Структурно-функциональные особенности семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Структура семьи Условия и факторы структурных характеристик семьи

Основными характеристиками семьи являются ее функции и структура. По Эйдемиллеру, жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи . Выделяются следующие функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическая.

Структура семьи - это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи делает возможным понимание распределения функций в семье [Эйдемиллер Э.Г., 1999].

Особенности жизнедеятельности семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций, называются структурно-функциональными нарушениями семьи . Функции и структура семьи меняются в зависимости от этапов жизненного цикла.

Семейная система описывается множеством параметров, главными из которых являются следующие: характер эмоциональных связей в семье, ее ролевая структура, особенности межличностной коммуникации, способы разрешения конфликтов, сплоченность и субъективная удовлетворенность браком [Карабанова О. А., 2001; Сатир В., 2000; Черников А. В., 2001].

Характер эмоциональных связей в семье

Одним из главных и наиболее адекватных мотивов для вступления в брак является чувство любви , которое служит интегрирующим фактором в дальнейшем функционировании семьи.

В качестве родового понятия любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и др., - от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.

Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в значимом другом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство стало одной из причин того, что разные философские и психологические направления либо допускали неправомерную абсолютизацию биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту, либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство. Хотя физиологические потребности и являются предпосылкой возникновения и поддержания чувства любви, однако, в связи с тем что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках является общественно-исторически обусловленным чувством, своеобразно отражающим социальные отношения и особенности культуры, выступающим в качестве нравственной основы отношений в институте брака [Ильин Е.П., 2001].

Выделяют несколько разновидностей любви. Так, говорят об активной и пассивной формах любви: в первом случае любят, а во втором - позволяют себя любить. Подразделяют кратковременную любовь - влюбленность и длительную - страстную любовь. Э. Фромм, К. Изард и другие говорят о любви родителей к своим детям (родительская, материнская и отцовская любовь), детей к своим родителям (сыновняя, дочерняя), между братьями и сестрами (сиблинговая любовь), между мужчиной и женщиной (романтическая любовь), ко всем людям (христианская любовь), любовь к Богу, а также о взаимной и неразделенной любви.

Любовь проявляется в постоянной заботе об объекте любви, в чуткости к его потребностям и в готовности удовлетворить их, а также при обострении переживания этого чувства (сентиментальности) - в нежности и ласке. Какие эмоциональные переживания сопутствуют человеку при проявлении им нежности и ласки, сказать трудно. Это что-то неясное, почти эфемерное, практически не поддающееся осознанному анализу. Эти переживания сродни положительному эмоциональному тону впечатлений, которые тоже довольно сложно вербализовать, если не считать, что человек ощущает что-то приятное, близкое к легкой и тихой радости.

Сексуальная любовь, по Э. Фромму, является отношением между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе, отождествляет себя с ним, испытывает потребность в сближении, объединении; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления и, что весьма существенно, добровольно духовно и физически отдает себя другому и стремится взаимно обладать им (Д. Майерс).

Р. Стернберг разработал трехкомпонентную теорию любви. Первая составляющая любви - интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях. Любящие чувствуют себя связанными друг с другом.

Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; желание сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое желание; обмен мыслями и чувствами, а также общие интересы.

Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Близость может разрушаться негативными чувствами (раздражением, гневом), возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым.

Вторая составляющая любви - страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту.

Между интимностью и страстью соотношения не однозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровождается близостью, а близость - страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.

Третья составляющая любви - решение, обязательство (ответственность). У нее есть кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого, долговременный аспект - в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»).

Эта составляющая (обязательство) неоднозначно соотносится с двумя предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные комбинации, Р.Стернберг разработал систематику любовных отношений. Но эти виды любви представляют собой полярные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны.

Большинство вступающих в брачные отношения полагают, что они руководствуются совершенной любовью. Однако нередки случаи, когда за таковую принимают банальное увлечение. Чаще всего бывает, что страсть в ходе супружеской жизни умирает, а ее место занимает любовь-товарищество.

Острой стадией любви является влюбленность. Однако если влюбляются чаще во внешне красивых, то любят за душевную красоту, тем более что внешняя красота невечна [Майерс Д., 2002].

1.3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЬИ
Основными характеристиками семьи являются ее функции и структура. По Эйдемиллеру, жизнедеятельность семьи, непосред­ственно связанная с удовлетворением определенных потребностей

Ее членов, называется функцией семьи. Выделяются следующие функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоцио­нальная, духовного (культурного) общения, первичного соци­ального контроля, сексуально-эротическая.

Структура семьи - это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи делает возможным понимание распределения функций в семье [Эйдемиллер Э.Г., 1999].

Особенности жизнедеятельности семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций, называются структурно-функциональными нарушениями семьи. Функции и структура семьи меняются в зависимости от этапов жизненного цикла.

Семейная система описывается множеством параметров, глав­ными из которых являются следующие: характер эмоциональных связей в семье, ее ролевая структура, особенности межличност­ной коммуникации, способы разрешения конфликтов, сплочен­ность и субъективная удовлетворенность браком [Карабанова О. А., 2001; Сатир В., 2000; Черников А. В., 2001].
Характер эмоциональных связей в семье

Одним из главных и наиболее адекватных мотивов для вступ­ления в брак является чувство любви, которое служит интегриру­ющим фактором в дальнейшем функционировании семьи.

В качестве родового понятия любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глуби­ной, силой, предметной направленностью и др., - от сравни­тельно слабо выраженных одобрительных отношений до цели­ком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.

Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечиваю­щей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть про­долженной, идеально представленной в значимом другом, прак­тически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство стало одной из причин того, что разные философ­ские и психологические направления либо допускали неправо­мерную абсолютизацию биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту, либо, отрицая и принижая физиологи­ческую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство. Хотя физиологические потребности и являются предпосылкой воз­никновения и поддержания чувства любви, однако, в связи с тем что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках является общественно-истори­

Чески обусловленным чувством, своеобразно отражающим соци­альные отношения и особенности культуры, выступающим в ка­честве нравственной основы отношений в институте брака [Иль­ин Е.П., 2001].

