На территории какой страны находится могила чингисхана. Сокровенная тайна Азии: где находится могила Чингисхана. Видео в тему

План
Введение
1 Исторические данные
2 Поиски
Список литературы

Введение

Могила Чингисхана (умер 1227) - место, являющееся объектом многочисленных исследований и домыслов вплоть до настоящего времени (2011 год).

1. Исторические данные

Чингисхан приказал, чтобы его похоронили в таком месте, где бы его могилу никто не нашел. После того как он умер, его тело было возвращено в Монголию, где, предположительно, он и был похоронен где-то на территории современного аймака Хэнтий, неподалеку от реки Онон. Согласно легенде, тех людей, которые знали о месте могилы, убивали, чтобы скрыть место, где он был окончательно захоронен.. Мавзолей Чингисхана в Эзэн-Хоро - это его мемориал, не являющийся местом его захоронения. По одной из фольклорных версий, над его могилой проложили русло реки, чтобы это место невозможно было найти (таким же образом был захоронен шумерский царь Урука Гильгамеш). Другие сказания говорили, что через его могилу прогнали большое количество лошадей, что были посажены деревья; свой вклад в место сокрытия погребения внесла вечная мерзлота. «Эрдэни Тобчи» (1662) утверждает, что гроб Чингис-хана, возможно, был пуст, когда был привезен в Монголию. «Алтан Тобчи» (1604) утверждает, что в Ордосе были похоронены лишь его рубашка, палатка и сапоги. Согласно ещё одной легенде, с ханом был похоронен молодой верблюд, а мать верблюда была позднее найдена плачущей на его могиле.

Марко Поло писал, что уже к концу XIII века монголы не знали расположение гробницы. «Сокровенное сказание монголов» в год смерти Чингисхана никакой информации о месте его захоронения не дало.

Марко Поло также пишет, что Чингис-хан умер во время осады города, при которой был поражен стрелой в колено, и, скончавшись от ран, был похоронен в горах Алтая. Другие источники называют район горы Бурхан-Халдун (приблизительно

). Области вблизи Бурхан-Халдун были запретны для чужаков, а незаконное проникновение было наказуемо смертной казнью. Это территории площадью около 240 км². Только в течение последних 20 лет этот район был открыт для западных археологов.

Ходили слухи о нахождении неких ключей к могиле, которые были вывезены в СССР из буддийского монастыря в 1937 году, и слухи о проклятье, приведшего к смерти двух французских археологов (сравнимо с проклятьем гробницы Тамерлана, Гур Эмир).

6 октября 2004 года, во «Дворце Чингисхана» также были якобы обнаружены некие ключи, позволившие бы найти место захоронения.

Археолог-любитель Мори Кравиц посвятил 40 лет поиску гробницы. В XV веке французский иезуит нашел место, где Чингисхан, в то время еще известный как Темучжин, одержал крупную победу. Согласно этому источнику, он выбрал слияние рек Керлена и Бручи, с Бурхан-Халдуном справа от него, а после победы Темучжин сказал, что это место навсегда останется его любимым местом. Кравиц убеждён, что Темучжин был захоронен в этих местах. Но картографам не была известна река Бручи. Кравиц, однако, обнаружил топоним «Баруун Брух» («Западный Брух») в этой области, и с 2006 года проводит там раскопки, примерно в 100 км к востоку от Бурхан-Халдуна (

Сомон Баянбулаг).

Список литературы:

1. Lost Histories by Joel Levy. Published by Vision Paperbacks, London: 2006. ISBN 978-0-7394-8013-7. pages 172-179.

2. Ratchnevsky, p. 143f. Tumbull (2003, p. 24)

Могила Чингисхана?… Где она? По какому обряду похоронили этого великого завоевателя? Что похоронено вместе с ним? Клишин Виктор Алексеевич (г. Горловка, Донбасс)

Для историков интерес большой и версий много: одни историки говорят, что он похоронен где то в Китае, другие предполагают, что он похоронен в Туве, потому что, якобы, он сам был тувинец, из рода тувинских князьков, третьи предполагают, что он похоронен на территории Монголии, на священной горе Монгольского Алтая, которую до сих пор никак не сыщут.

Версий много, но, увы, нет ни одного логического заключения, нет ни одного доказательства тому, что именно в Туве, именно в Китае или в самой Монголии должны были состояться его похороны.

Почему же в древних рукописях о Чингисхане не указано конкретное местонахождение его могилы? По древнему монгольскому обычаю, побежденные, униженные и оскорбленные враги победителя, после смерти его, проникали в гробницу, разбрасывали его кости и считали себя отомщенными. Вероятно, с этой целью хранилась тайна похорон Чингисхана и место его захоронения. С целью сохранения тайны место погребения, убивались тысячи рабов, прислуживающих при погребении. Об этом и Марко Поло упоминает. Вот и причина тайны местонахождения могилы Чингисхана, которая держится уже восемь веков, а она – могила, возможно, ежедневно попадается на глаза человечеству.

От чего умер Чингисхан? Может быть, этот вопрос приблизит нас к тайне.

Причин смерти великого завоевателя описывается много и все они домыслы.

По этому поводу Марко Поло сообщает, что Чингисхан умер от попадания отравленной стрелы в колено; посланник Папы римского, спустя двадцать лет после смерти Чингисхана, вернувшись из Монголии, сообщает, что хан погиб от удара молнии; еще сообщается что, покорив Тангутское царство, хан взял жену покоренного себе в гарем и будто, эта самая бывшая первая леди Тангута была причиной его смерти.

Хан был в первую очередь человек, а у человека причин смерти может быть уйма: и от язвы желудка, ибо ему, мальчонке, после убийства отца Ясугая-багатура пришлось с семьей прятаться в горах и питаться кореньями, травой, дичью, порой голодая неделями; а может быть он умер от аппендицита, а может быть от малярии, ибо до этого, до смерти, он жил несколько лет в ареале обитания малярийного комара, завоевывая пространство междуречья Сырдарьи и Амударьи, где располагались укрепленные города-государства Бухара, Самарканд, Хива, Коканд и другие.

Короче, и этот вопрос не приблизил нас к тайне места захоронения Чингисхана, и в этом вопросе неразбериха, пущенная в молву, с целью запутать следы.

Тогда мы примемся к решению нашей задачи с другой стороны, т.е. определим дорогу, по которой монголы вторглись в Кыпчакскую степь, ибо эта дорога вторжения в Кыпчакскую степь и место погребение Чингисхана, через семь лет после вторжения, эти два понятия связаны между собой и приближают к цели.

Обратимся к историку, автору трилогии «нашествия монголов», к Василию Григорьевичу Яну. Он то уж должен бы знать, по какой дороге, в каком месте границы шла первая лавина вторжения на кипчаков… но, увы, он в своей последней повести к «Последнему морю», коснувшись сношения действующего войска хана Батыя в Европе со столицей ханства Каракум, упоминает пустыни Гоби.

Так, на военном совете в ставке хана Батыя, на берегу Адриатики, учитель и наставник Батыя Сабудай-багатур, словами Василия Яна, как автора повести, говорит: «… мы находимся на расстоянии двухмесячного пути от ставки Бату- хана в низовьях Итиля (Волги) и на расстоянии многих месяцев пути на сменных конях от главной столицы всех монголов Кара-корума.

Нам нужно сохранить безопасным и неприкосновенным этот путь, помня, что этот путь не только священного правителя (Чингисхана), впервые проложившего его через беспредельные пустыни Гоби и Кызыл – Кумы, но что только по этому пути к нам прибывают и будут прибывать для нашей поддержки новые отряды родных и единственно всегда нам верных монголов, непобедимых багатуров.»

Этим изречением Василий Ян завел историков монголоведов в темную комнату искать в ней черную кошку.

