Племена южной и северной америки. Племена южной и северной америки Индейцы Восточной Бразилии

П равильно, очень правильно назвали гигантскую реку Южной Америки Амазонкой, а обширное пространство ее бассейна — Амазонией. Потому что амазонки — примерно в том смысле, в каком употребляли это слово древние греки, — там были и есть. Были — если иметь в виду различные индейские племена с явным уклоном к матриархату, теперь уже либо исчезнувшие, либо перешедшие к другому укладу жизни. Есть — если иметь в виду индейцев куна Правда, расселяется эта народность гораздо севернее Амазонии — на панамских островах Сан-Блас, что лежат в Карибском море. (Впрочем, это не очень меняет суть дела.) С другой стороны, амазонки куна не воинственны, на пришедших не нападают, с материковым народом не воюют и, чтобы удобнее было стрелять из лука, правую грудь не отрезают, как поступали — по древнегреческим преданиям — их мифические предшественницы, да и мужчин не убивают, поскольку те могут пригодиться в хозяйстве. В остальном все правильно. На островах Сан-Блас правят исключительно женщины.

Откуда пошла эта традиция — понятно от древних времен матриархата. А вот почему она сохранилась в наш век относительного паритета сильного и слабого полов — сказать трудно. Это задача для историков и этнографов, окончательного решения пока еще нет.

Но сначала расскажем о самом архипелаге. Он состоит примерно из 350 островов, протянувшихся на огромном расстоянии — от полуострова Сан-Блас до мыса Портоганди. Вообще-то архипелаг на большинстве карт именуется Лас-Мулатас, но у индейцев куна, помимо самоназвания, есть еще название, данное европейцами, — санблас, отсюда и двойственность в наименовании

Первым из европейцев, побывавших на архипелаге, оказался не кто иной, как сам Христофор Колумб. Фатальными стали для него эти места. Именно здесь великий генуэзец понял, что его четвертое, Высшее Плаванье — «Эль Альто Виахе» — безуспешно и найти путь в Индию через какой-нибудь проход не удастся. А ведь до Тихого океана оставалось совсем немного — 40 миль по суше, если считать от того места, где Колумб стал на якорь под новый, 1503 год (сейчас там расположен крупный город, названный в его честь Колоном.) Далее суда пошли к югу вдоль побережья, лавировали между островами Сан-Блас но — увы! Матросы начали роптать. Колумб жестоко страдал от малярии и артрита, и пришлось мореплавателю принять решение отвернуть на север. И два оставшихся его судна, измученные штормами и источенные червями-древоточцами, направились к открытой ранее Ямайке.

А индейцев куна Колумб скорее всего не видел. Для него острова Сан-Блас были безлюдны, а значит, бесполезны. Индейцы появились там много позднее, пока же они селились на побережье, по устьям рек. Началась эпоха конкисты. В Новый Свет явились хищники Кортес, Писарро, Бальбао (именно он первым вышел к Тихому океану сушей и понял, что морского пути в Индию здесь нет, как мы знаем, проход «возник» здесь лишь через четыре сотни лет.) Индейцы уходили в чащобы они страшились моря, откуда приходила смерть и где рыскали жадные до столь обыденного для них золота пришельцы.

Только когда закончились времена конкисты и пиратства, куна освоили острова, ставшие отныне их домом. И домом благодатным плодородная почва, пышная растительность, морской бриз, которого так не хватало в душном тропическом лесу. Одна беда — на островах всегда недоставало питьевой воды, и даже ныне за ней приходится ездить на материк Куна издавна занимались рыбной ловлей и земледелием. Это выработало определенный антропологический тип санбласцев невысокий рост, довольно крупная голова на мощной шее, сильно развитые грудная клетка и плечи, сравнительно короткие ноги и маленькие ступни. Но сие черты физические. В душевном же отношении они издавна славились радушием, кротостью, резко выраженной гордостью своим матриархальным строем и некоторой беспечностью (зачем особенно тужить, когда природа здесь так щедра?) «Славились». А сейчас? Времена меняются. Но об этом несколько позже...

Природа действительно щедра на островах Сан-Блас, но, чтобы ее оценить, туда надо еще добраться. Путь до островов, например, из Панамы короток, но сопряжен с некоторым риском для жизни. Дело в том, что сообщение только авиационное, лететь от аэропорта Токумен до острова Эль-Порвенир — единственного острова архипелага, где есть аэродром, — менее часа, но на пути высокие горы, самолеты там часто попадают в страшные воздушные ямы, а внизу — девственный, совершенно не тронутый человеком тропический лес. Настолько не тронутый, что ни разу здесь не смогли отыскать остатки разбившихся пассажирских самолетов — иголка в стоге сена, а сквозь «стог» не пробиться.