Выделяют несколько разновидностей любви. Так, говорят об активной и пассивной формах любви: в первом случае любят, а во втором - позволяют себя любить. Подразделяют кратковремен­ную любовь - влюбленность и длительную - страстную любовь. Э. Фромм, К. Изард и другие говорят о любви родителей к своим детям (родительская, материнская и отцовская любовь), детей к своим родителям (сыновняя, дочерняя), между братьями и сестра­ми (сиблинговая любовь), между мужчиной и женщиной (роман­тическая любовь), ко всем людям (христианская любовь), любовь к Богу, а также о взаимной и неразделенной любви.

Любовь проявляется в постоянной заботе об объекте любви, в чуткости к его потребностям и в готовности удовлетворить их, а также при обострении переживания этого чувства (сентименталь­ности) - в нежности и ласке. Какие эмоциональные пережива­ния сопутствуют человеку при проявлении им нежности и лас­ки, сказать трудно. Это что-то неясное, почти эфемерное, прак­тически не поддающееся осознанному анализу. Эти переживания сродни положительному эмоциональному тону впечатлений, которые тоже довольно сложно вербализовать, если не считать, что человек ощущает что-то приятное, близкое к легкой и тихой радости.

Сексуальная любовь, по Э. Фромму, является отношением меж­ду людьми, когда один человек рассматривает другого как близ­кого, родственного самому себе, отождествляет себя с ним, ис­пытывает потребность в сближении, объединении; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления и, что весьма существенно, добровольно духовно и физически отдает себя дру­гому и стремится взаимно обладать им (Д. Майерс).

Р. Стернберг разработал трехкомпонентную теорию любви. Перваясоставляющаялюбви - интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях. Любящие чув­ствуют себя связанными друг с другом.

Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; желание сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и на­дежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое жела­ние; обмен мыслями и чувствами, а также общие интересы.

Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены ис­креннего обмена чувствами. Близость может разрушаться нега­тивными чувствами (раздражением, гневом), возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым.

Втораясоставляющая л ю б в и - страсть. Она приво­дит к физическому влечению и к сексуальному поведению в от­ношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не явля­ются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную ми­нуту.

Между интимностью и страстью соотношения не однознач­ные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровожда­ется близостью, а близость - страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.

Третьясоставляющаялюбви - решение, обязатель­ство (ответственность). У нее есть кратковременный и долговре­менный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого, долговременный аспект - в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»).

Эта составляющая (обязательство) неоднозначно соотносится с двумя предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные ком­бинации, Р. Стернберг разработал систематику любовных отно­шений. Но эти виды любви представляют собой полярные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в проме­жутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны.

Большинство вступающих в брачные отношения полагают, что они руководствуются совершенной любовью. Однако нередки слу­чаи, когда" за таковую принимают банальное увлечение. Чаще все­го бывает, что страсть в ходе супружеской жизни умирает, а ее место занимает любовь-товарищество.

Острой стадией любви является влюбленность. Однако если влюб­ляются чаще во внешне красивых, то любят за душевную красо­ту, тем более что внешняя красота невечна [Майерс Д., 2002].
Ролевая структура семьи
Основными параметрами ролевой структуры семьи является ха­рактер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, т. е. иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла [Карабанова О.А., 2001].

Главенство в семье определяет руководство и организацию функционирования семьи, характер принятия решений, меру уча­стия членов семьи в управлении жизнедеятельностью семьи, от­ношения власти как доминирования и подчинения.

Характер распределения функций и мера участия членов семьи в решении проблем являются основаниями для установления фак­

Тического главенства в семье. Однако наряду с фактическим гла­венством существует и формальное главенство, т.е. главенство, приписываемое по определенным правилам. В случае расхождения фактического и формального главенства возникают конфликты, направленные на признание фактического руководства, или борьба за установление главенства одного из членов семьи. Традиционно формальное главенство приписывается мужу, в то время как фак­тическое персональное главенство в равной степени распределя­ется между мужем и женой.

Ролевая структура семьи обеспечивает выполнение функций семьи и удовлетворение потребностей всех ее членов. Роль - нор­мативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Содержание роли и ее выполнение регулируются нормами, выработанными и принятыми группой, т.е. определенными правилами, которым необходимо подчинять­ся для реализации совместной деятельности группы [Андреева Г. М., 1980]. Существуют правила, предписания, касающиеся как принятия ролей, так и их исполнения. Имеют место также конт­роль за выполнением роли и санкции, как внешние, так и внут­ренние, направленные на восстановление баланса семейной дея­тельности за счет определенного воздействия на члена семьи, не выполняющего свою роль.

Чтобы семья эффективно функционировала, ее ролевая струк­тура должна отвечать следующим требованиям: 1) непротиворе­чивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семь­ей в целом; 2) выполнение ролей должно обеспечивать удовлет­ворение потребностей всех членов семьи; 3) принятые роли долж­ны соответствовать возможностям личности, не должно быть яв­ления «ролевой перегрузки».

В ролевой структуре семьи выделяют план межличностных и план конвенциональных ролей. Конвенциональные роли предпи­саны социокультурным окружением и регулируются правом, мо­ралью, традициями; они стандартизированы, определяют по­стоянные права и обязанности членов семьи, представляя со­бой перечень форм поведения и способов их реализации. Меж­личностные роли индивидуализированы, определяются конкрет­ным характером межличностных отношений в семье, кристал­лизуя в себе уникальный опыт семейного межличностного об­щения.

Конвенциональные роли могут быть классифицированы по двум основаниям: 1) в соответствии со статусом родственных отноше­ний (определяются историческими, культурными, этническими особенностями и значительно варьируются); 2) по функциональ­ному принципу.

Принятие ролей осуществляется в соответствии с социокуль­турными нормами и стандартами, определяющими критерии оцен­ки успешности выполнения ролей.

Ролевое поведение характеризуется степенью идентификации исполнителя с ролью, т.е. степенью принятия ответственности за выполнение роли, ролевой компетентностью, сформированнос-тью мотивационного и операционно-технического компонентов ролевого поведения и конфликтностью роли, т.е. противоречиво­стью в сознании человека поведенческих моделей, необходимых для реализации роли [Карабанова О.А., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 1999].

Значительное влияние на ролевое поведение оказывает фактор родительской семьи. Особенно это важно для российской действи­тельности, в которой распространены двухпоколенные семьи.

Принятие и исполнение ролей испытывают два типа воздей­ствия родительской семьи, часто неосознаваемых: 1) повторение (воспроизведение) в собственной семье характера распределения семейных ролей и исполнение усвоенных ролей в той форме, в какой они исполнялись в родительской семье; 2) отвержение се­мейного уклада родительской семьи [Варга А.Я., 2001; Карабано­ва О.А., 2001].