Обратите внимание на изречение: «этот путь не только священного правителя (Чингисхана), впервые проложившего его через беспредельные пустыни Гоби…»

Ко времени похода, в Кыпчакскую степь, Западный Китай не был покорен моголами, следовательно имея к началу похода в своем войске 35-40 тысяч одних только воинов, не считая гурты скота на пропитания, табуны запасных лошадей, которых ежедневно надо поить, семьи, кибитки, Чингисхан двинулся через Монгольские Гоби, Китайское Гоби, через враждебную территорию в тысяча километров тоже по степям и пустыням…! О-оо, это было бы безрассудное решение.

Полководец, создавший новую армию с железной дисциплиной, разбив на десятки, сотни, тысячи и десятитысячные отряды, применяя хитрую тактику и стратегию и так бесшабашно подвергать орду жестоким лишениям! Я не поверю в этот путь. К концу похода к Кипчакам, войско Чингисхана подошло бы ослабленное, полуживое.

И еще, обратите внимание на высказывание Сабудая на военном совете в ставке хана Батыя: «… только по этому пути (т.е. через пустыню Гоби) к нам прибывают и будут прибывать…» (Военный совет Батыя проходил в 1238г.)

Прошло восемнадцать лет с начала похода Чингисхана, а дорога в столицу Каракорум оказывается та же: тяжелая, безводная, страшная.

Это заблуждение историков тоже работает на тайну места погребения Чингисхана.

А дорога легкая, короткая, богатая, полная источников воды и подножного богатого корма была и есть, а о ней знал Чингисхан и ею воспользовался.

Дорога вторжения Чингисхана в Кипчакскую степь. 1220 год.

Посмотрите на прилагаемую карту Монголии, где ее южная граница охватывается Китаем дугой, на которой располагаются величайшие пустыни мира – Гоби: Алтайские Гоби, Южное Гоби, Восточное Гоби.

Начинать завоевательный поход на запад через пустыни и враждебную, западную Китайскую территорию, пока еще не завоеванную — было бы безумием! Но монголы, в 1220 году вторглись в Кипчакскую степь, и победоносно, без лишений и потерь подчинили себе гигантскую территорию, вплоть до Аральского моря, разгромив там, в районе озера и междуречья Амударьи и Сырдарьи укрепленные города-государства: Бухара, Хива, Самарканд, Коканд, Сыгнак и др.

Так с какого участка границы начинался поход?

Посмотрим на карту.

Версия «Могила Чингисхана»

В самой западной точке, Монголия уткнулась в горную систему Алтай. В этом месте бреет начало река Бахтарма и течет между горными хребтами, со склонов которых в р. Бухтарму впадают ручьи, родники, речушки, потому река многоводна. Сама Бухтарма впадает в р. Иртыш, левый берег которой является границей горной системой Алтай и беспредельной степью Кипчаков. Долина Реки Бухтарма богата подножным кормов и водой, что является благодатью для путников и всадников.

Я предполагаю, что об этой долине знал землепроходец Алтая, автор проекта дороги «Чуйский тракт», Вячеслав Шишков, писатель, романист, назвавший эту долину р. Бухтарма «Беловодьем», куда стремилась душа русского мужика от гнета, от преследований за веру, от малоземелья, от худоземелья.

Вот как описывает Шишков эту страну «Беловодье» в своем рассказу «Алые сугробы», когда вымирающая община снаряжает в поход искателей этого «Беловодья» Степана и Афоню: «… есть на свете такая диковинная страна и называется она «Беловодье». И в песнях про нее поется и в сказках сказывается. В Сибири ли она, за Сибирью ли, или еще где то. Сквозь надо пройти степи, горы, вековечную тайгу, все на восход, к солнцу путь свой править, и, если счастье тебе от рождения дано, увидишь «Беловодье» самолично. Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собой круглый год растет – ни пахать, ни сеять – яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье, без конца, без счету стада пасутся — бери, владей.»

Ну какая мужичья душа не вскипит, не ринется на поиски Беловодья – этого рая на земле, тогда как на старом месте: « … а земля наша – сквозь песок, а дождей который год нету, сами знаете… Чистая смерть господи помилуй… Эвот поглдя-ка, что покойников на погосте: крестов, что в лесу дерев.»

Снаряжая Степана и Афоню на поиски Беловодья и предвкушая положительный исход поиска «обчество» пообещало землепроходцам: «… ежели найдете Беловодье, век не забудем вас, ей-бо… переселимся и работать не дозволим: сидите себе дома на печи, милуйтесь с хозяйками да малину с медом кушайте, ей-бо.»

Ценой неимоверных лишений и страданий, ценой трагической гибели Степана в расщелине ледника, Афоня, больной, замерзающий, умирающий, был спасен аборигеном-татариным. Придя в себя Афоня рассказал татарину, кто он и зачем попал сюда. Татарин оценит этот подвиг: «… который за людей сдохла, эвот-эвот какой большой, шибко якши, шибко харош..»

И о земле куда попал Афоня: « … земля шибко якши тут.. ай-ай какой земля, самый харош. Работать мала-мала можна, деньга калатить можна.»

Долина реки Бухтармы довольно заселена населенными пунктами: Урыль, Берель, Березовка, Танба, Черновая, Чингизтау, Киннжира, Кабарга, Катон-Карагай, Согорное, Белое, Печи и др.

Это тоже говорит о ее богатстве: черноземом для пашни, травами для скота, лесом для строительства и охоты.

И так, скорее всего, дорога шла из Монголии по Бухарской долине до селения Катон-Карагай. Так как отсюда река Бухтарма врезается в крутые горы Алтая, а налево от Катон-Карагая открывается широкая долина речки Нарымки, впадающей в Иртыш, богатая водой и травами, то дорога отсюда поворачивает налево и до самого Иртыша остается легкой и богатой. Здесь Иртыш маловоден, т.к. многоводная Бухтарма впадает в него гораздо ниже, так что переправы лучше и не надо искать.

Так вот, знали ли Монголы о таком легком и сытном пути к Кипчакам? Конечно знали, ибо они сами скотоводы-кочевники, охотники и связь с Кипчаками у них была давно, еще до похода Чингисхана.

Мог ли Чингисхан игнорировать этот путь всего в 200-250 км до р. Иртыш, или тащиться через пустыни Гоби в несколько тысяч километров? Конечно нет.

По здравому смыслу, вторжение должно было проходить двумя потоками: один поток проходил по реке Бухтарме, — это монгольская знать, кибитки, гурты скота, табуны лошадей… , и второй поток, налегке, с запасными конями и запасом воды и корма, в основном воины, прошли через небольшой участок китайской территории (если смотреть на нынешнюю границу) через Китайскую джунгарию к западному берегу озера Зайсан, т.е через вторые ворота, где в настоящее время, на границе с Китаем, стоит районный центр Алексеевка Восточно-Казахстанской области.

Оба потока, соединившись и переправившись на левый берег реки Иртыш, монголы уже оказались на гигантском просторе - в Кипчакской степи, заселенной разными другими народами, но такими же кочевниками - скотоводами, не имеющими укрепленных оплотов в силу своего кочевого образа жизни и, потому, легко покоренные.

Не удивительно, потому что Чингисхан, к началу похода имел в своем войске 35-40 тысяч воинов, из них 4-5 тысяч коренных монголов (военачальники гвардия) и остальные 30-35 тысяч других народностей: тувинцы, алтайцы, буряты, татары енисейские, объединенные емким словом - татары. Что и сколько воинов мог противопоставить князек кочевого улуса перед такой громадой? Пусть сто, пусть двести, пусть тысячу… толку-то, так что монголы следовали по степи как селевой поток.

По мере продвижения в глубь степи, пленяя и покоряя разрозненные отряды местных князей-кочевников и комплектуя из них боевые отряды (десятки, сотни, тысячные) под руководством монголов; подойдя к Аральскому морю, Чингисхан уже имел войско в 300-350 тысяч.

