая старая из построенных его частей. Это Романские башни и портал (1230-1245). А первая церковь на этом месте была построена к 1147 году, когда Юрий Долгорукий впервые в письме упомянул имя Москвы.

2. В XV веке начали возводить высокие готические башни со шпилями, но построить смогли только южную (на фото). В 1511 году строительство собора прекратилось, и северная башня осталась незаконченной.

3. На стене храма сохранились средневековые венские эталоны длины, сделанные из металлических полос. Круг на стене являлся эталоном размера выпекаемого хлеба.

4. Войдя внутрь храма, сразу бросается в глаза забор, разделяющий зал на две зоны. В первую зону может попасть любой желающий, здесь можно сесть, помолиться и поставить свечку. А вот для прохода в центральный неф и к главному алтарю надо купить билет. Также в стоимость билета может быть включено посещение музея-реликвария, подъём на северную и южную башни, а также экскурсия в катакомбы. Действует такой билет несколько дней.

5. Центральный готический неф собора посвящён Святому Стефану.

6. На одной из колонн расположена кафедра уникальной резной работы.

7.

8.

9. Автором кафедры был скульптор Антон Пилграм (1460-1516), изобразивший себя «поддерживающим» балкон на северной стене собора.

10. Южный неф посвящён двенадцати апостолам. В нём установлен один из трёх органов храма.

11. Здесь находится целое множество небольших алтарей, а также ложа для императорских особ (справа на фото).

12. Все алтари украшены скульптурами апостолов.

13.

14. Северный неф посвящён Деве Марии и венчается Нойштадтским алтарём.

15. Деталь алтаря XV века.

16. В храме похоронены многие настоятели собора.

17. А под этим пышным надгробием покоится тело Фридриха III, императора Священной Римской империи. Также в соборе похоронен знаменитый принц Евгений Савойский.

18. Главный алтарь.

19. По случаю Нового Года он был украшен ёлками и букетами цветов.

20. Скульптура Девы Марии, венчающей алтарь Святого Стефана.

21. Витражные стёкла в соборе по большей части сохранились.

22. Старинное стекло в дверях, ведущих в оду из шести капелл, пристроенных к основному помещению.

23. Огромное окно в романском стиле расположено за главным органом.

24. Главный орган собора установлен в 1960 году, предыдущий погиб при пожаре 1945 года.

25. Он украшен фигурами парящих ангелов и является крупнейшим в Австрии.

26. Орган имеет 125 регистров и 10 тысяч органных труб.

27. Управляется он четырьмя рядами клавиатур и педалями.

28.

29. Полюбовавшись органом, пройдём музей-реликварий собора.

30. По дороге можно рассмотреть вблизи заложенное окно на романском фасаде.

31.

32. Своды зала.

33. В реликварии собраны различные предметы, использовавшиеся в богослужениях.

34.

35.

36. Персидские стеклянные сосуды.

37. Навершие посоха архиепископа.

38.

39. Один из списков чудотворной Пёчской иконы.

40. При ближайшем рассмотрении оказалось, что нимбы украшены рельефным узором, а сама доска изъедена древоточцами.

41. Также здесь собрано значительное число ковчегов для святых реликвий.

42. На полках шкафов и в влтаре хранятся кости.

43. Есть даже целый застеклённый гроб.

44. Черепа.

45.

46. Тазовая кость.

47. Кости ног.

48. Но больше всего костей хранится под полом собора и прилегающей площади. В катакомбах - подземном кладбище в XVIII веке было погребено до 11 тысяч тел. Сейчас многие кости в беспорядке свалены в подземных казематах. Туда можно пройти с экскурсией, но фотографировать запрещено, поэтому вот фото из интернета.

49.Ещё одна возможность, которой мы не смогли не воспользоваться - подъём на башни. Винтовую лестницу, ведущую на северную башню, разобрали, а вместо неё в шахту встроили лифт с круглой кабиной.

50. Наверху попадаем на большую открытую площадку, на которой должны были возвести шпиль башни.

51. С огороженной сеткой площадки открывается прекрасный вид черепичной крыши собора.

52. Покрытие кровли состоит из 230 тысяч цветных черепиц. Ими выложены изображения гербов Австрии и Вены.