Но когда самолет переваливает через горную цепь и оказывается над полуостровом Сан-Блас, глазам пассажиров открывается удивительная картина цепь зеленых островов, уходящих за горизонт. Сам Эль Порвенир — сравнительно небольшой остров. Те, кто садился на него на самолете, рассказывают, что с небольшой высоты он похож на сито — повсюду вода. Остров рассечен узкими каналами, протоками, усеян пятнами небольших водоемов (как мы знаем, увы, не пресных) Похожи на Эль-Порвенир и прочие основные острова архипелага — Обигантупо (остров Купаний), Пико Фео (остров Туканов), Налу Нега (Дом Пагре*), Карти Суитипо (Крабий), Нараскантупу Тумад (остров Больших Апельсинов). И везде пальмы, пальмы, пальмы.

*. Пагре — местное название не большой рыбы до 40 сантиметров в длину мясо которой считается деликатесом.

Куна собирают примерно 25 миллионов кокосовых орехов в год — более полутора тысяч штук на каждого из 15 тысяч островитян, включая детей и стариков. Экспорт орехов — в основном в Северную Америку — приносит индейцам главный доход. Не очень большой для каждой семьи, но достаточный, чтобы покупать предметы первой необходимости. Кроме кокосовых пальм, куна выращивают бананы, какао, сахарный тростник, апельсины (как видно из названия одного из островов.) Еще ловят рыбу в открытом море охотятся на игуан и крабов. Жить, в общем, можно. У каждой семьи — своя хижина, свое каноэ, свой клочок земли. Про Сан-Блас часто говорят, что здесь нет ни богатых, ни бедных, в среднем, все небогаты. Туристы, хлынувшие сюда в последние годы, утверждают, что Сан-Блас — «один из последних эдемов на Земле, куда еще не добралась техническая цивилизация, тонкий, чудный — и чистый! — песок пляжей, нежно шелестящие кокосовые рощи, ласковый морской ветер, гостеприимные аборигены...». Оставим сентиментальности туристам и обратимся к самим куна — не тем, что вышли когда-то из континентальных лесов, пересекли узкие проливы и добрались до земли обетованной, — а современным, живущим в XX веке, в период активной эксплуатации Панамского канала (до него от Сан-Блас рукой подать) и американского присутствия в Панаме.

Вот здесь и пора вернуться к матриархату.

Традиции его на Сан-Блас всегда были тверды, незыблемы и суровы. Мужчина, женившись, незамедлительно покидает родной кров и входит в дом супруги. Из новорожденных предпочитают девочек, на мальчиков же смотрят с безразличием. Недаром старинная поговорка гласит: «Имеющий дочь всегда возымеет и сына» Это не иносказание, а прямая констатация факта, что со временем в дом обязательно придет мужчина — супруг дочери. У куна принято, что не женихи подбирают себе невест, а, наоборот, невесты женихов. Едва девушка достигает 14 лет, как она тут же коротко остригает волосы — знак, что пора замуж, — и начинает присматриваться к молодым людям. Наконец выбор сделан. Отец девушки (именно он, мать такими пустяками не занимается) отправляется к родителям избранника и требует — не просит! — руку сына. И попробуй юноша откажись! Его не поймут. Это будет и не куна уже, а какой-то моральный урод!

Брак у индейцев сан-блас свят и нерасторжим. О разводах речи быть не может. О том, чтобы чете тихо, мирно разойтись, тоже. Так сказать, «от венца до могильного конца». Случаи многоженства редки, но бывают что делать, если один юноша понравился сразу нескольким девушкам?! А вот полиандрия практически исключена, если у женщины несколько мужей, то и подруги и соседки будут смотреть на нее косо: «Ишь, сколькими помощниками в хозяйстве обзавелась!»

В принципе все экономические, социальные вопросы куна решают сообща — на собраниях под предводительством вождей — «касиков», эта роль отводится все же мужчинам. Но роль номинальная, хотя по правилам решение считается принятым, если за него высказалось большинство присутствующих. Казалось бы, демократия или хотя бы равенство полов? Нет. Сплошь и рядом куна-амазонки оказывают — и успешно! — давление на собрание. Мужчина высказывается коротко и определенно — так принято. Женщина — например, жена того же касика — может говорить туманно, но часами, — и это тоже принято. Неудивительно, что порой собрание расходится в несколько ошеломленном состоянии как же так, вроде бы все было ясно с самого начала, а проголосовали совсем за другое?

Как распределяются у куна обязанности? Мужчины снабжают семью пропитанием выходят на охоту и рыбную ловлю, работают на плантациях кокосовых пальм, собирают урожаи бананов, какао бобов, рубят сахарный тростник. Далее — заготавливают в лесу древесину на дрова и для строительства хижин, привозят с материка пресную воду, вытесывают каноэ. Однако матриархат куна не означает, что предводительницы островов сидят без дела и помыкают мужчинами. У женщин полно иных хлопот они обрабатывают те же кокосы и бобы какао, выжимают из тростника сладкий сок и выпаривают его на сахар, да еще и хозяйство вести надо, и детей растить. А уж какие они ткачихи и вышивальщицы — известно всей Центральной Америке. Ярко-красные с золотистым орнаментом головные платки с островов Сан Блас пользуются небывалым спросом. Они делают честь экспозициям многих музеев народного искусства. Порой туристы только из-за этих платков и прилетают на Эль-Порвенир.