Подойдя к региону Аральского моря, к междуречью Сырдарья и Амударья, где располагались города – государства: Хива, Бухара, Самарканд, Коканд, Сыгнак и другие богатейшие по тем временам города, имеющие свои войска, оборону, но противостоять вражеской силе, многочисленной, хорошо вооруженной, с жесткой дисциплиной, имеющей на вооружении стенобитные орудия-онагры, эти города, со своей богатейшей культурой, школами-медресс, письменностью, поэзией, с разнообразной ремесленностью, с правилами основ земледелия, с разветвленной искусственной оросительной сетью, — эти города пали под громадой войск Чингисхана и были разрушены до основания, а население пленили, пополнив войско еще на десятки тысяч, а может быть и на сотню тысяч.

Итак, за пять лет похода, монголы покорили гигантскую территорию, очутившись в сердце Средней Азии.

В 1225 году Чингисхан, вероятно, задался вопросом – «что делать дальше?»

Надо иметь в виду, что поход к Аралу проходил мимо западного берега озера Балхаш. Не покоренные земли восточного берега озера Балхаш, а также земли западного Китая, представляли потенциальную угрозу в «спину», и, потому, Чингисхан, на мой взгляд, принимает правильное решение, чтобы устранить эту угрозу.

Он комплектует, снаряжает и рассылает свои отряды, под руководством своих сыновей, родичей и соратников, (Чингисхан имел пять сыновей: Джучи, Чагатай, Угедей, Тулихан, Кюлькан) и отправляет эти отряды в Хаджи-Тархан (Астрахань-столицу хазаров) в Персию, В Афганистан, в Индию.

В это время, в северном Афганистане, войско монголов, посланное туда Ченгисханом, подверглось сокрушительному поражению от повстанцев-партизан во главе с тюркским предводителем Джалал Эд-Дином, который и в последствии нападал на монголов.

По моему мнению, этот наскок Джалал Эд-Дина на монголов, укрепил в Чингисхане мысль, что надо обязательно ликвидировать угрозу, оставшуюся за спиной. А за спиной остались земли восточного Балхаша и земли западного Китая.

Особое войско с награбленными сокровищами и с пленными ремесленниками: гончарами, кузнецами, ювелирами, с учеными, он отправляет в Монголию только не по пройденному пути, а вдоль восточного берега оз. Балхаш, с целью их порабощения и устранения угрозы.

Сам же с войском, под девизом «Только вперед», пробирается в западный Китай то ли по долине реки Торим, уходящей в Китай, то ли ниже, на стыке Памира и горной системы Каракорум, в долину руки Яркенд. Отсюда он, строго на север, в родную Монголию, насаждая своих баскаков для сбора дани, пленяя местное население и пополняя свое войско новыми отрядами.

Дойдя до Китайской Джунгарии, Чингисхан, где то в районе озера Алаколь, выходит из Западного Китая и движется по Аягузской степи к речке Чар, вдоль которой пролегает главный тракт, который ведет к переправе через р. Иртыш у оз. Зайсан и далее, по долине реки Бухтармы на Родину.

Версия «Могила Чингисхана»

Из летописи известно, что Чингисхан умер при выходе из Западного Китая в августе 1227 г. Летний месяц. В это время там погода жаркая.

Монголы в это время не знали метод бальзамирования, надо было спешить с похоронами… Где хоронить?

Послали на все четыре стороны разведотряды с целью отыскания такого места, где можно было соблюсти тайну погребения, чтобы обезопасить от осквернения могилы, от разграбления.

Вернувшись, три отряда принесли пустые вести, а четвертый поведал то, что и требовалось. По заданному направлению отряд встретил среди степи довольно высокую гору. (Ныне гора называется Монастырь). Взобравшись на вершину, они обозрели округу и впереди по ходу движения увидели отроги Алтая, мимо которых протекала р. Иртыш. Перейдя реку, в это время мелководную, разведчики с увала увидели котловину, гектаров сто, окаймленную полукольцами отрогами и речкой Ульбой, впадающей в Иртыш. Место дикое, глухое, никем не посещаемое, примерно километров сто в стороне от оживленного тракта на речке Чар, — место идеальное для тайного погребения Великого Повелителя. (Так я представил поведение соратников Чингисхана, во время этой экстремальной ситуации).

Время шло своим спокойным, мерным шагом, но не спокойно было в мире людском, ибо после смерти, его политику «Потрясателя Вслененной», как его называют в летописях, продолжили его сыновья, внуки, правнуки, утвердив на слезах и крови, на пепелищах невиданную империю угнетения.

Но, увы, ничто в нашем мире не вечно; империи возникали и распадались: распалась римская империя, империя персов, империя Александра Македонского… Распалась и монгольская империя, ибо зло не может быть вечно; возникают внутренние противоречия, возникают силы противостояния, силы молодые, сплоченные, сильные.

Пять веков спустя, после смерти Чингисхана, на мысу, на месте слияния рук Ульба и Иртыш, выросла сторожевая казачья крепость.

Еще два века спустя, вокруг этой казачьей крепости вырос купеческий городок… а в настоящее время здесь вырос мощный промышленный центр с гигантскими металлургическими комбинатами: свинцово-цинковым, титаномагниевым, вырос механический завод по изготовлению горного оборудования, вырос большой завод приборов и другие промышленные предприятия, вырос научно-исследовательский институт ядерной физики со своей промышленной базой, и называется этот город Усть-Каменогорск.

Месторасположение города исключительно удачное в смысле снабжения водой промышленных предприятий. Рядом, в горах две гидроэлектростанции.

Река Иртыш делит город на две части: правобережная часть города прижалась к отрогам горной системы Алтай, а левая часть расширяется в степь.

Из горной тайги вырывается река Ульба и в центре города впадает в Иртыш.

Выше по течению Ульбы, окаймленная увалами, лежит котловина гектаров в сто, на которой вырос поселок Ушановский. Рядом с поселком, к одному из отрогов прижалась странного вида возвышенность — классической формы конуса, при виде с издали, вызывая удивление. Я тысячу раз обращал на нее внимание, рыбача на Ульбе, охотясь на перепела, на уток на Шиловом лугу, или проходя мимо, в глубь отрогов, охотясь на куропаток, тетерева, коростеля.

Все отроги лежат как поросята — продолговатые, а один отрог будто пропахал носом землю перед собой и нарастил идеальный конус «Во природа… что творит», и все больше никаких мыслей. Но однажды это творение природы приобрело имя.

Приходит как-то ко мне товарищ, а сам смеется, за живот держится. – Ты знаешь, что моя Юлька сморозила! Показывали по телевизору извержение вулкана на Камчатке, так она мне так загадочно говорит – а ты знаешь, что у нас тоже есть Улкан.

— Кто?- спросил я.

Улкан, такой же острый, как показали по телеку.

— Где ты его видела? – спрашиваю, а сам не могу успокоиться.

— Да за Ушаковским поселком.

Мы посмеялись вместе, обсудили завтрашний поход по Иртышу на катерах… и я забыл об «Улкане».

Версия «Могила Чингисхана»

Прошло некоторое время, и я решил отдохнуть на природе – побродить, поохотиться по ушановским увалам. Сойдя с автобуса в поселке, чтобы двинуться в сопки, я сразу увидел диковинный «Улкан» и решил немедленно его обследовать.

Основание «Улкана» представляет собой окружность, склон довольно крутой, состав гравийно-песчанный.

Кружным путем, взобравшись на «спину» увала, я обратил внимание на его ширину: свободно пройдут два потока людей – туда и обратно. Вершина конуса приподнята над «спиной» увала и представляет площадку, диаметром метра два.

Заметна перемычка между валом и конусом.

Спустившись вниз, в соседнем отроге, с торца, я обнаружил разработку камня (розовый известняк), поросшую растительностью. Это тоже говорит о чем-то.