На характер принятия межличностных ролей в семье влияют также порядок рождения и наличие братьев и сестер, т.е. сиблин-говые отношения в материнской семье супругов. Модель отноше­ний с братьями и сестрами, позиция в этих отношениях с легко­стью переносятся на собственного супруга и детей, определяют претензии на лидерство, отношение к вопросам власти, сотруд­ничества, кооперации, соревновательности [Варга А.Я., 2001; Ка­рабанова О.А., 2001].

Возможные варианты сиблинговой позиции: единственный ребенок, старший ребенок, средний ребенок, младший ребенок.

Репертуар усвоенных в детстве и подростничестве межличност­ных ролей и опыт их исполнения переносятся супругами в свою семейную жизнь, определяя характер межличностного взаимодей­ствия. Можно выделить следующие вариантысочетания ролевыхожиданий в зависимости от сиблинговых позиций [Черников А. В., 2001].


  • Комплементарный брак - взаимодополняющие сиблинго-вые позиции супругов. В этом случае наблюдается наиболее благо­приятный вариант формирования ролевой структуры: есть взаи­модополняющие ожидания, готовые стереотипы межличностных ролей и опыт их исполнения.

  • Частично комплементарный брак как частичное совпадение сиблинговых позиций супругов (например, позиции среднего и старшего ребенка) лишь частично согласует ожидания супругов в отношении межличностного взаимодействия.
Некомплементарный брак как тождественность сиблинговых позиций супругов приводит к конкуренции в борьбе за присвое­ние одной и той же межличностной роли.

Естественно, не существует жесткой зависимости формирова­ния межличностных ролей и взаимодействия в семье от степени комплементарное™ сиблинговых позиций, хотя такое влияние и несомненно. Длина и легкость пути к взаимопониманию опреде­ляются, скорее, личностными особенностями супругов. Степень комплементарности по-разному определяет характер межличност­ных ролей и степень удовлетворенности браком на разных стадиях супружества. Чем моложе семья, тем сильнее выражено это влия­ние [Карабанова О.А., 2001].

В разных культурах порядок рождения влияет на ролевое пове­дение по-разному. В современной западной культуре влияние при­обретает другой характер в связи с тем, что в определенных слоях становится все меньше браков, а также растет количество одино­ких людей, живущих всю жизнь вне брака [Варга А.Я., 2001].

Принятие семейных ролей в значительной мере определяется также влиянием особенностей мотивационно-потребностной, цен­ностно-смысловой сферы членов семьи, а также личностных осо­бенностей каждого из членов семьи [Кочарян Г.С, 1994].

Показателем дисфункциональное™ семейной системы служит появление патологизирующих ролей, которые позволяют системе сохранить стабильность. В их основе лежат защитные механизмы, обусловленные наличием личностных проблем каждого из членов семьи, а также нарушением функционирования семьи в целом [Карабанова О.А., 2001].

Патологизирующие роли оказывают психотравмирующее дей­ствие как на их исполнителя, так и на остальных членов семьи и на семью в целом. Они могут быть индивидуальными и семейными. К индивидуальным патологизирующим ролям относят такие роли, как «семейный козел отпущения», «позор семьи», «любимчик», «беби», «больной член семьи» и др. В случае семейных патологизи­рующих ролей причины лежат в области нарушений в системе «се­мья-социальное окружение».

В случае гармоничного развития семьи формируется адекват­ный образ «Мы», включающий определение супружеских отно­шений, согласованное ролевое поведение и стиль жизни семьи. Источником формирования образа «Мы» является совместная дея­тельность и внутрисемейное общение. В случае возникновения дис­функции семьи и*нарушений межличностной коммуникации формируется неадекватный образ «Мы» - так называемые семей­ные мифы, выполняющие функцию регуляции отношений в дис­функциональной семье [Карабанова О.А., 2001].

Семейные мифы как «сложное семейное знание» [Варга А.Я., 2001] присущи и гармоничной семье, но в отличие от дисфунк­

Циональных семей актуальны не всегда, а только в моменты ка­ких-то серьезных социальных перемен и т.п., позволяя семье по­высить сплоченность и справиться с трудностями.

Особенности межличностной коммуникации
Межличностная коммуникация в семье отвечает задачам обме­на информацией, согласования усилий и выполнения ролей в совместной деятельности, установления и развития межличност­ных отношений, познания партнера и самопознания. Отличитель­ными особенностями межличностной коммуникации в семье яв­ляются высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения [Карабанова О. А., 2001].

Под коммуникацией обычно понимается обмен сообщениями. Он может осуществляться как с помощью речи, так и невербаль­ными средствами. Выделяют несколько уровней коммуникации. Так, существует мета коммуникация, принадлежащая более вы­сокому логическому уровню (п+ 1) по сравнению с уровнем ком­муникации (п).

Метакоммуникация представляет собой комментарий или со­общение по поводу коммуникации. Метакоммуникация также может быть вербальной и невербальной и обычно представляет собой сигналы, помогающие правильно понять контекст сообще­ния (например, является ли сказанная фраза шуткой или оскорб­лением и т.п.). Метакоммуникативные сигналы могут расходиться с вербальными компонентами коммуникации, следствием чего является неконгруэнтное сообщение, приводящее к ошибочному восприятию информации [Бедлер Р. и др., 1999; Сатир В., 2000]. Построение высказывания одновременно на двух логических уров­нях, противоречащих друг другу, приводит к парадоксу. В семей­ной терапии довольно часта ситуация парадоксальных требова­ний членов семьи друг к другу, которые не могут быть исполне­ны, - это ситуация, когда выбор никогда не бывает правиль­ным, так как непонятно, на какой из коммуникативных каналов нужно реагировать [Варга А.Я., 2001; Черников А. В., 2001]. Пара­доксальные команды создают у их получателя ощущение тупика и часто приводят к крайностям. Особенно вредными они являются там, где существует неравный статус участников взаимодействия и наложен запрет на их обсуждение.

В семейной системе взаимоотношения и межличностная ком­муникация управляются семейными правилами. Они представля­ют собой устойчиво используемые способы поведения, определя­ют распределение семейных ролей и функций, места в семейной иерархии, что позволено, а что нет, т.е. описывают правила взаи­модействия [Варга А.Я., 2001; Черников А.В., 2001; Эйдемил­

Лер Э. Г., 1999]. Уровень правил является метауровнем по отноше­нию к уровню коммуникаций.