Стоп, туристы. Вот с них, пожалуй, все и началось.

Традиции куна предписывали строгий регламент поведения мужчин и женщин. Никогда ни один иностранец не смел провести ночь на островах — для этого есть материк. Если же у женщины рождался сын или дочь с нетипичными для куна чертами — пусть это был только намек на связь с иностранцем, — ребенка немедленно уничтожали. Теперь же приезжие днюют и ночуют на Сан-Блас, закон стал более терпим, а мораль оставляет желать лучшего.

Туристы, как правило, люди состоятельные, и индейцы с некоторых пор стали ощущать власть денег. Ах, как хочется заиметь небольшую сумму долларов или сорвать приличный куш в бальбоа!* Тогда можно съездить в Колон и купить что душа пожелает Так коммерция стала резко вторгаться в жизнь индейцев сан-блас.

*. Бальбоа — денежная единица Панамы.

Иностранцы всегда восхищались сан-бласскими «мола» — женскими хлопчатобумажными блузками, перед которых украшен нашитым куском узорчатой материи с ярким замысловатым орнаментом. В последние годы туристу достаточно только показать пальцем на «мола» и спросить, сколько такая может стоить, как индеанка на базаре сувениров тут же снимает с себя блузку и вручает за приличную мзду покупателю, ничуть не смущаясь публичным раздеванием. И это при здешних строжайших нравах! (Правда, довольно быстро ткачихи разобрались в конъюнктуре и поставили производство «мола» на поток, но перемены в этике оказались все же необратимыми.)

Зачастую жены отрывают мужей от привычной работы и заставляют вырезывать из дерева почти совсем настоящие дротики, копья и стрелы — это тоже ходовой сувенирный товар.

Закон о ночевках чужеземцев на островах — это одна сторона медали. Другая сторона — никогда ни один куна не мог позволить себе провести ночь на материке (для этого существует собственный дом). Однако, когда индейцев стали приглашать работать в зоне канала — в основном в услужении у американцев, — они согласились. Это было нарушением сразу двух правил — о ночевках на материке и о том, что любая услуга куна может быть оказана лишь в обмен на другую, равноценную. Американцы же наниматься к куна, естественно, не собирались.

Традицию обошли не сразу. Хитроумные амазонки посовещались и обратились к могущественным «неле» — шаманам. А те под нажимом вынесли такое соломоново решение: «Хотя установлено, что среди куна за услугу должно быть воздано другой услугой, тем не менее в данном случае ситуация иная, ибо противной стороной являются американцы, а они не куна Следовательно, установленный порядок не имеет силы…»

Давно уже индейцы работают в зоне канала, а возвращаются на архипелаг, разумеется, другими людьми. Людьми, побывавшими «в большом мире».

Неизвестно, сумеет ли техническая цивилизация даровать санбласцам свои блага и при этом сохранить лучшие традиции самобытной патриархальной — простите, уникальной матриархальной — культуры, или же культура эта напрочь исчезнет под натиском цивилизации денежной.

На островах по-прежнему чрезвычайно велико влияние неле. Но не только потому, что куна верят в злых духов, даже оставляют в хижинах на всю ночь гореть масляные лампы, дабы свет отгонял неясные тени и, главное, летучих мышей — воплощение духов, не только потому, что наделяют шаманов магическими силами, способными противостоять злым чарам, а еще и потому, что на архипелаге очень мало врачей, зато неле — опытные врачеватели. Корой местных деревьев останавливают кровотечения, крокодильим жиром лечат ревматизм, с помощью настойки из листьев коки снимают боль.

По прежнему куна относятся к смерти только как к встрече с предками. Умерших хоронят на материке (на островах слишком влажная почва) в общих могилах и укладывают туда предметы, крайне необходимые в дальней дороге в загробный мир обязательно гамак (что такое куна без гамака?!), несколько чистых рубах, приличный головной убор. Скорбь о почивших не в правилах куна, а заговорить о недавно умершем — значит обнаружить удивительно дурное воспитание.

Дети индейцев проходят курс образования в своеобразной родовой школе. Четырехлетний мальчик уже прекрасно плавает, в восемь лет он умеет править каноэ, бить рыбу гарпуном или ловить ее на крючок. В десять лет из уст отца он узнает все о традициях своего народа. Пятнадцатилетний юноша может мастерски вытесать из ствола дерева каноэ с помощью мачете и тесла, а съездив в Колон и взглянув одним глазком на иную жизнь, он получает право участвовать в общих собраниях. И наконец, к этому времени вступивший во взрослую жизнь индеец научается во всем повиноваться женщинам.