Пошло двадцать лет, как я покинул те места, где восемь веков тому назад зарождались отряды, тиранившие Персию, Русь, Европу, Ближний восток. Положивший начало этому историческому действию Чингисхан стал часто появляться в печати. Даже японские монголоведы заинтересовались и проводили раскопки по поиску его могилы. Заинтересовался этим вопросом и я, и, проследив последние годы жизни Чингисхана, я указываю местоположение его могилы. Это моя версия, но к ней я подошел последовательно, логически объясняя поступки положительные, в чем, мне кажется, я убедил читателя.

Сегодня я опять, мысленно, перенесся на вершину «Улкана» в пойму реки Ульбы и представил, как, быть может, по буддийскому обычаю посадили Чингисхана на пятки, ноги калачиком в вырытом гроте отрога, лицом на завоеванную степь, ставшую родной, а за спиной любимая Монголия.

Место дикое, тихое, скрытное, подходящее для тайного погребения. Рядом пойма реки Ульбы из песка и гравия, для насыпи надгробия. Лучшего места для погребения не найти.

Для оправдания моей версии дело за археологами, но напоминаю о мифических проклятиях Великих Тиранов.

«Риск – благородное дело», — девиз больших игроков.

Восточный Казахстан является частью региона «Большой Алтай» и отправной точкой для путешествий в разные страны мира. При выборе тура полезно сравнить между собой большое количество направлений. Например, можно посмотреть .

Великий Потрясатель покоится на Алтае!? Версия «Могила Чингисхана» reviewed by admin на 16.05.2012 rated 5.0 of 5

После смерти Чингисхана его тело было возвращено в Монголию, по-видимому, к месту его рождения на территории современного аймака Хэнтий ; он был похоронен, как предполагается, где-то близ реки Онон . Согласно как Марко Поло , так и Рашид ад-Дину , погребальный эскорт убивал всякого, встреченного по пути следования . Рабов, совершавших погребение, предали мечу, а затем убили и казнивших их воинов . Мавзолей Чингисхана в Эджэн-Хоро - это мемориал, не являющийся местом его захоронения. По одной из фольклорных версий, над его могилой проложили русло реки, чтобы это место невозможно было найти (таким же образом был захоронен шумерский царь Урука Гильгамеш) . По другим сказаниям, над его могилой прогнали множество лошадей, там были посажены деревья; свой вклад в сокрытие места погребения внесла вечная мерзлота . Саган Сэцэн в летописи «Эрдэнийн тобчи» (1662) утверждает, что гроб Чингис-хана, возможно, был пуст, когда прибыл в Монголию, а согласно «Алтан Тобчи » (1604), в Ордосе были похоронены лишь его рубашка, палатка и сапоги . Легенда гласит, что могила Чингисхана была вскрыта через 30 лет после его смерти. Согласно этой легенде, с ханом был похоронен верблюжонок, и по крику верблюдицы позднее находили место захоронения .

Рашид ад-Дин также называет местом погребения гору Бурхан-Халдун. Области вблизи Бурхан-Халдун (их хориг - «великий запрет») были запретны для чужаков, а незаконное проникновение было наказуемо смертной казнью. Это территории площадью около 240 км². Только в течение последних 20 лет этот район был открыт для западных археологов.

Поиски

Ходили слухи о нахождении неких ключей к могиле, которые были вывезены в СССР из буддийского монастыря в 1937 году , и слухи о проклятье, приведшего к смерти двух французских археологов (сравнимо с проклятьем гробницы Тамерлана , Гур Эмир).

Археолог-любитель Мори Кравиц посвятил 40 лет поиску гробницы. В XV веке французский иезуит нашел место, где Чингисхан, в то время еще известный как Темучжин, одержал крупную победу. Согласно этому источнику, он выбрал слияние рек Керлена и Бручи, с Бурхан-Халдуном справа от него, а после победы Темучжин сказал, что это место навсегда останется его любимым местом. Кравиц убеждён, что Темучжин был захоронен в этих местах. Но картографам не была известна река Бручи. Кравиц, однако, обнаружил топоним «Баруун Брух» («Западный Брух») в этой области, и с 2006 года проводит там раскопки, примерно в 100 км к востоку от Бурхан-Халдуна (48° с. ш. 110° в. д. H G Я O L , сомон Баянбулаг).

Примечания

  1. Книга Марко Поло // История монгалов / Д. Плано Карпини . Путешествие в восточные страны / Г. де Рубрук. Книга Марко Поло. - М. : Мысль , 1997. - С. 235 . - ISBN 5-244-00851-Х.
  2. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перевод с персидского О. И. Смирновой, редакция профессора А. А. Семёнова. - М., Л.: Издательство АН СССР , 1952. - Т. 1, кн. 2. - С. 233.
  3. Levy J. Lost Histories. - London: Vision Paperbacks, 2006. - P. 172-179. - ISBN 978-0-7394-8013-7 .

Наибольшее распространение в России получила именно ононская версия, связанная, прежде всего, с местом рождения Чингисхана.
В газете "Забайкальский рабочий" за 1925 год (18 января), в котором местный автор Н. Тюменцев привел одну из легенд. Его рассказ так и назывался "Клад". Говорилось в нем о том, как таежник-приискатель Каюк с сотоварищами отправился на поиски могилы великого хана.

"Мунголы там жили - князья, знамо, богатые люди были - позолота, да кака позолота - настоящее золото везде было - струмент, посуденка, топоры-то и те из золота были… а вот уж гроб-то это уж прямо беда - добратца бы до иво - ручку бы отвернуть - нам и хватит. О камнях и не говори - говорят, зияли. Вот бы добратца - хватанул бы я и конец - пожил бы и долой. Главно - доказал бы этим, которы сумлеваются", - так думал герой рассказа.

Их попытка окончилась неудачей
"- Ни заразы нету - ханом тут твоим не пахнет - здря это дело… Мечта", - бросил под конец вечера Пронча.
- Ханом? Де же сразу. Искать надо.
- А место ты не промахнул?
- Не… тут где-то - по рассказам… Пороем… да и можно на другое место"…

Через некоторое время товарищи бросили упорного инициатора поисков. Конец рассказа грустен и поучителен: "Каюк искал клад - гробницу хана…В округах ходила легенда о кладе…И уж после донеслось, - повесился Каюк на сосне… В округах все ходила легенда о кладе". Прошли годы, но интерес к этой теме не исчез.

Вот какую историю, произошедшую в 60-е годы, поведал читинский археолог М. Рижский:
"Совершенно непонятный для меня случай произошел летом 1961 года. Приходит ко мне некий гражданин К. и сразу заявляет, что он, ни мало, ни много, нашел могилу Чингисхана. Признаться, только услышав это, я сразу потерял интерес к нему и к его рассказу".

Почему? Самое интересное, что в качестве основного аргумента археолог привел почти чеховскую фразу: "Потому что это было совершенно невероятно". Опять же - почему? Сработал своего рода стереотип. "Легенд о Чингисхане по Забайкалью ходит множество, - объяснял свое неприятие автор книги. - Это можно понять - как-никак здесь была его родина. А особенно распространены легенды о смерти и погребении завоевателя. По крайней мере, в двух десятках мест Читинской области и Бурятии показывают пункты, где будто бы находится могила Чингисхана: обычно это какое-нибудь глухое ущелье или пещера, или одинокая роща посреди степи".

И никто, добавлю от себя, никто не собрал все эти легенды. Вновь возникает прежний вопрос: почему? Как часто мы пренебрежительно отмахиваемся от "ненужной" информации…

"Однако он, не смущаясь моим довольно выраженным недоверием, продолжал рассказывать, будто осенью прошлого года, охотясь на уток, он нашел в одном месте два обрывка толстой цепи, которые уходили под углом в землю. А так как он, К., еще в детстве слышал предание, что Чингисхана был похоронен в золотой лодке, зарытой в землю на железных цепях, то он считает, что эти-то цепи он и нашел. А где-то под землей на этих цепях должна быть и золотая лодка".
Вот тут бы расспросить поподробнее, попросить показать на карте хотя бы примерно это место, а нет…

"Я, с оттенком все же сомнения, - вспоминал дальше ученый, - конечно, понимал, что золотая лодка - это очередная небылица, отзвук древней легенды. В рассказе К. меня смущало другое, - что это могли быть за цепи?