Выделяют шесть основных аспектов, касающихся уровня пра­вил [Черников А. В., 2001].


  1. Основная задача этих правил - контролировать способы взаимодействия в семье. Они определяют, как люди должны вести себя в определенных ситуациях и обстоятельствах, что приемле­мо, а что нет. Правила также могут говорить о том, какие послед­ствия влечет за собой их выполнение или невыполнение.

  2. Люди все время вовлечены в процесс определения правил своего взаимодействия (например, в период ухаживания, после свадьбы).

  3. На каждой стадии жизненного цикла должно происходить серьезное изменение правил функционирования. Когда старые правила приходят в противоречие с изменившейся ситуацией, в семье происходит кризис.

  4. Правила могут быть гласные и негласные. Гласные правила предъявляются открыто, их можно обсуждать, о них можно спо­рить и их можно менять. Негласные правила также регулируют взаи­моотношения, но открыто не рассматриваются и не обсуждаются. Если они упоминаются, то могут даже отрицаться наиболее при­верженными к ним членами семьи. В некоторых семьях, например, негласным правилом является участие бабушки во всех делах.

  5. Правила в разных семьях разные. Когда молодые люди всту­пают в брак, перед ними обычно возникает задача совместить за­частую конфликтные правила взаимодействия, принятые в роди­тельских семьях.

  6. Правила взаимодействия задают внешние и внутренние гра­ницы в семье. Члены семьи по-разному ведут себя друг с другом и с внешним окружением. Взаимодействие родителей между собой отличается от их взаимодействия с детьми.
Коммуникативные правила помогают семейной системе сохра­нять равновесие. В процессе развития происходит обучение детей этим правилам. Если правила не соблюдаются, у членов семьи нарастает тревога.

В дисфункциональных семьях обычно существует много неглас­ных правил, нередко представляющих собой негативные последо­вательности: когда устойчивые способы (правила) поведения од­них членов семьи тесно связаны с правилами других, последние же, в свою очередь, оказываются связанными с третьими и т.д. Нередко последовательности охватывают значительное количество различных видов поведения в семье, бывают весьма длительны­ми, причиной чего является действие закона гомеостаза. Важным источником устойчивости является совокупность негативных яв­лений, образующих замкнутый круг и последовательно обуслов­ливающих друг друга [Эйдемиллер ЭТ., 1999].

Семейные правила играют большую роль в жизни семьи, опре­деляют различные стороны внутрисемейных взаимодействий. Так, по мнению Хейли [см.: Черников А.В., 2001], конфликт в браке может быть сфокусирован: 1) на несогласии в правилах совмест­ной жизни; 2) на несогласии в том, кто устанавливает эти прави­ла; 3) на попытках провести в жизнь правила, несовместимые друг с другом.
Разрешение конфликтов
Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельно­сти с проблемными ситуациями, решение которых осуществляет­ся в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов членов семьи. Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия [Карабанова О.А., 2001].

Принято считать, что важно не столько уметь предотвращать конфликты, сколько эффективно их решать. Избегание конфлик­та не разрешает проблему противоречий в семье, а только усугуб­ляет ее, сохраняя депривацию значимых потребностей членов семьи. Конфликт может быть конструктивным и деструктивным, повышать степень сплоченности, ценностно-смыслового единства и эффективности функционирования семьи либо усиливать ее дисфункциональность.

Различают актуальные конфликты, т.е. конфликты, реализуе­мые в настоящее время и непосредственно связанные с опреде­ленной проблемой, и прогрессирующие конфликты, в которых мас­штаб и интенсивность противостояния участников конфликта все более нарастают.

Выделяют также привычные конфликты, возникающие по лю­бому поводу и характеризующиеся эмоциональной усталостью партнеров, не прилагающих реальных усилий для их разрешения. За привычными конфликтами, как правило, скрыты реальные противоречия, подавленные и вытесненные из сознания [Караба­нова О.А., 2001; Социологический энциклопедический словарь, 1998].

По степени выраженности конфликты могут быть открытыми, явно проявляющимися в поведении, и неявными, скрытыми. По­следний вариант представляет особую опасность, так как приво­дит к возникновению коммуникационной проблемы, когда ис­тинная причина конфликта не является предметом обсуждения и, более того, часто даже не осознается.

Наиболее распространенными проблемами в супружеских от­ношениях являются нарушения общения, проблемы власти и влия­ния в супружеских взаимоотношениях, нереалистические ожида­

Ния, предъявляемые к семье и супругу, сексуальные проблемы, неспособность эффективно решать семейные проблемы, отсутствие тепла в отношениях, дефицит близости и доверительности, вос­питание детей, болезнь (психическая или физическая) одного из супругов - проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи [Алешина Ю. Е., 2000; Карабанова О. А., 2001].

На всем протяжении процесс функционирования семьи может рассматриваться как решение семьей стоящих перед ней задач, которые в свою очередь имеют определенную структуру, органи­зуются на основе структурных схем в соответствующие типологии и своими характеристиками влияют на течение группового про­цесса и его эффективность.

Успешное развертывание группового процесса требует нема­лых усилий по его организации, поддержанию целевой направ­ленности, координации индивидуальных действий.

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

 «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

 «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

 «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

 «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).

А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:

нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети отданного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А. И., Медков В. М.)

Е. А. Личко (Личко А. Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:

1. Структурный состав:

 полная семья (есть мать и отец);

 неполная семья (есть только мать или отец);

 искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности:

 гармоничная семья;

 дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

 автономный -муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

 демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Медков В. М., 1996) разделяют на:

 партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

8. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

По мнению Д. Леви, исследование жизненного цикла семьи требует лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

 внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;

 семья молодоженов;

 семья с маленькими детьми;

 семья с подростками;

 выход повзрослевших детей из семьи;

 семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

 совсем молодые браки - от 0 до 4 лет совместной жизни;

 молодые браки - от 5 до 9 лет;

 средние браки - от 10 до 19 лет;

 пожилые браки - более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак - принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода - возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

 «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

 «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

 изменения под влиянием социальных событий (экономическая,: депрессия, землетрясение и т. п.);

 биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т. д.);

 изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т. д.);

 «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, насколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.

Существует целый континуум семей от оптимальных (хорошо организованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром).