Вот такая школа жизни. Для молодых куна необходимая.

И, кстати, поскольку никаких других нет — единственная.


Огнеземельцы

На архипелаге Огненная Земля обитали несколько групп индейцев: селькнам (она), алакалуфы, ямана (яганы). Эти племена относились к числу самых отсталых племен мира.

Представители первой группы индейцев – селькнам – жили в северной и восточной части архипелага, занимались охотой на ламу-гуанако и собирательством плодов и кореньев диких растений Их оружием были самые примитивные луки и стрелы. На западной части архипелага обитали алакалуфы, которые занимались рыбной ловлей и сбором моллюсков. Эти племена большую часть жизни проводили в поисках пищи. Передвигались на деревянных лодках вдоль берегов.

Племя ямана жило собиранием моллюсков, рыбной ловлей, охотой на тюленей и других морских животных, а также птиц. В морском промысле орудием служил костяной гарпун с длинным ремнем. Кроме этого, употреблялись орудия из кости, камня и раковин. Основной общественной единицей ямана был род, называвшийся укур. Это слово обозначало и жилище, и обитавшую в нем общину сородичей. В отсутствие членов данной общины их хижина могла быть занята членами другой общины. Общины собирались вместе крайне редко, иногда в том случае, когда на берег выбрасывался морем мертвый кит. Обеспеченные пищей на долгое время, ямана устраивали празднества. В общине все находились в равном положении. Особое место занимали лишь знахари, которые излечивали от болезней, а также им приписывали способность влиять на погоду.

Индейцы пампы

Индейцы пампы (патагонцы) – племя пеших бродячих охотников. Охотились, в основном, на гуанако, которые были основным источником питания. Охотились индейцы пампы с бола – связка ремней с прикрепленными к ним тяжестями.

Основной общественной единицей была группа ровных родственников, которая объединяла по 30 – 40 брачных пар с их потомством. Каждая община имела вождя, но власть его сводилась к праву давать распоряжения при переходах и на охоте. Вожди охотились вместе с другими ее членами, иохота носила коллективный характер.

Охотники пампы не вели оседлого образа жизни и постоянных селений у них не существовало. Жильем для всей общины служили палатки-навесы из 40–50 шкур гуанако, которые сооружались на временных стойбищах. Кожа гуанако служила также материалом для изготовления одежды. Главной частью костюма был меховой плащ, который стягивался на талии поясом.

В основе религиозных воззрений лежали анимистические верования. Патагонцы населяли мир духами. Особенно развит был культ умерших родичей.

В южной части Чили жило племя арауканов. Они занимались земледелием и разводили лам, что вызывало необходимость вести оседлый образ жизни. У арауканов были развиты выделка тканей из шерсти ламы-гуанако, гончарное дело и обработка серебра. Южные племена занимались также охотой и рыбной ловлей с помощью простейших приспособлений.

Индейцы Восточной Бразилии

На территории Восточной и Южной Бразилии жили племена ботокудов, канелья, кайяпо, шаравантов, каинганг и других, более мелких, которые относились к племенной группе . Эти племена занимались охотой и собирательством, при этом совершая переходы с одного места на другое в поисках дичи и съедобных растений.

Главным орудием, с помощью которого они вели охоту, были луки и стрелы. Ими они охотились не только на мелких животных, но и на рыбу. Охотой занимались мужчины, а женщины – собирательством.

Жилищем ботокудов служили простейшие заслоны от ветра, крытые пальмовыми листьями. Заслоны сооружались для всего кочевья. Плетеные корзины употреблялись в качестве посуды.

Своеобразным украшением ботокудов являлись вставлявшиеся в прорезы губ маленькие деревянные диски – «ботока» (португальское слово). Отсюда племя ботокудов и получило свое название.

У племен ботокудов существовал групповой брак и связь между полами регулировалась законами экзогамии. Когда ботокудов открыли европейцы, у них существовал первобытнообщинный строи, поддерживаемый матриархатом. У ботокудов существовал материнский счет родства.

Индейцы тропических лесов бассейна Амазонки и Ориноко

Северо-восточная и центральная часть Южной Америки заселялась многочисленными племенами, принадлежавшими к разным языковым группам, главным образом к аравакам, тупи-гуарани и караибам.

Эти племена жили оседло и главным их занятием и источником существования было земледелие. Выращивали маниоку, маис, батат, бобы, табак, хлопчатник. Земледелие носило подсечный характер. Земля обрабатывалась орудиями, изготовленными главным образом из дерева. Однако имелись также шлифованные каменные топоры, которые являлись одним из главных предметов межплеменного обмена. Для изготовления орудий использовались также кость, раковины, скорлупа лесных плодов. Наконечники для стрел изготовлялись из зубов животных и заостренной кости, использовались также бамбук, камень и древесина. Стрелы оперялись. В охоте применялась также стрелометательная трубка, так называемый сарбакан.