53. А также вид на готическое кружево соседней башни.

54. И на город, конечно.

55. Ещё один символ Вены - старое колесо обозрения в парке Пратер.

56. А на горизонте видно, как вращают лопастями гигантские ветрогенераторы.

57. Дымит труба мусоросжигательного завода Шпиттелау, построенного по проекту знаменитого архитектора Хундертвассера.

58. Дымят трубы электростанции Зиммеринг. при желании на фото можно разглядеть верхушку боевой зенитной башни № 5 в Аренбергапарке и купола венских газометров.

59. В этой же башне установлен главный колокол Пуммерин весом в 21 тонну. Оригинальный колокол был отлит в 1711 году и погиб при пожаре 1945 года.

60. Подъём на южную башню - только пешком по ужасно узкой винтовой лестнице. Лестница настолько узкая, что разойтись со встречными туристами очень затруднительно.

61. Обитатели башни.

62. Наверху попадаем в небольшую комнату с сувенирным магазинчиком.

63. Стены комнаты украшают как надписи XIX века.

64. Так и более новые, оставленные нашими соотечественниками. Как мы помним, Вену освобождали именно совесткие войска.

65. Отсюда виды на город ещё более захватывающие.

66. Вена очень ровный по этажности город, лишь в нескольких местах было разрешено построить высотки.

67. Дворец Бельведер.

68. Купол церкви Святого Петра.

69. Миноритенкирхе и городская Ратуша.

70. Церковь Святого Михаила, Хофбург и парламент Австрии.

71. С башни видно город вплоть до самых окраин.

72. На этом всё. Кто дочитал до конца - молодец!


Собор Святого Стефана (Штефансдом) является символом Вены, а Святой Стефан - покровителем столицы Австрии. Вот таким он представляется ночью...

собор Святого Стефана не так давно отпраздновал свое 850-летие. Он пережил не одну войну и не одну катастрофу и - несмотря ни на что - выстоял, говорят что в его шпиль вделано турецкое пушечное ядро, попавшее в собор во время турецкой осады города в XVI в.

Конечно же собор - это великая незавершенка - вместо стройной готики получилось немного совсем не то, хотя внешняя дисгармония не мешает внутренней красоте....

Собор перестраивался три раза. Первая церковь была освящена в честь покровителя города Святого Стефана в 1147 году. Она находилась за пределами городских стен, и от нее почти ничего не сохранилось. В 1263 году состоялось освящение второй, романской церкви. Последняя, готическая церковь строилась 150 лет. Южная башня высотой 136,7 метра, которую венцы любовно называют "Штефль", была завершена в 1433 году.

Северная часть из-за нехватки средств так и осталась незавершенной. В 1579 году на высоте 68,3 метров её увенчал ренессансный купол.

к большому сожалению собор со все сторон обступили здания современные, что не дает возможность сфотографировать целиком....


кровля состоит из 230 000 цветных черепиц. Ими выложены огромные изображения национального герба и герба города Вены.

Ну что, теперь войдем в собор и осмотрим его....



Эти снимки наполнены солнечным светом....

продолжение следует....

Штефансдом - символ Вены

Собор Святого Стефана является символом Вены и наиболее значительным готическим сооружением Австрии

Собор Святого Стефана , или Штефансдом, строился в течение нескольких веков, начиная с XII века. Покровитель Вены — Святой Стефан — первый христианский мученик, днем памяти которого является 26 декабря. В этот день австрийцы совершают визиты к друзьям и родственникам и обмениваются подарками.

Первый храм на месте собора был построен в 1137—1147 годах. Собор в нынешних границах был построен в XIII—XV веках. 7 апреля 1359 года Рудольф IV заложил на месте современной южной башни первый камень новой, готической церкви. По планам архитекторов XIV века, стены нового собора ставились снаружи от существующей церкви, и лишь затем следовало разобрать стены старой (это произошло лишь в 1430 году). Альбертовы хоры, достаточно широкие, были сохранены. В 1433 году были завершена южная башня, а на строительство перекрытия свода новой церкви ушло почти 30 лет. Постройка Северной башни, заложенной в 1450 году, была прекращена в 1511 году — башня так и осталась недостроенной. Таким образом, современный вид собор приобрёл к 1511 году.