6.3. Жизненный путь семьи. Генограмма семьи

Выделенные стадии жизненного цикла описывают общие тенденции развития любой семейной системы. Вместе с тем жизнь каждой семьи неповторима, уникальна. Это своеобразие в ее функционировании может быть описано через понятие жизненный путь семьи. Жизненный путь семьи - это биография, последовательная цепь значимых событий конкретной семьи. Психотерапевты широко используют при исследовании семейной системы генограмму, с помощью которой можно символически описать в хронологическом порядке события жизненного пути конкретной семьи. Автором техники генограммы является Мюррей Боуэн. Он использовал этот метод для записи истории семьи с учетом родительской и прародительской семей и предложил некоторые принципы анализа характера взаимоотношений людей в поколениях.

Основные символы, используемые в генограмме:

6.4. Характеристика основных параметров семейной структуры: сплоченность, иерархия, границы, гибкость, ролевая структура

Основными параметрами, описывающими структуру семьи, позволяющими понять основные стереотипы взаимодействия, являются: состав семьи, иерархия, сплоченность, гибкость, границы, роли.

При знакомстве с семьей необходимо определиться с ее составом. Известно, что на вопрос о членах семьи люди одной и той же семьи отвечают по-разному: включая одних, упуская других; кого-то называют сразу, о ком-то вспоминают в последнюю очередь.

При изучении структуры семьи анализируются входящие в нее субсистемы, то есть она рассматривается на разных уровнях функционирования: вся семья в целом, супружеская подсистема, родительская, детская, индивидуальная подсистемы.

Говоря об иерархии, мы, прежде всего, говорим об отношениях власти: доминировании - подчинении.

Все супружеские пары сталкиваются с проблемой разделения власти и создания в семье иерархии, при которой сферы контроля и ответственности распределяются между мужем и женой.

Понятие власти связано не только с возможностью доминировать и подчиняться, но и заботиться, принимать заботу, содействовать изменению, изменяться, отвечать за супруга.

Распределение супружеской власти может быть различным: авторитарным (матриархальное, патриархальное) или паритетным, когда сферы ответственности и контроля распределены между супругами. Распределение власти в супружеской и родительской системах может быть идентичным, но может и не совпадать. Мужчина может занимать доминирующее положение в супружеской субсистеме, в то же время в вопросах воспитания детей именно женщина является более компетентной, принимая на себя ответственность и власть в отношении детей. Своя иерархия существует и внутри сиблинговой подсистемы. Следует отметить, что в функциональной семейной системе обладание властью и принятие ответственности совмещены в рамках одной и той же подсистемы. Если же власть принадлежит одному человеку, а ответственность возложена на других, то такая ситуация свидетельствует о семейной дисфункции.

Иерархия существует и между субсистемами семьи: супружеской, родительской, детской, индивидуальной. Выявляя иерархию между семейными подсистемами можно понять ее центрацию, а следовательно, определить и тип: патриархальная, супружеская, детоцентрированная, эгоцентрированная.

Между ребенком (детской подсистемой) и родителями выделяют пять видов социальной власти в зависимости от способов взаимодействия в детско-родительской подсистеме:

1. Власть вознаграждения. Родители могут вознаграждать ребенка за определенное поведение. Награда, как правило, следует за социально-одобряемыми поступками, наказание - за социально-порицаемыми.

2. Власть принуждения. В ее основе лежит жесткий контроль за поведением: когда каждый незначительный проступок ребенка подлежит наказанию (либо словесному - угроза, либо физическому).

3. Власть эксперта. Она основана на большей компетентности родителей в том или ином деле. Речь идет о их социальной или профессиональной компетентности.

5. Власть закона - единственная форма внеличностной власти родителей. Но именно родители являются первыми и постоянными носителями и проводниками «закона» (правил поведения) для ребенка.

В каждой семье свои способы установления власти над детьми: одни более выражены, другие - менее.

Между родительской и детской подсистемами могут сложиться нормальные иерархические отношения, когда власть и ответственность сосредоточены в родительской подсистеме. Родители, как более компетентные, опытные, заботятся о своих детях, защищают, информируют, ориентируют, поощряют, наказывают - берут на себя ответственность за их физическое и психическое здоровье. Если же доминирует ребенок над одним или обоими родителями, то речь идет об иерархической дисфункции о таком нарушении, как перевернутая иерархия, когда влияние ребенка может превосходить авторитет одного или обоих родителей. Это можно наблюдать в семьях, где родители по той или иной причине не справляются или вовсе не выполняют свои родительские обязанности.

Сплоченность семьи обозначает эмоциональную связь, близость или привязанность ее членов.

В отношении семейных систем это понятие используется для описания степени, до которой члены семьи видят себя как связанное целое. Существуют разные уровни сплоченности, или эмоциональной близости: от низкого (члены семьи разобщены) до чрезмерно высокого (когда в семье возникает эмоциональная зависимость, поглощение). При высоком уровне эмоциональной сплоченности члены семьи имеют мало личного пространства, субсистемы не обладают необходимой автономией. Эмоциональный симбиоз и эмоциональная разобщенность, будучи полярными характеристиками семейного взаимодействия, являются свидетельствами семейных дисфункций. Нормальное функционирование семейной системы возникает при балансе сил притяжения и отчуждения. В такой семье ее члены достаточно автономны и сохраняют эмоциональные связи между собой.

Граница - термин используют для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи. Семейные границы выражаются через правила, которые определяют, кто принадлежит к системе, подсистеме и каким образом.

Различают внешние границы - границы между семьей и социальным окружением. Они проявляются в том, как семья ведет себя с внешним окружением: родственниками, друзьями, воспитателями, учителями, сослуживцами, знакомыми и т. п. По этому параметру можно говорить об открытых и закрытых семьях. Если граница слишком жесткая, то имеется мало информационных обменов между семьей и социальным окружением, наступает застой в системе, Такая семья является закрытой.

Внутренние границы - границы между членами семьи и ее субсистемами. Они характеризуют степень дифференциации членов и субсистем семьи. Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении среди членов различных подсистем. Например, супруги ведут себя между собой иначе, чем с ребенком. В хорошо функционирующих семьях правила, управляющие взаимодействиями в родительской и детской подсистемах, отличаются от правил в родительско-детских подсистемах. Родительские диады в целом имеют более высокую степень сплоченности, чем в подсистеме родитель-ребенок.