Кроме земледелия и охоты на мелких животных, источником существования индейцев была и рыбная ловля, для чего сооружались лодки из древесной коры и долбленки-однодеревки. В рыбной ловле использовались сети, сачки, верши и другие снасти. Рыбу били острогой, а также стреляли в нее из луков.

В основе общественной структуры лежала родовая община. Община вела общее домохозяйство и обычно занимала одно большое жилище, которое и являлось селением. Такое жилище представляло собой круглое или прямоугольное сооружение, крытое пальмовыми листьями или ветками. Стены были из столбов, переплетенных ветками. Их обкладывали Циновками и обмазывали. Достигнув большого искусства в плетении, эти племена пользовались плетеной койкой – гамаком. Это изобретение под его индейским названием разошлось по всему миру. В жилище каждая семья имела свой очаг. У большинства племен преобладал материнский род, однако уже намечался переход к отцовскому роду. Каждое селение представляло собой самоуправляющуюся общину Каждая община имела вождя-старейшину.

Племена тропических лесов занимались подсечно-огневым земледелием. При этом сначала готовились участки. Деревья подрубались у корней каменными топорами и, когда они высыхали, их валили, разводили костры. Зола, в свою очередь, служила хорошим удобрением. Время посадки определялось по положению звезд. После того как участок был готов к посадке, за работу принимались женщины: они разрыхляли землю суковатыми палками или палками с насаженными на них костями мелких животных, раковинами.

Художественное творчество описываемых племен выражалось в плясках, исполнявшихся под звуки примитивных музыкальных инструментов – рога, свирели, а также в играх, в основе которых лежало подражание повадкам животных и птиц. Тела раскрашивались сложными узорами, для чего использовались соки некоторых растений. Изготовлялись специальные нарядные уборы из разноцветных перьев, зубов, орехов и семян.

Индейцам тропических лесов Южной Америки человечество обязано открытием лечебных свойств коры хинного дерева и рвотного корня ипекакуаны.

Древние народы Мексики и Центральной Америки

Та часть Западного полушария, которая в настоящее время известна под названием Мексики и Центральной Америки, состоит из пояса суши длиной в 2500 миль и шириной от 1000 до 50 миль. Пояс этот соединяет два больших материка – Северную и Южную Америки. Главную часть его северной, более широкой половины, составляет плоскогорье, которое отлогими ступенями поднимается к югу и окаймляется двумя горными цепями. На склонах гор и на плоскогорье климат умеренный. На севере недостаточно воды, но далее к югу в летние месяцы наступает сезон дождей, и земля отличается плодородием. Климат в пределах этого района самый разнообразный, и там можно встретить все виды растений – от тропических банановых деревьев и пальм до сосен, которые покрывают верхние склоны гор. Значительная часть этой территории представляет собой тропические джунгли, покрытые болотами и лесами, где водятся ягуары и аллигаторы и встречаются макао и попугаи. Горы и недостаток судоходных рек затрудняют сообщение.

Данные археологии, находки каменных орудий и скелета ископаемого человека говорят о том, что на территории Мексики человек появился 15 – 20 тысяч лет назад. Народности страны, названные европейскими завоевателями индейцами, разделялись на большое число различных племен, говоривших на разных языках и независимых в политическом отношении друг от друга.

В долинах Новой Мексики, в бассейнах рек Соноры и Синалоа и у озер области Халиско жило несколько племен, которые перешли к земледелию и имели зачатки цивилизации. Но индейцы большинства племен кочевали в горах и пустынях внутренних областей, питались листьями кактусов или Мясом диких зверей и спали в палатках из шкур. На юге же обитали племена, занимающиеся земледелием. Некоторые племена уже стояли на довольно высоком культурном уровне.

Общество было еще теократическим. Каждое племя имело своих отдельных богов. Общего культа не было. Личность не была освобождена от власти жрецов.

На востоке, вдоль берегов Мексиканского залива, жили тотонаки. Богатые рыбой озера Мичоакана принадлежали тарасканам. В горах Оахаки обитали родственные между собой племена мистеков и сапотеков. За Оахакой в областях Чиапас и Юкатан жило племя майя. Однако в XV веке все эти племенные группы в военном и культурном отношениях стояли ниже племени нахуа, которому принадлежала долина Анахуак и прилежащие к ней территории. А самым сильным из племен нахуа были ацтеки, или мексиканцы, чей город Теночтитлан был построен на острове посреди озера, находившегося в центре долины.

Несмотря на языковые и политические различия, индейские народности Мексики имели одинаковое расовое происхождение и были сходны в физическом и интеллектуальном отношении. Они отличались коричневым цветом кожи, широкими скулами, прямыми черными волосами на голове и незначительным волосяным покровом тела.