На стенах Собора Святого Стефана можно увидеть меры длины, размера и веса, по которым в средние века проверяли товар при покупке, ведь раньше перед собором находилась торговая площадь. Ткани отмерялись по длине, и любой покупатель мог потом подойти и проверить, не обсчитал ли его хитрый торговец. Мера для хлеба представляет собой круг диаметром полметра. И если обнаруживался обман, то нечестных торговцев сажали в огромную корзину и на глазах у всех окунали в Дунай. А торговать дальше с “подмоченной репутацией” было весьма проблематично, поскольку на такое увлекательное зрелище собиралась большая толпа народа.

Самая высокая часть Собора Святого Стефана — Южная башня. Во времена Габсбургов, ни одна церковь Австро-Венгрии не могла быть выше южной башни святого Стефана. Здесь находится смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на Дунай и Вену. Планировалось построить Северную башню, но она так и осталась незавершённой.


Мастер Ганс Пукспаум начал возводить Северную башню в середине XV века. Предание гласит, что для того, чтобы быстрее закончить постройку башни, мастер Пукспаум заключил союз с дьяволом, но не сумел выполнить поставленное сатаной условие, и в результате башня обрушилась. В 1850-е годы башню собирались достроить, но жители Вены к тому времени уже настолько привыкли к однобашенному собору, что решительно запротестовали против такого вмешательства в его привычный облик. В северной части находится самый большой колокол Австрии — “Пуммерин”, чей гул раздается по всей Вене 31 декабря.

Собор не пострадал при бомбардировках второй мировой войны и выдержал первые дни Венской наступательной операции советских войск, начавшейся 2 апреля 1945. При отступлении из Вены комендант города генерал Зепп Дитрих приказал немецкой артиллерии уничтожить центр Вены, но приказ не был выполнен. 11 апреля 1945 года местные мародёры подожгли разграбленные лавки; на следующий день пожар перекинулся на собор. Кровля рухнула от огня; колокол провалился внутрь Северной башни и разбился; интерьеры (включая роллингеровские хоры XV века) были почти полностью уничтожены. Кафедры и ценнейшие реликвии сохранились, так как были защищены кирпичными саркофагами. Собор был восстановлен трудом добровольцев — к 19 декабря 1948 была восстановлена кровля над главным нефом, 23 апреля 1952 (в 689-летия собора) возобновились службы. Послевоенное восстановление завершилось только в 1960 году. Быстрое восстановление собора после войны жители Австрии воспринимали как символ возрождения страны.


В 1980-е годы был начат второй этап полномасштабной реставрации, продолжающийся по сей день. Основная проблема собора Св. Стефана — поверхностные разрушения известняковых стен и статуй. Реставраторы вынуждены заменять отдельные камни и статуи, пользуясь как средневековыми инструментами, так и управляемыми компьютерами камнерезными станками-копирами.

Крыша Собора Святого Стефана покрыта многоцветной черепицей, которой выложены так же гербы Австрийской республики.

Несущий каркас кровли Штефансдома был первоначально выполнен из дерева (свыше 2000 м³), а после пожара 1945 года — из стали (около 600 тн). Всё покрытие кровли состоит из 230 000 цветных черепиц.



Стены фасада украшены разными масками и скульптурами, среди которых выделяется скульптура Самсона, раздирающего пасть льву. Но, если стены собора выглядят почти гладкими, то порталы покрыты настоящим резным каменным ковром, погружающим зрителя в мир средневековых легенд и религиозной символики. Здесь можно видеть растительный орнамент, людей, птиц, фантастических животных, гномов, сказочных чудовищ.

Возле главного портала в “романской стене” расположена кафедра Св. Иоанна Капистрана, с которой он в 1454 году призывал к крестовому походу на турок

Самые старинные части Собора Святого Стефана, доступные для осмотра, — Языческие башни, часть внутреннего убранства и западный портал с его Исполинскими вратами XIII века, которые открывались только во время торжественных церемоний, например, когда собор посещали короли и императоры.