Понятие границы поколений (межпоколенная граница) используется для того, чтобы показать различия между ними в близости и иерархии. Ясные границы поколений по иерархии имеются в тех семьях, где родители имеют относительно более высокий статус, нежели дети, в принятии решений по причине их опыта, ответственности, материальных ресурсов.

Неблагополучие семьи часто связано с неясностью границы поколений. Это выражается в коалициях через поколение (межпоколенные коалиции), где сплоченность прародителей (или одного из них) с их детьми (сыном, дочерью) выше, чем между самими прародителями.

Таким образом, наличие ясных внутренних и внешних границ свидетельствует о функциональности семейной системы. Вертикальные коалиции дисфункциональны, а горизонтальные - функциональны.

Гибкость - это способность семейной системы к изменениям в отношениях власти, сплоченности, в семейных ролях, правилах, регулирующих взаимоотношения. Такая необходимость возникает всякий раз, когда семья в своем развитии переходит с одного этапа жизненного цикла на другой, когда в ней происходят значимые события. По этому параметру семейная структура может быть описана по шкале, где крайними полюсами являются ригидность и хаотичность.

Система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед семьей, не меняет своего стиля функционирования в ответ на изменившуюся ситуацию (рождение, смерть, взросление, уход детей и т. д.), чрезмерно иерархизирована, роли постоянны, границы жестки, правила неизменны.

Хаотическое состояние системы связано с чрезмерным количеством изменений в ответ на ситуацию. Такое положение может приобрести любая семья в ситуации стресса, в тот или иной период времени (рождение первенца, смерть члена семьи, потеря доходов). В такие моменты руководство становится неустойчивым, роли неясны (часто смещаются от одного члена к другому), решения принимаются необдуманно и импульсивно. Это нормально. Проблема возникает, если семья застревает в данном состоянии надолго.

Гибкость семейной системы проявляется в демократическом стиле руководства, в открытом взаимодействии членов семьи и подсистем, в возможности обсуждать и менять семейные правила.

В семье каждый человек выполняет как формальные, так и неформальные роли. Существуют роли мужа, жены, отца, матери, сына, дочери, брата, сестры. Их называют формальными. Неформальные роли можно разделить на роли-обязанности и роли-взаимодействия. Примером ролей-обязанностей могут быть такие, как «повар», «мойщик посуды», «закупщик продуктов» и т. п. Роли-взаимодействия: «адвокат», «жертва», «спасатель», «клоун», «палач», «психотерапевт» и др. При анализе ролевой структуры важны ролевые ожидания и ролевые притязания. Согласованность ролевых ожиданий и ролевых притязаний - признак функциональности семейной системы. Их несовпадение является источником семейных конфликтов и свидетельствует о дисфункциональности семьи.

Рассмотренные характеристики семейной структуры являются интегрированным обобщением разнообразных школ системного подхода к семье.

10. Особенности функционирования семьи на различных этапах ее развития.

Зарождение семьи. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшая из них - адаптация супругов к условиям семейной жизни в целом и к психологическим особенностям друг друга. В этот период завершается (если имели место добрачные отношения) или осуществляется взаимная сексуальная адаптация супругов. Значительные усилия на данной стадии развития семьи, как правило, прилагаются для «первоначального семейного обзаведения» (Гордон Л. А., Клопов Э. В., 1972). Речь идет о решении проблемы жилища и приобретении совместного имущества. Наконец, именно на данном этапе развития семьи складываются отношения с родственниками - особенно если молодая семья, как это часто бывает, не имеет собственного жилья.

Процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближения точек зрения, ценностных ориентации, представлений, привычек супругов и других членов семьи на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение сложности этого процесса - количество возникающих в этот период разводов и их причины. «Немалая часть молодых семей распадается в самом начале совместной жизни. Основные причины этого - неподготовленность к супружеской жизни, неудовлетворительные бытовые условия, отсутствие собственной жилой площади после свадьбы, вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супругов» (Дичюс П., 1985).

Семья с детьми, не начавшими трудовую деятельность. За начальной стадией семейной жизни в обычных условиях следует основной, центральный этап жизненного цикла - сложившаяся зрелая семья с детьми. Это период наибольшей активности в сфере быта и домашнего хозяйства. У женщин - матерей несовершеннолетних детей - на ведение домашнего хозяйства уходит значительная часть нерабочего времени; мужчины-отцы уделяют домашнему труду в среднем 1,5-2 часа в день (Груздева Е. В., Чертихина Э. С., 1983; Кличюс А. И., 1987).

Одновременно с продолжительностью нарастает напряженность домашнего труда, становится сложнее совмещать домашние обязанности с трудовой деятельностью. На данном этапе значительно изменяются функции духовного (культурного) и эмоционального общения. Перед супругами стоит нелегкая задача - сохранить эмоциональную общность в совершенно иных условиях, чем те, в которых она формировалась (т. е. уже не во время досуга и развлечений, которые играли немаловажную роль на первой стадии развития семьи). В условиях загруженности обоих супругов домашними и трудовыми обязанностями общность их проявляется в гораздо большей мере - в стремлении помочь друг другу, во взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция семьи: обеспечение физического и духовного развития детей ощущается родителями как наиболее важная задача. Не случайно ряд исследователей разделяет этот этап на несколько: семья с ребенком в первые годы его жизни, семья в период пребывания ребенка в детском саду, семья школьника и т. д. (Barcai A., 1981). Каждая новая ступень в развитии ребенка, с одной стороны, становится своеобразной проверкой того, насколько эффективным было функционирование семьи на предшествующих этапах; с другой - ставит новые задачи, требуя от родителей иных качеств, способностей и умений. Требования к родителям годовалого ребенка и подростка весьма различны.

Для данного этапа развития семьи характерны самые различные проблемы и нарушения. Показательно, что именно в этот период обычно обнаруживается снижение удовлетворенности семейной жизнью (Алешина Ю. Е., 1987). Основные источники нарушений жизнедеятельности семьи в это время - перегрузка супругов, перенапряжение их сил, необходимость перестройки их духовных и эмоциональных взаимоотношений. На смену конфликтности и проблемности, характерным для первого этапа жизни семьи, приходит опасность эмоционального «остывания», различные проявления которого (супружеские измены, сексуальные дисгармонии, разводы по причине «разочарования в характере партнера», «любви к другому человеку») именно на этом этапе наблюдаются наиболее часто. Основные нарушения жизнедеятельности семьи обычно приводят к неэффективности супругов в роли родителей (Чечот Д. М., 1973; Чуйко Л. В., 975; Джеймс М., 1985; Соловьев Н. Я., 1985; Tamir L., Antonucci С., 1981; Schater R., Keeth R., 1981).