Американские индейцы в большинстве принадлежат к монгольской ветви человеческого рода. В физическом и духовном отношении они напоминают обитателей Восточной Азии.

В течение 12–14 тысяч лет обитатели Америки оставались охотниками или собирателями плодов. Первый и решающий шаг по пути цивилизации – выращивание маиса – был сделан, вероятно, за 4 тысячи лет до нашей эры. Этой культуре предстояло сыграть для американцев такую же ведущую роль, как пшенице и ячменю для культур Восточного полушария. Выращивание злаков привело к регулированию имущественных прав на землю и воду, к наблюдению времен года и изобретению календаря, к религиозным обрядам, целью которых было увеличить урожай, и к созданию касты жрецов и определенной формы правления.

Иногда группа родственных племен образовывала конфедерацию или объединялась под руководством династии мощных касиков (касик – кубинское слово, ввезенное в Мексику и применявшееся испанцами по отношению к мексиканским племенным вождям). Но подлинного политического единства между племенными группами не было.

По природе своей обитатели Мексики и Центральной Америки были мирным народом, но недостаток плодородных земель заставлял многие племена воевать друг с другом.

Археологический период так называемых Ранних культур (до III в. до н.э.) был временем неолита, периодом собирательства, охоты и рыболовства, господства первобытнообщинного строя. В период Средних культур (III в. до н.э. – IV в. н.э.) возникло земледелие. Б этот период начинают проявляться различия в развитии племен и народов разных частей Мексики и Юкатана.

Майя

На юго-востоке центрально-американского региона на территории площадью около 350 тыс. кв. км, включавшей мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Табаско и восток Чьяпаса, Кинтанароо, Республику Гватемала, Белиз, запад Гондураса, 1500 лет назад существовало множество городов-государств. Их жители говорили практически на одном языке, поклонялись одним и тем же богам и достигли высочайшего Уровня развития культуры. Специфические черты этих городов подчеркивали связывавшее их тесное родство. То был мир майя – самого выдающегося народа планеты. Майя – единственный народ Америки, оставивший памятники письменности.

В южной части Юкатана и к северо-востоку от озера Петеница в начале нашей эры начали образовываться первые города-государства. Самый древний из известных памятников – каменная стела в городе Вашактун – датирован 328 годом н.э. Позднее возникли города Яшчилан, Паленке, Копан и Киригуа Надписи здесь датированы V и началом VI века. Датированные надписи обрываются с конца IX века – именно тогда древнейшие города майя прекратили свое существование, и дальнейшая история этого народа развивалась на севере Юкатана.

Каждый город-государство майя возглавлял халач-виник, что означает «великий человек». Это был наследственный титул, передававшийся от отца к старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав – «господин, владыка». Халач-винику принадлежала самая высокая административная власть, сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верховные вожди, жрецы и советники (ах куч каб) образовывали нечто вроде государственного совета. Халач-виник назначал из числа своих кровных родственников – батабов, вождей селений, которые находились по отношению к нему в зависимости. Основными функциями батабов было соблюдение порядка в подчиненных селениях, регулярная выплата податей. Они могли быть чиновниками или главами кланов, наподобие кальпуллеков у ацтеков или курака у инков. Как и те, они являлись военачальниками. Но в случае войны право командования отдавалось након. Были и менее важные должности, среди них хольпоп – «глава циновки». Существовал и целый жреческий клир, однако самое распространенное название жреца было ах кин.

Ах кины хранили высокоразвитую науку майя – астрономические знания о движении звезд, Солнца Луны, Венеры и Марса. Они могли предсказать солнечные и лунные затмения. Поэтому власть жрецов над коллективными верованиями считалась абсолютной и высшей, оттесняя порой даже власть наследственной знати.

В основании социальной пирамиды располагались массы общинников. Жители селения майя составляли соседскую общину. Обычно ее членами были люди с разными родовыми именами. Земля принадлежала общине. Каждая семья получала участок очищенной от леса земли, через три года этот участок заменялся другим. Урожай каждая семья собирала и хранила отдельно. Она могла его и обменять. Пасеки и посадки многолетних растений оставались в постоянной собственности отдельных семей. Другие работы: охота, рыбная ловля, добыча соли – выполнялись сообща, но продукты делились.

Сельская община выполняла повинности по отношению к знатным соплеменникам и жрецам. Именно общины создавали церемониальные центры, пирамиды с храмами, астрономические обсерватории, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и прочие сооружения. Они добывали огромные каменные глыбы для возведения тех памятников, которые дошли и до наших дней. Они были резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не существовавших тогда еще вьючных животных. Кроме выполнения подобных работ, народ выплачивал дань халач-винику, подносил подарки местным ахавам, жертвовал богам маис, фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашнюю птицу, соль, сушеную рыбу, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины.