Внутри собора сохранился Винер-Нейштадский алтарь XV века, который является одним из самых значительных памятников в этом роде в Европе. Его украшают раскрашенные деревянные рельефы и богатый готический орнамент, а наружные створки покрыты средневековой живописью. Главный художественный памятник — резная каменная кафедра начала XVI века, изображающая отцов церкви.


В интерьере Собора Святого Стефана находится немало образцов скульптуры XIV-XV веков. Среди них выделяется статуя Мадонны, относящаяся к первой четверти XIV века. И здесь не обошлось без легенды. Много лет назад жила в Вене богатая графиня, слывшая очень набожной, у нее в доме была даже своя маленькая часовня. Однако если она не молилась, это был сущий дьявол, перед которым трепетали все слуги. Среди этих слуг была сирота, которой доставалось больше всех. Однажды у графини из шкатулки пропало ценное жемчужное колье. Графиня тут же обвинила бедную служанку в краже. В отчаянии, девушка бросилась к часовне, пала на колени перед Мадонной и воскликнула: “Матерь божья, помоги мне!”. Графиня, следившая за служанкой, усмехнулась: “Это моя Богоматерь, ей не нужны молитвы слуг!”. Но девушка не унималась и продолжала просить о помощи. Вахмистра, наблюдавшего за этой сценой, охватили сомнения, и он приказал обыскать дом. Вскоре драгоценность нашлась среди пожиток конюха, и девушка была отпущена. Графиня, не желавшая более иметь у себя Богоматерь, помогающую слугам, подарила ее церкви. Слава о чудесном спасении девушки распространилась по всему городу, и за Мадонной укрепилась слава защитницы слуг, сохранившаяся по сей день.

Лестница, ведущая к кафедре Собора Святого Стефана, с которой священник читает мессы, выполняет очень важную функцию. На перилах ее высечены ящерицы и лягушки, символизирующие Добро и Зло. Любящие тепло и солнце ящерицы обозначают все хорошее в человеке, а предпочитающие сырость и мрак лягушки — все плохое. А на верху лестницы сидит собака, которая “не пускает” дальше лягушек и ящериц. Считается, что когда священник доходит до собаки, все внутренние противоречия оставляют его, и он подходит к кафедре духовно чистым.

Под восточной половиной Собора Святого Стефана расположены катакомбы — подземное кладбище. В 1732 император Карл VI запретил похороны на старых кладбищах внутри городских стен, поэтому в XVIII веке умерших хоронили под землей. “Катакомбами”, на греческий манер, эти подземелья стали называть только в XIX веке. В подземном епископском склепе до сих пор хоронят высших иерархов австрийской церкви.


Штефансплатц, площадь вокруг собора Святого Стефана — своеобразный развлекательный центр Вены: здесь обитают шарманщики, фокусники, живые статуи, прогуливаются туристы и прогуливают учебу студенты=)

Собор Святого Стефана в Вене является символом города и всей Австрии. Сложно пройти мимо этого величественного сооружения, оказавшись в центре Вены. Перед поездкой в столицу Австрии мною были изучены в большей степени места, которые можно посетить с детьми, но о стандартных достопримечательностях я знала только в общих чертах. Во-первых, их очень много, чтобы знать все и сразу. Во-вторых, я не долюбливаю заезженные места, потому стараюсь их избегать за редкими исключениями. Вот и в собор Stephansdom мы совсем не собирались, но он находится в сердце австрийской столицы, более того, гордо возвышается над всеми постройками вокруг, потому сложно его не заметить. А оказавшись рядом, восхищаешься его высокими башнями в готическом стиле, каждой его деталью. Вход в Собор Святого Стефана совершенно бесплатный, так почему бы нам не зайти туда, правда? ;)

Прежде католические соборы я видела только в Гоа, где португальцы оставили свое христианское наследие. Там они маленькие, светлые и ажурные. Здесь же темные залы с огромными мозаичными окнами, высоченные потолки, арки…

Впечатления самые невероятные! Грандиозность сооружения потрясает. И это выстроено сотни лет назад? Как они строили такую мощь?

Сложно представить какое впечатление такой храм производил на людей в средние века, когда жизнь проходила в маленьких домиках. А тут такое величие. Несомненно цель была одна — заставить трепетать перед Богом. Уверена, она была достигнута. Даже я, не фанат религии, тем более католической, выдохнула при входе в Штефансдом и завороженно вертела головой во все стороны.