Завершающие этапы жизнедеятельности семьи. Когда дети начинают трудовую деятельность и создают собственные семьи, семья родителей прекращает воспитательную деятельность. Попытки ее продолжать чаще всего вызывают сопротивление детей. Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни семьи связаны с особенностями пожилого возраста. Физических сил все меньше, следовательно, увеличивается потребность в рекреации, все большее значение приобретает отдых. Состояние здоровья супругов ухудшается, и связанные с этим проблемы выходят на первый план, в этом направлении перемещаются интересы, здесь нередко сосредоточиваются все усилия. В то же время в типичном случае имеет место активное участие членов семьи в домашнем труде и уходе за детьми. Новые роли «бабушек» и «дедушек» требуют особенно много сил в первые годы жизни внуков. Происходит перекладывание части забот на старшее поколение, что обусловлено теми трудностями, с которыми сталкиваются дети на первых этапах жизни в собственных супружеских семьях (Гордон Л. А., Клопов Э. В., 1972).

Завершение жизненного цикла - окончание трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей - увеличивает потребность в признании, уважении (особенно со стороны детей). Потребность ощутить свою необходимость и значимость на этом этапе начинает играть особенно заметную роль.

12-17 . ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СЕМЬИ

1.2.2. Структура семьи

Структура семьи – это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. В понятие «структура семьи» входят: 1) состав семьи; 2) системы разных уровней (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы) (Minuchin, 1974; Lange, Van der Hart, 1980); 3) основные параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи); 4) характер структурных проблем (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, тип несбалансированности семейной структуры) (Gehring, 1993; Olson, 1993).

Анализ семейной структуры позволяет понять, как семья реализует свои функции: кто осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между близкими права и обязанности. С точки зрения структуры можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного человека, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении.

Структуру семьи можно представить топографически – как квазипространственный срез семейной жизни (Холмогорова, 2002). Основными характеристиками, которые позволяют ее описать, являются понятия «связь» и «иерархия». Связь (kohasion) – это психологическое расстояние между членами семьи. Если оно очень близкое (симбиоз) или, напротив, очень большое (разобщенность) – это может привести к семейной дисфункции.

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

«нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

«пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз – супружеская пара и их дети плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

«смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

«семья родителя-одиночки» является семьей с одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви, 1993).

Выделяют по составу (Антонов, Медков, 1996):

нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец – муж, мать – жена, сын – брат или дочь – сестра);

расширенной семьей называют семью, основанную на кровном родстве и состоящую из нескольких нуклеарных семей, по крайней мере в трех поколениях;

Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния) или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной, нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов, Медков, 1996).

Была разработана следующая классификация семей (Личко, 1979):

1. Структурный состав:

Полная семья (есть мать и отец);

Неполная семья (есть только мать или отец);

Искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности:

Гармоничная семья;

Дисгармоничная семья.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов, Медков, 1996) разделяют на:

Партриархальные семьи, где главой «семейного государства» является отец;

Эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Еще один вариант классификации структуры семьи предложен в работе Минухина, Фишмана (1999).

«Па-де-де» – это семья, состоящая из двух человек.

Семьи, состоящие из нескольких поколений . Расширенная семья, которая состоит из различных поколений, живущих вместе, – наиболее распространенный во всем мире тип семьи. Расширенная семья создает возможность разделения функций между несколькими поколениями. Организация взаимной поддержки и сотрудничества в повседневных заботах может отличаться большой гибкостью, свойственной таким семьям, и часто высоким совершенством. Этот тип организации требует для себя такого контекста, в котором семья и внесемейная среда постоянны и гармоничны. Как и любая форма семьи, расширенная семья нуждается в социальном контексте, который ее дополняет.

Семья с делегированием обязанностей. При наличии в доме многочисленных детей обычно на одного или, возможно, на нескольких старших детей возлагаются родительские обязанности. Эти дети-родители берут на себя функции выращивания остальных детей в качестве представителей родителей. Такое внутреннее устройство семьи эффективно, пока обязанности ребенка-родителя четко определены взрослыми родителями и не выходят за пределы его возможностей с учетом степени его развития. Когда на ребенка-родителя возлагается непосильная для него ответственность или когда он не наделен властью, достаточной для выполнения своих функций, он может стать носителем симптома.

Семья-«аккордеон ». В некоторых семьях один из родителей подолгу отсутствует. Классический пример – семьи военнослужащих. Когда один из супругов уезжает, остающийся вынужден брать на себя дополнительные воспитательные, управляющие и руководящие функции, иначе дети окажутся лишены важных компонентов семейной жизни. На какое-то время родительские функции сосредотачиваются в руках одного человека, и семья приобретает форму неполной – семьи с одним родителем. Появление добавочных функций у супруга, остающегося дома, наносит ущерб сотрудничеству между супругами. Дети могут еще больше усиливать разобщение родителей, что нередко приводит даже к закреплению ролей «хорошего отца и плохой, бросившей семью матери»; при такой организации семьи возникает тенденция к отторжению родителя, оказавшегося на периферии.

Бродячие семьи. Некоторые семьи постоянно переезжают с места на место – например, те же семьи военнослужащих, когда мужа переводят по службе. В других семьях «бродячим» оказывается их состав. Это чаще всего случается тогда, когда родитель-одиночка вступает в многочисленные, следующие одна за другой любовные связи. Отец может часто менять любовниц, каждая из которых на время становится супругой и родительницей.

Опекунские семьи. Ребенок, взятый на воспитание, – по определению временный член семьи. Потенциальная проблема такой формы семьи состоит в том, что иногда она организуется как настоящая семья. Ребенок включается в семейную систему. Если после этого у него появляются симптомы, они могут быть результатом стрессов внутри семейного организма.

Семьи с приемными родителями . Когда в семью входит приемный родитель, он должен пройти процесс интеграции, что не всегда проходит успешно. Он может не полностью влиться в новую семью по своим внутренним соображениям, или же в этом ему мешает прежняя семья. Дети могут ужесточить свои требования к родному родителю, обостряя стоящую перед ним проблему раздвоенности. В тех случаях, когда до нового брака родителя дети жили отдельно от него, они вынуждены приспосабливаться и к собственному родителю, и к приемному.