У майя существовала еще одна социальная категория – рабы – пентакооб. Рабом общинник мог стать в следующих случаях: родившись от раба, попав в плен на войне, оказавшись сиротой, оказавшись проданным на рынке. Часть рабов приносили в жертву богам. Существовало также и обращение в рабство преступников, а также долговое рабство единоплеменников. Должник оставался рабом до тех пор, пока его не выкупали сородичи.

Экономика общества основывалась на земледелии. Основным видом производства у майя было подсечно-огневое земледелие: лес сначала вырубали каменными топорами, причем толстые деревья лишь подрубали или сдирали с них кольцеобразно кору, и деревья засыхали на корню. Затем засохший и поваленный лес выжигали до наступления периода дождей. Перед началом дождей поля засевали. Земля не обрабатывалась. Земледелец делал лишь острой палкой ямку и зарывал в ней зерна кукурузы и бобов. Посевы охранялись от птиц и зверей. Кукурузные початки наклоняли вниз, чтобы они высыхали на поле, после чего их собирали.

С каждым годом урожай все более сокращался, и на одном участке можно было сеять подряд не больше трех раз. Заброшенный участок зарастал, и через 6–10 лет его вновь выжигали, готовя к посеву. Обилие свободной земли и высокая продуктивность кукурузы обеспечивали земледельцам значительный достаток при такой примитивной технике. Однако майя все же умели получать от земли наивысшую отдачу. Помогали в этом и террасы в горных районах, и каналы в долинах рек, увеличивавшие поливные площади. Длина одного из таких каналов, доводившая воды от реки Чампотон до Эцны, города на западе Юкатана, достигала 30 км.

Принято считать, что маис составлял 65% питания индейцев майя. Его также возделывали при помощи подсечно-огневой системы. Однако пищевой рацион пополнялся фасолью, тыквой, юкой (съедобное корнеклубное растение из рода маниок), томатами, хикамой, камоте, а на десерт – табаком и многочисленными фруктами. Вегетарианцами майя не были: они потребляли индюшатину и мясо специально выращиваемых собачек. Им нравился пчелиный мед. Охота также была источником мясных продуктов, которые при еде приправлялись перцем и солью. Перец выращивался в огородах, а соль добывалась на специальных соляных разработках. Майя были неплохими рыбаками. Они охотились также на птиц. Охота велась при помощи метательных трубок, стрелявших глиняными шариками.

В стране майя не было руд и не могла возникнуть металлургия. Из Мексики, Панамы, Колумбии и Перу к ним доставлялись предметы искусства и украшения – драгоценные камни, раковины и изделия из металлов. Майя изготовляли на ткацком станке ткани из волокна хлопка или агавы. Для ритуальной игры изготовлялись мячи. Боевым оружием являлись дротики с кремневыми наконечниками. Луки и стрелы майя заимствовали у мексиканцев. Из Мексики же они получали медные топорики.

Хотя ткани и сосуды изготовлялись в основном земледельцами, существовали уже специалисты-ремесленники, в особенности ювелиры, резчики по камню, вышивальщики. Были и купцы, которые доставляли товары на дальние расстояния по воде и по суше при помощи носильщиков.

На территории нынешнего штата Табаско традиционно велась меновая торговля между более северными ацтеками и майя. Они обменивались солью, воском, медом, одеждой, хлопком, какао, украшениями из нефрита. В качестве «обменной монета» выступали зерна какао и раковины.

Города-государства соединялись между собой грунтовыми дорогами, тропами, а иногда и мощеными шоссе – вроде того, что протянулось на 100 км между Иашхуна (около Чичен-Ицы) и Коба на восточном побережье. Реки также служили путями сообщения.

В начале XVI века древние верования майя отступили на задний план. Жрецы уже создали сложную религиозную систему с космогоническими мифами, составили свой пантеон и установили пышный культ. Олицетворение неба – бог Ицамна был поставлен во главе сонма небожителей вместе с богиней плодородия. Ицамна считался покровителем цивилизации майя. Ему приписывали изобретение письменности. Согласно учению жрецов майя, боги правили миром поочередно, сменяя друг друга у власти. Этот миф отражал реальный институт смены власти по родам.

Религиозные верования майя включали в себя примитивные образные представления о природе. Существовали культы простых божеств природы.

Обеспечивая дожди и плодородие, продолжали существовать чаки, в полях резвились хитрые и всегда доброжелательные к людям алуши. Иш Табай продолжала представать днем в виде лесных сейб – йашче, а ночью превращалась в прекрасную и роковую женщину – сигуанабану. До нас дошли имена нескольких крупных и менее значительных божеств пантеона майя: владыка небес Ицамна, бог дождя Чак, бог маиса Иум Кааш, бог смерти Ах Пуч, Полярная звезда – Шаман Эк, покровитель какао Эк Чуах и т.д. Возвышаясь над всеми, возглавлял пантеон Хунаб Ку – верховный владыка, отец Ицамны. Если верить именному указателю к текстам книг «Чилам-Балам», только в прорицаниях фигурирует более сотни божественных существ.