Если бы не эти белые инсталляции, главный зал собора выглядел бы как в прошлые века. Тут волшебная акустика и звуки органа просто-таки проникают в тебя. Воистину гении просчитывали все это и строили подобные храмы.

В этом зале я впервые услышала вживую монашеские католические песни. Думаю, многие слышали этот стиль в разных западных песнях, т.к. продюсеры используют иногда подобные нарезки в современных произведениях. Самой первой песней, в которой я услышала такие монашеские песнопения это, конечно, «Sadeness» от Enigma. И вообще у Энигмы был целый альбом в подобном стиле. Если вы не помните, тогда послушайте и сразу все поймете. И вот такие же мужские голоса разбивались о все своды Собора Святого Стефана и проникали в самое нутро, до мурашек и до слез.

Но хорошие впечатления были не от всего. Помимо всей мощи, которая так и давит на сознание, делая тебя маленьким человечком перед огромными божественными силами, еще и каждая деталь храма напоминает о греховности твоей жизни. Все скульптуры на стенах с ужасно страдальческими серыми лицами, картинки со страшными муками в геенне огненной. Не люблю в религиях, особенно в католицизме, эти попытки запугивания простых смертных «рабов божьих».

Но это лирическое отступление и, честно скажу, после этого древнего собора, после старинных церквушек на Пути Сантьяго , после главного храма в Сантьяго-де-Компостела с его средневековым колоколом, раздающимися во всех концах города, я прониклась большой симпатией и уважением к католическим храмам. Вынуждена признаться, что о Боге и о вечном в них действительно отлично думается.

Свечку зажечь можно за 0,75 евро. Не совсем дешево, хотя для Австрии вполне нормально, но главное, что свечки настоящие — огонь живой. Не выношу современную моду на специальные автоматы, куда нужно кидать монетку, чтобы зажглась лампочка в виде свечки. Это даже не смешно, а по правде более чем отвратительно, очередное изобретение Ватикана, как в свое время индульгенции.

Хоть вход в Собор Святого Стефана Вены бесплатен, но деньги там есть на что потратить. Помимо свечек с деньгами можно расстаться в сувенирном магазинчике, где продаются разные милые штучки на венскую тематику и всяческие монетки или открытки с изображением Собора.

А еще здесь проводятся различные экскурсии для посетителей. Мы выбрали подъем на Северную башню за 5,5 евро.

За такую же цену можно наоборот спуститься в катакомбы, дабы посмотреть на захоронения тысяч человек, среди которых множество австрийских правителей за последнее тысячелетие. В основном это представители династии Габсбургов. Но мне с ребенком смотреть на останки трупов, пусть даже и весьма знаменитых, вовсе не хотелось (да и без ребенка мне это мало интересно), потому я предпочла подняться ближе к небу, нежели спускаться в подземелье.

Башня Собора Святого Стефана довольно высокая, поднимались мы туда на лифте. Виды с обзорной площадки просто потрясающие! Подумать только, что это столица Австрии! Такой миниатюрный и низкорослый городок =)

В другую сторону также, высотных зданий в Вене практически нет. Внизу видна площадь. На ней толпятся коняшки)

Здесь можно взять тур по Вене в карете. Обойдется это в 55 евро за 20 минут поездки. Хотя на мой взгляд намного интереснее воспользоваться Трипстером, взяв какую-нибудь необычную от местных жителей. Все-таки увидеть город глазами людей, живущих в нем, это бесценный опыт.

Лошадки чистенькие и ухоженные, но свои естественные нужды справляют прямо на дорогу. Конечно, чистоплотные австрийцы убирают все по мере возможности, но от запаха это избавляет лишь частично. В связи с чем не только площадь, но и сам собор насквозь пропитаны ароматом конного навоза.

А ведь в прошлые столетия карет и лошадей на улицах Вены было в разы больше, знатные миазмы, наверное, наполняли воздух. Чего только не повидала столица Австрии, в какие только столетия не стояла. Удивительно, что впервые на этом месте собор был построен аж в 1137 году! Впоследствии он достраивался и расширялся, изменял свой вид с романского на готический, и в конце концов к 1511 году приобрел свой современный вид.