После разговора я больше его не видел. Но позже узнал, что этим дело отнюдь не окончилось. К., оказывается, написал письмо в Академию наук, и одному из археологов, приехавших на раскопки в Читинскую область, было поручено проверить это сообщение. Как мне позже рассказывал этот археолог (интересно, кто это был?), они на автомашине проехали вместе с К. до 300 километров на юго-восток от Читы. Там К. водил археолога целый день по топям и болотам, измучился сам, измучил своего спутника и… никаких цепей не нашел. К. в отчаянии повторял, что запутался, забыл место, но он обязательно найдет эти цепи… Так я до сих пор, - заканчивает свой рассказ автор, - и не знаю, что подумать обо всей этой странной истории".

Если же прикинуть эти 300 километров на юго-восток, то мы "упремся" в "треугольник" Ононского и Оловяннинского районов и Агинского округа, то есть те самые места, где прошло детство Темучжина, и где и родилось наибольшее количество легенд, которые все далеко не беспочвенны.

Ононский след

Сообщение о предполагаемой экспедиции М. Кравитца в середине 90-х годов вызвало несколько откликов и в газете "Забайкальский рабочий". Первым высказался на этот счет известный забайкальский краевед А. Сизиков, рассказавший довольно забавную историю, произошедшую с ним 30 с лишним лет назад, когда он, молодой тогда начальник Кайнозойской тематической партии, побывал в Ононском районе.

"На окраине Кухубая (небольшое село на берегу реки Онон - авт.)… ко мне, - вспомнил он, - подошел бодрый старик и уверенно сказал: "Не тут ищете! Он на дне".
- Кто он? - спросил я.
- Как, то есть, кто? Вы ищите могилу Чингисхана?"

Из дальнейшего разговора стало ясно, что старожил (не забудем, что русские появились здесь вообще в ХVII веке, а с бурятскими родами и их связью с Монголией и Забайкальем вообще отдельная история --авт. ) был уверен, что великий завоеватель покоится на дне Онона и именно недалеко от Кубухая. А. Сизиков проникся этой уверенностью и даже поведал о своей "интригующей находке" - куске кожи, которая к нашей истории скорей всего не имеет никакого отношения. "Итак, - сделал краевед свой вывод, - Кубухай, возможно, откроет тайну захоронения Чингисхана. Ведь не случайно же у приононских казаков "жила" легенда!"

Вот с последней мыслью можно вполне согласиться. Что-то во всей этой истории все же есть. Что-то от аборигенов первые русские "землепроходцы" услышали и запомнили, со временем, правда, обработав "испорченным телефоном". То, что Кубухай какую-то легенду и хранит вполне вероятно, хотя не обязательно это связано с Чингисханом…

"Заведенный" сообщением о предполагаемой экспедиции американца и воспоминаниями краеведа читинский писатель Юрий Курц в том же "Забайкальском рабочем" в ноябре 1994 года опубликовал целое историографическое исследование на тему "Где могила Чингисхана?". Кстати, его интерес к этой теме появился тоже не вчера. Несколько десятилетий назад, молодой журналист колесил по Забайкалью и впервые услышал о легенде. "И началось тоже, - вспоминал он, - со встреч в одной из журналистских командировок с бурятскими стариками и знакомства с устной легендой о погребении Чингисхана.

Уже тогда муссировалась мысль, что местом последнего успокоения "Великого Монгола" стало дно реки Онон. Находились чудаки, готовые указать створ в сотню метров, в котором находится могила, "только отведя реку чуть в сторону". Не отвергая "ононскую", как, впрочем, и ряд других гипотез, Юрий Францевич высказывает свою версию захоронения Чингисхана, связанную не с местом и не с формой захоронения, сколько с содержанием. Но об этом чуть позже. Пока же хочется подчеркнуть, что кроме источников, названных Мишелем Хоангом, имеется еще один достаточно важный - народная память, устная информация, передававшаяся из поколения в поколение простыми людьми, в данном случае жителями Забайкалья.

Поиски агинчан

В Агинском Бурятском автономном округе живет человек, по праву именуемый "Летописцем степной Аги", много лет бывший директором окружного краеведческого музея, Жигжитжаб Доржиевич Доржиев.

Он рассказал о некоторых итогах своей поисковой деятельности, а поисками следов могилы Чингисхана он занимается уже давно. Так, летом 1990 года Ж. Д. Доржиев вместе с местным журналистом Ц. Г. Гонгоровым провели специальную изыскательскую экспедицию на реке Онон, в том числе и на легендарном острове Делюн-Болдог, что примыкает к левому берегу реки. "При обследовании нами местности вблизи сел Цасучей, Икарал, - рассказывал Ж. Д. Доржиев, - мы обнаружили и места, соответствующие тем описаниям, что приводятся в записях французского ученого К. Д, Оссона, на которые обычно ссылаются многие исследователи".

"Легенда, оставшаяся в наследство от тех, кто жил много лет назад в этих местах, - напомнил агинский историк, - гласит, что Чингисхан свое кладбище избрал там, где он родился, стало быть, на островке Делюн-Болдок. Бытует в народе и версия о том, что на берегах Онона находились его покои. Кроме того, у бурят, хамниганов, тунгусов Приононья хранится легенда о том, что Чингисхан якобы завещал похоронить его на одном из островов именно этой реки".

Так что, скорей всего, убежден Жигжитжаб Доржиевич, могила Чингисхана находится на дне реки Онон, которая за прошедшие столетия многократно меняла свое русло.

Ж. Д. Доржиев и Ц. Г. Гонгоров, начав свои изыскания в 1990 году, продолжали их на протяжении ряда лет, ведя сбор информации, которая бережно сохраняется местными жителями. Более того, они установили памятные знаки и столбы с надписями о том, что те или иные места являются возможными захоронениями Чингисхана и его свиты. Кто знает, может быть, эти знаки сами по себе положат начало новым легендам и версиям.

Даже если в Ононе, точнее, на его дне, и не укрыта могила именно Чингисхана, какая-то тайна там все равно имеется. И, возможно, ее бережно стерегут потомки того самого "Урянхай тумэна", десятитысячного корпуса воинов, которым была поручена охрана места тайного захоронения, в силу чего племя урянхит было освобождено от военной службы, но и судьба самого племени и история охраны им заветной могилы тоже до сегодняшнего дня - нераскрытая тайна.

Тайна, хранимая… хамниганами?

Но, как заметил еще один исследователь проблемы, связанной с точным определением места рождения Чингисхана, Дашинима Дамдинов, "агинские буряты, пришедшие в агинскую степь не так давно, в начале ХIХ века, и тем более русские исследователи не получили точных сведений и путают то священное место с другим". Результатами своего поиска он поделился в статье "Где родился великий Чингисхан?", которая 25 ноября 1995 года была напечатана в газете "Бурятия", а 21 марта 1996 года - в газете "Забайкальский рабочий".

Он пошел достаточно интересным путем, обратив внимание, прежде всего на то, что "географические названия бассейна реки Онон в большинстве своем древние и поэтому являются своего рода историческими памятниками, хотя их первоначальное звучание несколько изменилось, приблизившись к звучанию слов живых монгольских языков и диалектов". Это, по мнению исследователя, помогает "установить границы былой общности этнических групп, которая позднее разрушилась".

"В среднем течении реки Онон, - описывает он предполагаемое место рождение Чингисхана, - напротив центра Ононского района - села Нижний Цасучей, между двумя рукавами р. Онон расположен самый большой остров реки Экэ арал (букв. "мать-остров"), в местном русском произношении - Икарал, с таким же названием и русская деревня. Размеры острова (длина почти 20 км и ширина около 10 км) послужили основанием для присвоения острову названия Экэ арал, и на нем же находится урочище Дэлюн-Болдок". Однако, как заметил Д. Дамдинов, несмотря на то, что "русские (дореволюционные и советские) и монгольские исследователи интересуются этим местом с давних пор, оно точно не определено до сих пор".