Космогония представляла собой сложную систему, основывающуюся на теории о трех сотворениях: два из них оказались разрушенными потопами, тогда наступило третье, настоящее. В представлении майя Вселенная имела квадратную форму – углы ее поддерживали братья-бакабы. Вертикально она состояла из 13 небесных сфер, каждая из которых обладала собственным покровителем. Земля считалась нижней сферой. Внизу размещалось еще 9 плоскостей со своими покровителями. В самом низу находились владения Владыки мертвых – Минталь.

С VI или VII века майя установили гражданский год в 365 дней. Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя периоды времени назывались: 20 дней – виналь, 18 вина-лей – тун. Тун равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5 дней, называвшихся майеб, буквально «неблагоприятные». Считалось, что в эту пятидневку «умирает год» и потому в эти последние дни древние майя ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду. Майя умело совмещали два календаря: хааб – солнечный, состоявший из 365 дней, и цолкин – религиозный, из 260 дней.

Майя создали идеально разработанную систему счета, двадцатиричную. Как употребляемая нами десятеричная система, так и двадцатиричная майянская основывается на едином принципе, согласно которому знак сам по себе ничего не значит, но в сопровождении другой цифры становится основой для математического обращения, позволившего совершить все завоевания современных наук. Этот знак – ноль, чье свойство увеличивать сочетающуюся с ним цифру в десятки раз по нашей системе и в двадцать раз по системе майя посредством позиционного перемещения указанной цифры. В нашей десятеричной системе имеются девять цифр и ноль. Майянская состоит лишь из двух: точки с чертой и ноля.

Иероглифическая письменность майя является несомненным фактом. В письменности майя употребляются знаки трех родов: фонетические – алфавитные и слоговые, идеографические – обозначающие целые слова, и ключевые – поясняющие значение слов, но не читающиеся.

До настоящего времени сохранилось лишь 3 книги майя. Одна из них находится в Париже (размеры: 1 (45 м в длину, 23,5 см в высоту, ширина страницы – 12,5 см); другая – в Мадриде (длина ее – 6 м, величина страницы – 23 х 14,4 см) – всего таких сложенных в гармошку страниц 56 с 3200 знаками; третья – в Дрездене (длина – 3,56 м, размер страницы – 20,5 х 9 см). Все известные рукописи майя изготовлены из бумаги, сделанной из луба фикуса. По консистенции этот материал занимает промежуточное положение между папирусом и бумагой. Кроме книг, письменными памятниками истории майя являются надписи, высеченные на каменных стенах, которые майя воздвигали каждые двадцать лет, а также на стенах дворцов и храмов.

Историю майя главным образом сегодня узнают по сочинениям испанских хронистов XVI–XVII веков. Именно они и сообщают, что в V веке произошло «малое нашествие» на восточное побережье Юкатана. Сюда пришел «народ с востока». На рубеже V–VI веков в центре северной части полуострова был основан город Чичен-Ица. В VII веке жители покинули этот город и переселились на юго-западную часть Юкатана. В середине X века их новая родина подверглась нападению выходцев из Мексики. После этого «люди ица», как их называет хроника, возвратились в Чичен-Ицу. Это уже была смешанная майя-мексиканская группа, образовавшаяся в результате вторжения тольтеков – именно тех завоевателей, из-за которых они вынуждены были оставить свои земли. Чичен-Ица около двухсот лет являлась крупнейшим культурным центром, где были воздвигнуты величественные архитектурные памятники.

Неподалеку от Чичен-Ицы в X веке возник другой город-государство – Майяпан, не испытывавший тольтекского влияния. Захвативший власть в Майя-пане Хунак Кеель в 1194 году вторгся в Чичен-Ицу и захватил город. Люди ица собрались с силами и захватили Майяпан, где и обосновались, смешавшись со своими недавними противниками. Как сообщает хроника, «с тех пор их называют майя».

Позднее, в XV веке, наступает период междоусобиц. Правители городов разных частей страны «делали друг другу пищу безвкусной». Так, Чель (один из правителей), заняв побережье, не хотел давать ни рыбы, ни соли Кокому (династия правителей Майяпана), а Коком не разрешал доставлять к Челю дичь и фрукты.

После 1441 года Майяпан был значительно ослаблен, а после эпидемии 1485 года совсем опустел. Часть майя обосновались в непроходимых лесах около озера Петен-Ица и построили город Тах-Ица, который оставался недоступным испанцам до 1697 года. Весь остальной Юкатан был захвачен в 1541–1546 годах европейскими завоевателями.