Во времена Второй Мировой войны Собор Святого Стефана в Вене сильно пострадал от пожара, который устроили, как ни странно мародеры, а не немецкие или советские солдаты. Из-за огня обрушилась крыша, с башни упал огромный колокол, сильно повредив весь храм. К 1948 году силами добровольцев Собор был восстановлен, но реставрационные работы ведутся до сих пор.

Могу с уверенностью сказать, что Собор Святого Стефана не зря является символом Вены. Более величественное и грандиозное сооружение, являющееся при этом и древним наследием, я прежде не видела. Понимаю, что мой опыт маловат и по нему судить невозможно, но уверена, что окажись вы в Вене, то ни за что бы не пожалели, если бы увидели этот собор воочию.

Штефансдом (Stephansdom) - информация для посетителей

Собор Святого Стефана часы работы

Собор работает ежедневно с 6.00 до 22.00 часов. В воскресенье и праздничные дни с 07:00 до 22:00.
. Экскурсии по катакомбам каждые полчаса или 15 минут, продолжительность около 30 минут в 10:00 — 10:30 и в 13.30 — 16.30 часов ежедневно кроме воскресения.
. Лифт к колоколу «Пуммерин» на Северную башню — ежедневно с 08.15 до 16.25 часов (январь – июнь и сентябрь – декабрь); ежедневно с 08.15 до 18.00 (июль и август).
. Подъем на Южную башню ежедневно с 09.00 до 17:00 часов.
. Вечерняя экскурсия с осмотром чердачного помещения по субботам в 19:00 (только с июля по сентябрь).

Цены на экскурсии в Собор Святого Стефана в Вене

В соборе есть общий билет для посещения всех его закоулков стоимостью 17,90 евро для взрослого и 4,90 евро для ребенка. Во время нашего посещения на эти билеты были скидки — 13,90 и 2,90 евро. Но не уверена, что скидки есть всегда, потому написала изначально обычную полную стоимость. Брать такой билет несомненно выгоднее, но если вы не хотите посещать все подряд, то проще взять билет только куда-то в одно место (чертой делятся цены на взрослого и ребенка):
. Тур по кафедральному собору с гидом — 5,5 евро/2 евро
. Тур по кафедральному собору с аудиогидом — 4,5 евро/1,5 евро
. Катакомбы с гидом (группа) — 5,5 евро/2 евро
. Северная башня (подъем на лифте) — 5,5 евро/2 евро
. Южная башня (подъем по ступеням) — 4,5 евро/1,5 евро

Собор Святого Стефана Вена как добраться

Собор находится на площади Stephansplatz. Одноименная станция метро Stephansplatz (ветки U1 и U3) выходит прямо напротив главных ворот храма, потому не найти или не заметить его просто невозможно:) Ну и просто гуляя по центру, рядом с Венской оперой и Альбертиной, вы без труда заметите башни Собора Святого Стефана, которые возвышаются словно колючие кактусы над всеми домами. Мы именно так его и приметили, и шли на эти башни.

Собор Святого Стефана на карте

Если вы планируете поездку в Вену, то рекомендую также почитать мою статью об аренде квартиры в Вене посуточно , в которой я описываю не только наш опыт как снять квартиру в Вене, но и делаю обзор отелей Вены с удобной картой и возможностью подбора отеля в выбранном вами диапазоне цен. Это очень удобно, а главное поможет сэкономить ваши средства, ведь австрийская столица весьма дорогой город.

Собор святого Стефана (нем. Stephansdom) - католический собор, национальный символ Вены и всей Австрии. История собора началась в 1137 году, когда была построена небольшая церковь в романском стиле. На протяжении XIII-XV веков церковь несколько раз перестраивали и расширяли. Только к 1511 году достопримечательность превращается в Собор святого Стефана и приобретает ставший известный всему миру готический облик с богатым внешним и внутренним убранством.

Значимости собору придают и захоронения представителей династии Габсбургов (72 могилы членов монаршей семьи). Однако при помпезном оформлении надгробий, большая часть из них являются символическими (начиная с 1633 года в соборе погребали лишь внутренние органы Габсбургов, их тела - в Капуцинской церкви, а сердца - в Церкви святого Августина).