Почему? - спросит читатель. "Потому что коренные жители бассейна реки Онон - ононские хамниганы - никому точно не показали то место", - ответил автор, сам являющийся по национальности хамниганом.

В связи с этим определенный интерес представляет версия читинского археолога и журналиста Валерия Немерова. "Чингисхан на склоне лет возил с собой гроб, выдолбленный из цельного дубового кряжа, выложенный внутри золотом. Когда он скончался, его уложили в гроб сыновья. Руки Великого кагана сжимали рукоять отточенного меча. По обе стороны гроба были положены лук со стрелами, нож, огниво и золотая чаша для питья, - писал он, придерживаясь версии о том, что это захоронение должно быть достаточно богатым. - Чингисхан завещал похоронить его на родине, возле местечка Делюн на реке Онон. Завернув гроб Потрясателя Вселенной в войлок и положив на двухколесную повозку, запряженную двенадцатью быками, монголы направились в Коренную орду… По завещанию Чингисхана, рабов заставили углубить протоку Онона и перекрыть основное русло реки. Работы велись день и ночь. Множество рабов утонуло и было истреблено охранниками. Когда вода ушла от подножья скалы, рабы углубили подводную пещеру до огромного зала. В пещеру уложили гроб с Чингисханом и несметные сокровища со всех захваченных монголами земель". Затем реку вернули на прежнее место. Где здесь историческая правда, а где художественный вымысел точно знает только автор и, возможно, кто-нибудь из… хамниган Приононья.
На этом можно было бы и завершить этот рассказ, но есть еще одна проблема, обойти молчанием которую нельзя.

Не тревожьте этот прах

"Открытие в 1974 году гигантской армии из терракоты в могильнике (еще не до конца раскопанном) китайского императора Ши Хуанди (221-206 год до Рождества Христова), за которым последовала в 1987 году эксгумация новой армии бронзовых солдат в китайской провинции Сычуань (1000 год до Рождества Христова) дает основания верить, - писал Мишел Хоанг, - что дальневосточная археология добьется больших успехов в изучении исчезнувших цивилизаций. Может быть, обнаружат также и захоронение Чингисхана?"

А стоит ли вообще искать эту могилу?

Вне всякого сомнения, это захоронение представляет огромную научную ценность, но не это привлекло и привлекает большинство из числа тех, кто пытался разыскивать это "Клад". Золото! Огромное количество золота! Несметное количество золота! Богатство!
А есть ли оно? - вот ведь в чем вопрос.

"Лет пятнадцать назад, - вспоминал в своей статье "Где могила Чингисхана?" ("Забайкальский рабочий", 18.11.94) Юрий Курц, - я встречал информацию о поисках могилы Чингисхана одним немецким ученым (к сожалению, фамилию не помню) с помощью таких (то есть улавливающих большое скопление золота - авт.) приборов методом наземной и аэрокосмической разведки. Он затратил на это не один год, но так ничего и не обнаружил. Мне, - делится Юрий Францевич, - ближе к сердцу версия… о традиционно скромном погребении Чингисхана без несметных сокровищ". А если нет "золота", то пропадает и "маячок".

"Если кто и знает место погребения, - заканчивает свою статью Ю. Курц, - то только сам Господь Бог. Но он что-то не очень торопится указать путь блаженным изыскателям, небезосновательно усматривая в порыве каждого не только интересы первооткрывателя".

Не ведая того, Ю. Курц лишь повторил выводы, к которым пришел в эмиграции доктор Эренжен Хара-Даван, издавший в 1929 году в Белграде книгу "Чингис-хан как полководец и его наследие". "На горе Бурхан-Халдан оно покоится до наших дней, - писал он о теле Чингисхана, - попытки европейских путешественников найти место последнего успокоения величайшего завоевателя всех веков и народов успехом не увенчались, так как не было поставлено никаких надгробных знаков, чтобы кладбище не подверглось разграблению. Место это заросло густым лесом… Умер он в походной обстановке так же просто, как и прожил всю жизнь. Глава обширнейшего из государств мира, занимавшего 4/5 Старого Света, властелин около 500 миллионов душ, а, следовательно, по понятиям своего века, обладатель несметных богатств, он до конца дней своих чуждался роскоши и излишеств". Вывод о том, что может быть, а, точнее, чего не может быть в его могиле, по мысли этого автора, настолько очевиден, что он о нем даже и не пишет.

От себя добавлю, что, видимо, у него, то есть у Бога, на это есть свои основания.

"Предположительно, - написал в своей книге "Тайна Чингисхана" Шираб-Нимбу Цыденжапов, - что оскорбление духа великого сына своего времени может навлечь беду на целые народы. Таким образом, следовало бы прекратить всякие акции, которые могут потревожить могущественный дух предводителя общемонгольского государства".

Такое же мнение высказали и монгольский ясновидец Ч. Дашцэрэн, и журналист Ч. Гомбоин, считающие, что тайна могилы Чингисхана должна быть священной. Думается, что с этой точки зрения, если уж и не соглашаться безоговорочно, то уж и игнорировать ее, конечно же, нельзя. Тогда же, в 1991 г., руководитель той объединенной экспедиции профессор Бадам Хатан, кстати, учившийся в Московском университете у знаменитого антрополога М. Герасимова, заявил: "У всех у нас единое мнение - не вскрывать могилу, если не будет согласия монгольского народа. Наше намерение - сохранить ее".

Тем более что один "пример" такого рода вроде бы и имеется.
Так, еще один известный восточный завоеватель Тамерлан однажды произнес магическое заклятие: "Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или будущей, навлечет на себя неминуемую гибель и позор".

По личному распоряжению другого деспота, а именно И. Сталина, группа ученых обследовала усыпальницу грозного властителя и тем самым нарушила его заветные слова. И что же?

А то, что это вскрытие произошло в 5 часов утра 22 июня 1941 года…
На этом пока ставим точку в истории "Тайны захоронения Великого забайкальца Чингисхана", точнее не точку, а многоточие, ибо, думается, что благодаря новым данным, к этой теме исследователи еще не раз будут возвращаться.

А память о великом воителе и государственном строителе продолжает жить, одних устрашая, других восхищая.

Энциклопедия исторических тайн развития человеческого общества достаточно обширна, интересна и познавательна. Большинство из них, имеющих даже мировое значение, уже раскрыто усилиями многих и многих поколений ученых. Некоторые находки были случайно сделаны обычными дилетантами, но немало интереснейших загадок всё ещё терпеливо ожидают своих исследователей и первооткрывателей. Одной из таких хитроумных головоломок, умышленно задуманных и успешно осуществленных на практике всадниками-интеллектуалами 13 века, является тайна сокрытия территории родового Некрополя Чингизидов и место расположения погребения самого Тэмуджина, с 1206 года гордо носящего свой титул Делкян Эзен Суту Богдоо Чингис Хаан «Владыка, ниспосланный миру Высшим Духом потустороннего царства, перевёрнутого Вечного Синего Неба, озера Байкал».

Сегодня не обнаружено ни одно из двадцати пяти предполагаемых захоронений, в которых покоятся последователи и потомки Великого Хаана, а это означает, что все они размещены в одном потаённом, трудно доступном и достаточно обширном регионе.

В среде цивилизованных европейских народов на генетическом уровне укоренилось несправедливое мнение об умственной неполноценности и отсталости «диких» азиатов. Однако до конца разгадать все секреты «поганых» наши «лучшие умы человечества» не только не смогли, но и на протяжении нескольких сотен лет ни на йоту не приблизились к раскрытию этой тайны, так как оказались не в состоянии обзавестись хоть какой-нибудь достаточно разумной гипотезой.

Так существует ли на самом деле такой укромный уголок на нашей планете, либо прах Покорителя народов сожжен на жертвенном кострище, а пепел развеян ветром над бескрайними степными просторами, как этого требовали обычаи того времени?