Семьи с «привидением». Семья, пережившая смерть или уход одного из своих членов, может столкнуться с проблемами при перераспределении его обязанностей. Иногда в семье укореняется убеждение: «Вот если бы мать была жива, она бы знала, что нужно делать». Принятие на себя функций матери при этом становится актом неуважения к ее памяти. Прежние коалиции между членами семьи могут строиться так, как будто мать еще жива, занимает в семье свое обычное место и выполняет соответствующие функции.

Неуправляемые семьи. Предполагается, что в семьях, в которых у одного из членов проявляются симптомы неуправляемости, существуют проблемы либо в иерархической организации семьи, либо в исполнении функций управления в родительской подсистеме, либо в близости между членами семьи, либо во всех этих областях сразу.

Психосоматические семьи. Когда предмет жалоб – психосоматическая проблема у одного из членов семьи, для структуры семьи характерна чрезмерная заботливость. Такая семья, по-видимому, функционирует лучше всего в тот момент, когда кто-то в ней болен. К особенностям подобных семей относятся излишнее стремление оберегать друг друга, чрезмерная переплетенность или сосредоточенность членов семьи друг на друге, неспособность к разрешению конфликтов, огромная затрата усилий на поддержание мира или избегание конфликтов и крайняя жесткость структуры. Это не жесткость противостояния, она скорее напоминает воду, которая, пройдя между пальцев, тут же снова приобретает первоначальную форму.

Структура семьи различается в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: поровну или же главная их часть сосредоточена в руках одного человека. В отечественных семьях в большинстве случаев супруги ориентированы на равномерное распределение обязанностей и равноправное участие в решении семейных проблем (Мацковский, Гурко, 1986). Однако на практике это осуществляется далеко не всегда. Типичный для российских семей перекос в выполнении хозяйственно-бытовых дел между супругами ведет к перегрузке женщин (особенно работающих) и, как следствие, к неудовлетворению их потребности в восстановлении физических сил, культурном и духовном обогащении.

В современной семье все чаще имеет место так называемое двоевластие, когда супруги являются лидерами по очереди или в разных сферах деятельности. В то же время показано, что борьба за власть выступает первым толчком для ссор у двух из трех разводящихся пар (Васильченко, Решетняк, 1990).

В нашей стране наиболее распространена структура, при которой семья состоит из взрослых (мужа, жены и в ряде случаев бабушки, дедушки) и детей (обычно в семье один или два ребенка). Для структуры российской семьи характерны определенные отличительные особенности, которые могут выступать как причины ее дисфункции (Эйдемиллер, 2002):

Сохраняется патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений;

Границы между подсистемами дедушек-бабушек, родителей и детей плохо структурированы и диффузны, поэтому власть нередко принадлежит бабушкам (чаще) и дедушкам;

Во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, что ведет к задержке развития у детей, их психической неустойчивости и большей чувствительности к состоянию матери, к затруднениям полоролевой идентификации (особенно у мальчиков), формированию неадекватных стереотипов и установок по отношению к семейной жизни, не говоря уже о перегрузке женщин;

Несколько поколений семьи находятся в длительной зависимости друг от друга не только с духовной, но и с материально-бытовой стороны: молодые семьи живут либо в коммунальных квартирах, либо вместе с родственниками, без надежды на приобретение собственного жилья и возможности независимой самостоятельной жизни;

Идеология тоталитарного общества, существовавшая в СССР, сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, из-за которой на уровне быта, поведения и духовных ценностей человек был вынужден забывать о собственном «я», своих желаниях и потребностях в угоду государству;

Разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая бы позволила личности обрести чувство принадлежности, защищенности, выстроить и реализовать морально-нравственные ценности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях и чудесах, с одной стороны, и стремлению к поверхностным, ни к чему не обязывающим контактам, – с другой.

Нарушения структуры семьи препятствуют выполнению семьей своих функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку. Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, – один из наиболее трудных вопросов в современной науке о семье.

Выделяют следующие дисфункциональные семейные структуры (Черников, 1997).

Несбалансированные семейные структуры по шкалам близости и гибкости (иерархии)

1. Структуры, содержащие аутсайдеров, то есть людей с низким социометрическим выбором. Например, один из детей рассматривается родителями как нелюбимый.

2. Структура, стабилизирующаяся на основе дисфункции одного из членов семьи. Такие структуры часто поляризованы по принципу: «здоровые члены семьи» – «козел отпущения» или «больной» член семьи. Отметим, что «больной» член семьи не обязательно является аутсайдером. Довольно часто, например, ребенок проявляет симптомы, чтобы поддержать кого-либо из родителей.

3. Коалиции через поколения.

Относительно семейных структур межпоколенные коалиции имеют следующие варианты:

а) один из родителей образует устойчивую коалицию с ребенком против другого – дистанцированного родителя. В этом случае ребенок имеет возможность не выполнять требования последнего, так как его всегда поддержит другой родитель. В типичном случае – мать образует коалицию с ребенком, а отец находится на расстоянии;

б) бабушка (дедушка) образует коалицию с ребенком против родителей. Часто встречающийся вариант в разведенных семьях, когда мать с ребенком живет в доме своей матери, представляет собой коалицию бабушки и ребенка против воспитательных мер матери;

в) родитель объединяется с любимым ребенком, позволяя ему больше, чем другим детям, и вызывая у них ревность;

г) один из супругов объединяется со своими родителями против другого супруга и т. д.

Коалиции помогают членам семьи, которые чувствуют слабость, справиться с теми, кто кажется им сильнее. Они позволяют ее членам совладать с низким самоуважением, уменьшить тревогу и контролировать третью сторону.

4. Скрытая коалиция. В этом случае наличие коалиции между участниками может не признаваться членами семьи. Обычно она возникает на основе совместного секрета через идентификацию двух членов семьи и часто выражается в подкреплении симптоматического поведения. Haley (1967) характеризует треугольник с тайной коалицией как «испорченную триаду».

5. Перевернутая иерархия. Это понятие описывает ситуацию, когда по каким-либо причинам статус ребенка в семье выше, чем статус одного или обоих родителей.

6. Несбалансированность иерархии в детской подсистеме может выглядеть или как чрезмерная ее иерархизированность, когда кто-то из детей приобретает особый статус, становясь, например, чрезмерно ответственным за других детей и приобретая непосильные для него функции родителя, или как отсутствие иерархической структуры.