Особое внимание заслуживают две башни: южная и северная. Южная башня, высота которой достигает более 136 метров, служит прекрасной смотровой площадкой на виды старой Вены и её окрестностей. И, если южная знаменита лестницей с 343 ступенями, то северная - величественным куполом, возвышающимися на высоте более 68 метров. Северная башня долгое время оставалась недостроенной. Только в 1579 году её увенчали ренессансным куполом, который сильно выделяется на фоне готического облика всего собора. Именно под сводом этого купола и находится колокол Пуммерин (Pummerin) - самый большой колокол Австрии. Это второй колокол в Европе (после кёльнского), размеры которого действительно удивляют. Его масса достигает 22 тонны, диаметр - более 3 метров, высота -почти 3 метра, а толщина стенок - 23 сантиметра. Для отливки колокола в 1711 году использовали 180 турецких пушек, захваченных в Венской битве 1683 года. Новый Пуммерин был отлит в 1957 году из осколков старого колокола, который разбился в результате пожара в апреле 1945.

Осматривая архитектуру собора, нельзя не обратить внимание на необычную разноцветную черепицу крыши, которая украшена изображением городского и национального гербов. В общей сложности на орнаментирование было затрачено 230 000 черепичных элементов. Если говорить о внутреннем убранстве Собора святого Стефана, внимания заслуживают хранящиеся здесь сокровища искусства и многочисленные реликвии. Это и витражи, и средневековые скульптуры, памятники и надгробные плиты, алтари и кафедры работы известнейших скульпторов. На кафедрах остановимся подробней:

  • Епископская кафедра XV века высотой 4 метра расположена в центре главного нефа. Она украшена статуями четырёх учителей церкви: Григория Великого, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского и Августина Блаженного. Перила украшены фантастическим орнаментом из ящериц и жаб, олицетворяющих борьбу между добром и злом. Под лестницей мастер разместил свой автопортрет, известный в народе как «Оконный зевака».
  • Кафедра св. Иоанна Капистрана . Расположена возле главного входа в собор. Считается, что именно с этого места в 1454 году проповедник Иоанн Капистран призывал австрийцев к крестовому походу против турок.

Собор Святого Стефана является главным храмом австрийской столицы. Его изображения стали появляться на картинах с видами Вены еще в Средние века. Эта историческая была заложена епископом Пассау в начале XII века и освящена в 1147 году. Но еще долгие десятилетия спустя собор достраивался, перестраивался и подновлялся.

Собор Святого Стефана в Вене, история возведения

Первоначально храм представлял собой трехнефную базилику с сильно выступавшим трансептом, отделявшим от основной части здания узкую алтарную часть. После сильного пожара 1258 года собор фактически пришлось строить заново. От первоначальной постройки уцелел только западный фасад здания с монументальным порталом, носящим название «Исполинские врата». Два других портала, сооруженные позднее, также имеют свои названия: южный - «Певческие врата», северный - «Епископские врата».

В 1304-1340 годах была заново возведена алтарная часть собора и расширена основная часть здания. В 1359 году мастерами Микаэлем Кнабом, отцом и сыном Петером и Гансом фон Прахатицами была сооружена главная вертикаль собора - Южная башня высотой 137 м, на вершину которой ведет лестница в 312 ступеней. Жители Вены называют башню «Старый Стефан». Это одно из лучших произведений австрийской готики.

В середине XV века мастер Ганс Пукспаум, назначенный в 1440 году главным строителем собора, начал возводить Северную башню. Достраивали ее уже после его смерти, и она так и осталась незавершенной. Предание рассказывает, что для того чтобы быстрее закончить постройку башни, мастер Пукспаум заключил союз с дьяволом, но не сумел выполнить поставленное сатаной условие, и в результате башня обрушилась. В 1850-е годы башню собирались достроить, но жители Вены к тому времени уже настолько привыкли к однобашенному собору, что решительно запротестовали против вмешательства в его сложившийся облик.