Покоится ли Император в саркофаге из горного хрусталя или же мумия Вождя величественно восседает на Золотом троне среднеазиатского правителя Мохаммед Шаха?

Расположено ли священное место в обширной карстовой пещере, где в специальных нишах хранятся свитки с законами и наставлениями, сказаниями и песнями, где вокруг трона установлены сигнальные трубы и барабаны, государственные стяги и боевые знамёна, а также лежат бесценные трофеи, в число которых входит коллекция, состоящая из 75-ти золотых корон, снятых с покорённых царей Евразии? Либо же размещено оно в самой обычной земляной яме, вырытой в голой степи, в которую свалены в кучу разнообразные предметы человеческого обихода, так необходимые покойному в потустороннем мире, то есть «всё, чему есть имя на земле»?

Погребено ли нетленное тело Великого Хана под огромным каменным курганом, возведённым многочисленными рабами на одной из тысяч горных вершин, или оно навсегда и безнадёжно затеряно в безбрежных степных равнинах?

Затоплен ли Некрополь создателя Монгольского государства на каменистом дне его родной реки Онон, либо он надёжно укрыт от посторонних глаз в глубинах бездонной байкальской пучины?

Не вызывает никаких сомнений только одно - такое место, безусловно, существует, а данная ЗАГАДКА является Величайшей тайной в истории человечества, неизбежное открытие которой когда-нибудь грянет всепланетной мировой сенсацией!

В данной статье читателю предлагается познакомиться практически со всеми известными на сегодняшний день так называемыми «версиями», а затем самостоятельно сделать свои выводы о том, достаточно ли представленные материалы обоснованы и аргументированы, и не являются ли они поверхностными, а зачастую и просто наивными предположениями, уводящими искателей в сторону от истинного пути.

Одно из самых первых в России упоминаний о месте расположения пресловутой «могилы» Чингис Хаана любознательный читатель сможет найти в путевых заметках русского путешественника Григория Потанина , сделанных им в 1884 году в Монголии.

Потанин в центре

Там, в местности Эджин-Хоро (ныне Уйгурский автономный округ Китая) ученый обнаружил две белые войлочные юрты, украшенные позолоченными лентами и скрывающими внутри себя деревянные срубы.

Согласно записанной им легенде, в одном из них находился серебряный саркофаг с останками самого Императора, рядом лежали его сабля, трубы и боевые знамена, а под другим в простых деревянных колодах покоились тела двух самых любимых жен.

Древняя притча гласила о том, что Великий Хаан вовсе не умер, а просто спит и, согласно его завещанию, он должен проснуться в 2184 году, в день, когда наступит знаменательная дата полного солнечного затмения.

При входе в юрту вождя хранители мавзолея каждый вечер клали опутанного по ногам живого барана, а утром последний бесследно исчезал.

Сомневаться в том, что русский путешественник лицезрел описанные им сооружения и действительно видел в них срубы, у нас нет никаких оснований, а вот на два вполне естественных вопроса я предоставляю право ответить самим читателям. Могли ли через 657 лет со дня смерти Кагана уцелеть в голой степи две обычные войлочные юрты, набитые серебром, когда за это же время с лица Земли навсегда исчезли многие мировые столицы? Куда девается по утрам жирный и вкусный барашек?

В 1922 году известный российский монголовед Б.Я. Владимирцев издает свою книгу под названием «Чингисхан», в которой приводит следующие выдержки из летописей 13 века: «Тело его было погребено на горе Буркан Калдун в месте, которое уже давно было указано самим каганом. Однажды, будучи на охоте, он присел под одиноким деревом и долго отдыхал там в приятной задумчивости, а после произнёс: «Это место прилично для моего последнего упокоения - заметьте его!»

Обыкновенная логика подсказывает, что подробно описывать такое малозначительное события древний сказитель просто так не стал бы. Что означает выражение «пусть его заметят»? Где и каким способом можно было навечно зафиксировать указанное место, если неизбежно наступит тот день, когда любое дерево засохнет, упадёт на землю и превратится в труху? В чем же заключается истинное значение данного эпизода, что представляет из себя и где расположена «священная гора», на которой всё ещё произрастает «потрепанное ветрами одинокое дерево»? Об этом читатель узнает чуть позже. Пока же мы можем сделать вывод о действительном существовании такой территории, а нарисовать и отметить её могли только на топографической карте, которая у монголов в то время уже существовала и активно применялась ими на практике при захвате новых земель.

В одной из своих работ советский ученый-востоковед и писатель Лев Гумилев

приводит такую выдержку из легенды:«Посреди бескрайней степи воины вырыли огромную яму и опустили в нее золотой саркофаг с телом императора. Рядом в землю положили «все, чему есть имя на земле», то есть нож, уздечку, чашку, стремя, лук со стрелами…медный котёл и так далее, и тому подобное.

Когда могила была засыпана, то над ней, в присутствии матери, они зарезали только что родившегося верблюжонка и окропили его кровью священное место, а затем несколько раз подряд прогнали по кругу многотысячный табун лошадей.

Кони на значительной территории вытоптали всю траву, и найти в степи ранее относительно небольшое пятно голой земли стало невозможным. Ровно через год, когда пришло время исполнять обряд обязательного поклонения и «побрызгать» духу отца, его сыновья пустили перед собой несчастную верблюдицу. Именно она должна была найти место гибели теленка и остановиться над ним как вкопанная».

Во-первых , очень жаль маленького верблюжонка! Во-вторых , отёл у этих животных происходит на четвёртый год со дня их рождения, а значит, что беременеют они на третий, и это очень символично, так как Тэмуджин был окончательно погребён тоже только на третий год со дня своей смерти. Всё это время его тело тщательно мумифицировалось, а внутри карстовой пещеры готовился и оборудовался Царский саркофаг.

В-третьих , данный рассказ явно противоречит пожеланию самого Великого Кагана, завещавшего похоронить его «на вершине горы под одиноким деревом». И не совсем понятно, кто и как будет искать это место позднее, когда мать его просто забудет, родив другого детеныша, или сама погибнет?

Согласно древнему обычаю, монголы не имели права навсегда утратить в своей памяти СВЯТИЛИЩЕ, которое требовало не только постоянного и регулярного его посещения, но и ВЕЧНОГО поклонения и почитания со стороны потомков.

Единственное, что можно точно определить по легенде, так это время года, когда у верблюдов начинается отел, и которое совпало со временем похорон, а это зимой, либо в конце января, либо в феврале, когда землю в степи не то чтобы продолбить лопатой, но и тротилом взорвать невозможно!

Зато в эти месяцы озеро Байкал превращается в широкую и надёжную дорогу, по которой легко и безопасно можно передвигаться к Царскому Некрополю! Да и описанное захоронение выглядит слишком примитивно, так как первый Император монголов наверняка заслужил себе шикарный погребальный зал, отделанный благородным горным хрусталём и украшенный златом-серебром, а не обычную холодную яму в голой степи.

В свою очередь, английский ученый С.Уолкер , также занимавшийся данной проблемой, в своих трудах рассказывает о каменном кургане, расположенном на одной из вершин горного хребта Хентэй, что на севере нынешней Монголии. Основанием кургана является площадка в виде прямоугольника длиной 250 и шириной 200 метров, а его высота почему-то не указана.

Именно с этого горного водораздела берут свое начало реки Онон и Керулен, по берегам которых предки Борджигинов многие сотни лет воевали и пасли свой скот. Возможно, что Уолкер умышленно упустил точное указание высоты строения по той причине, что она не слишком выделяется на вершине, так как ею и сама является. Вполне вероятно, что данное сооружение было призвано исполнять роль своеобразного «каменного щита», благодаря которому определить, в каком именно месте находится вход в подземную погребальную камеру, практически невозможно. Кроме того, подобные курганы, называемые монголами ОБОО, издревле возводились кочевниками на каждом горном водоразделе. Они всегда были, и до сих пор исполняют роль культовых участков земли, предназначенных для жертвенных подношений духам предков и поклонения Онгону - «хозяину» данной местности.