Окончательно строительство собора завершил знаменитый архитектор и скульптор Антон Пильграм, и произошло это только в начале XVI столетия. С XII века собор Святого Стефана является главным храмом Вены, а с 1469 года - епископской кафедрой (с 1723-го - архиепископской).

Венский собор Святого Стефана, архитектура и интерьер

Несмотря на затянувшееся на несколько веков строительство, собор Святого Стефана сохранил архитектурную целостность, и его облик в основном выдержан в готическом духе. Окруженный со всех сторон городской застройкой собор почти невозможно охватить взглядом в полной мере, а с близкого расстояния можно увидеть только его уходящую в небо громаду.

Стены собора подпирают мощные контрфорсы. Многочисленные готические детали подчеркивают устремленность ввысь тяжелого монументального здания. Крыша собора покрыта многоцветной черепицей, которой выложены, в частности, гербы Австрийской республики. Гладкие стены фасада выложены из крупных блоков тесаного камня и довольно скупо украшены резными масками и скульптурами.

Среди них выделяется скульптура Самсона, раздирающего пасть льву. Но если стены собора выглядят почти гладкими, то порталы покрыты настоящим резным каменным ковром, погружающим зрителя в мир средневековых легенд и религиозной символики. Здесь можно видеть растительный орнамент, людей, птиц, фантастических животных, гномов, сказочных чудовищ.

«Исполинские врата», главный вход в собор, в прежние времена открывались только во время торжественных церемоний, например когда собор посещали короли и императоры. В обычное время прихожане входили в собор через боковые входы - северные «Епископские врата», украшенные порталом XIV века, или через южный вход, называемый «Певческие врата». Певческие врата украшают каменные фигуры герцога Рудольфа IV и его супруги Катарины. Их окружают оруженосцы. В руках герцог держит модель собора Святого Стефана.

Интерьер храма украшают многочисленные скульптуры и алтари. Но, несмотря на это, внутреннее пространство собора не загромождено и выглядит просторным. Его длина составляет 108 м, ширина - 35 м, а высота - 28 м. Пять пар мощных столбов поддерживают теряющиеся в высоте своды главного нефа. Свет попадает из высоко расположенных боковых окон, и в пасмурный день в соборе царит полумрак.

До наших дней чудом сохранились цветные средневековые витражи на окнах храма. Алтарь собора - так называемый Винер-Нейштадтский алтарь - относится к XV веку и является одним из самых значительных памятников подобного рода в Европе. Его украшают раскрашенные деревянные рельефы и богатый готический орнамент, а наружные створки покрыты средневековой живописью. Резной высокий алтарь выполнен мастером Якобом Поком.

В интерьере собора находится немало образцов скульптуры XIV-XV веков. Среди них выделяется статуя Мадонны, относящаяся к первой четверти XIV века. Другую большую статую Мадонны, изваянную в 1320-1330-х годах (ее причисляют к лучшим образцам немецкой пластики), можно видеть около епископской кафедры.

Сама кафедра, выдающийся памятник средневекового искусства, изготовлена мастером Антоном Пильграмом около 1515 года. Помимо буйной готической резьбы ее украшают четыре потрясающие по реализму и мастерству исполнения фигуры Отцов Церкви, высеченные из камня. Пильграм является и автором подножия органа. Здесь, среди причудливой каменной резьбы, можно видеть автопортрет самого скульптора. Второй его автопортрет находится в нижней части епископской кафедры.

Со времен Средневековья собор служил местом погребения королей, императоров, епископов, знатных людей. Здесь погребено множество деятелей не только австрийской, но и мировой истории - например выдающийся полководец, генералиссимус принц Евгений Савойский. Многие надгробия выделяются искусной работой и являются произведениями искусства. Среди них выделяется саркофаг императора Фридриха III, изготовленный в 1467-1513 годах.

В апреле 1945 года во время ожесточенных боев в Вене собор был охвачен пожаром, длившимся трое суток. Обрушились верхние части здания, рухнул большой колокол, сильно пострадал интерьер собора. Жители города и советские солдаты потушили пожар, но многие детали собора безвозвратно погибли. Спустя семь лет после реставрационных работ собор был снова освящен, но восстановительные работы продолжались еще более десяти лет. Сегодня собор Святого Стефана полностью восстановлен.