Самые первые и по-настоящему крупномасштабные поиски так называемой «могилы Чингис Хаана» с использованием космических спутников для фотографирования местности, вертолетов, кинологов с собаками, военных саперов и даже экстрасенсов были начаты в 1990 году совместной монголо-американской экспедицией. На ее финансирование техасский мультимиллионер Джон Вудс выделил пять миллионов долларов. Все эти и последующие многолетние поиски принесли археологам немало интереснейших находок, но главная цель так и не была достигнута!

И как это сами араты решились нарушить Йэхэ Хориг (Великий Запрет), почему они допустили ученых к поиску священных могил, зачем разрешили копать землю в сакральных местах и переворачивать камни древних курганов? Американские деньги, конечно же, сыграли здесь свою определённую роль, но может быть те, кто давал на это разрешение, уже заранее знали, что на территории нынешней Монголии искатели ничего и никогда не найдут?

Примерно в эти же годы, когда перестройка сдернула «железный занавес», запрещавший в России писать на данную тему, внештатный корреспондент газеты «Правда Бурятии» Чингис Доржиевич Гомбоин начинает серию своих работ. Основой его версии является легенда о способе захоронения гуннского вождя Атиллы, потомка хуннских царей, тысячи лет повергавших в ужас жителей Поднебесной, а на закате своего существования «задавших перца» римским патрициям. Хунны также имели подробную топографию ареала своего обитания, «любезно» подаренную им древнейшей китайской цивилизацией. При этом изображение озера Байкал, полностью покрытого зимой чистейшим снегом, ассоциировалось у них с благородной белоснежной птицей.

Автор статей выдвинул предположение о том, что монголы сначала отвели в сторону русло реки Онон, на берегу которой родился Темуджин, а затем в обнажившемся каменистом берегу пробили в скалах пещеру, в которой установили саркофаг из горного хрусталя с телом Императора. Тщательно замуровав вход, они снова пустили воду, и река навсегда укрыла последнее пристанище Кагана. Главным стержнем мысли ныне покойного Чингиса Доржиевича является утверждение о том, что найти этот участок земли теперь невозможно, так как за прошедшие столетия Онон много раз менял направление течения, а значит и свои берега.

В тоже время, автор подробно описывает каменный курган, расположенный на одной из вершин хребта Хамар Дабан, что в 50 километрах от села Хурумша Селенгинского района Бурятии, где, как он предполагает, захоронена мать Чингиса по имени Огэлэн.

Ононская версия маловероятна, так как на берегу этой реки зарыта в землю пуповина-послед Тэмуджина и этот регион именуется Нютаг Тоонто , то есть Родина . Обычаи кочевников предусматривали погребение знатных покойников на специально отведенных территориях, которые объявлялись запретными и куда доступ простым людям был категорически запрещён.

У «чёрного народа» харачу имелись свои способы. Труп либо сжигали, раскидав пепел по ветру, либо привязывали его к необъезженной лошади, которая убегала от страшного груза до тех пор, пока от последнего ничего не оставалось.

Кроме того, Чингис Доржиевич также проигнорировал заветы Хаана, касающиеся «вершины горы» и «одинокого дерева».

В сказании Алтан Тобчи Лубсана Данзана приводится четыре варианта нахождения Царского Некрополя. Это либо южный склон горного хребта Хентэй, либо северный склон водораздела Алтай, либо местность Йэхе Отог, либо вершина горы с названием Бурхан Халдун.

Цель вышеприведённой игры слов, например «либо-либо» и «попробуй-угадай» - запутать незадачливых искателей приключений. На самом деле, автором четко указаны такие географические ориентиры, как символическая гора под названием «Лысый Бог», а такую форму в 13 веке имела северная граница империи,

местность «Великий Шалаш», то есть култук северной оконечности озера, сходный по своей форме с лесным балаганом.

Кроме того, это название имеет ещё одно значение, такое как «Великая Семья» или «Великий Род», что наиболее ярко отражает обозначение территории родового могильника Чингизидов.

О настоящем же предназначении северных и южных склонов гор Хэнтэя и Алтая читатель познакомится в ходе дальнейшей «беседы».

В 2003 году казахский писатель Хамза Коктанди издал в Москве книгу на родном языке с «точнейшим» указанием места захоронения Императора, которое, якобы, расположено на юге этой республики. Однако все экземпляры данного произведения добросовестно хранятся у него в квартире, и он пока не намерен пускать их в продажу, так как опасается, что Великое погребение будет сразу же найдено и разграблено вандалами. Возникает вопрос, для чего вообще ему нужно было что-то издавать? Чтобы потом в течение десятка лет сидеть и охранять свой фолиант от авантюристов и искателей сокровищ?

28 июня 2001 года официальные средства массовой информации всех стран мира передали сообщение экспедиции, которой руководил археолог Моури Кравиц. В нем говоилось о том, что в монгольском аймаке Хэнтий близ горы Биндер найдено погребение сразу шестидесяти воинов и одним из них, якобы, является сам Чингис Хаан! Уже 3 августа, опять же на весь мир, прозвучало опровержение предыдущей сенсации, и знатный покойник, чье имя не называлось, был обозначен всего лишь как один из потомков императора.

Кравиц начал поиски в 1960 году еще на заре своей молодости, и я

осмелюсь предположить, что спустя 10 лет после начала раскопок его инвестор наконец-то поинтересовался у археологов, на какие именно цели были потрачены его денежки и где результаты их работы.

Тем более, что ровно через год, то есть 15 августа 2002 года Кравиц сообщил о приостановке всех работ и их полной консервации.

В июле 2002 года о своей версии громогласно заявил профессор из города Кызыл Орда Николай Абаев .

Он называет местом своего открытия село Сосновка, расположенное в центральной части Тувы, где был обнаружен большой надгробный камень с описанием обряда захоронения Чингис Хаана, но каких-либо иных подробностей этим ученым по чему-то не приводится.

Лично я сомневаюсь, что монголы, похоронив своего вождя, могли оставить сообщение о том, кто именно покоится под этим валуном.

В декабре 2002 года торжественно объявляет о «великой находке» китайский профессор Цан-ху и называет регион, расположенный неподалеку от города Чин-Чинь, что в Уйгурском автономном округе.

Зачем это было сделано, никому неясно. В китайские варианты никто и никогда из ученых не верил еще и потому, что данную версию эта страна всегда тесно увязывала со своей геополитикой постепенного захвата чужих территорий. В тоже время скрытно похоронить Правителя монголов вблизи довольно большого города было бы просто невозможно.

7 октября 2004 года уже совместная монголо-японская экспедиция «уверенно» дала информацию о том, что Некрополь Кагана опять найден в аймаке Хэнтий, но только уже в другой местности, под названием Авраш. На основе обнаруженных ими фундаментов учёные подробно описали устройство довольно большого мавзолея, но о том, куда подевался его «владелец», они ничего не сообщают и намерены искать тело в радиусе аж 12 километров на протяжении ещё не менее трех лет…

Данное сообщение было показано в новостях 1-го и 2-го каналов Российского телевидения, где было хорошо видно, что раскопки вновь ведутся в ровной степи, а это означает, что о последнем наказе нашего героя искатели опять «позабыли» и по этой причине снова, мягко говоря, «грубо прокололись».

Думаю, что настало время подвести некоторые предварительные итоги, из которых явствует, что все вышеперечисленные легенды и рассказы дошли до нас из глубины веков, и были либо специально в целях дезинформации грабителей «пирамид» придуманы хранителями Великой тайны, либо несут в себе отдельные достоверные сведения, смысл которых не только нужно суметь понять, но и, словно разноцветные паззлы различной формы, сложить всю информацию в единую мозаичную картину. Либо же они хитроумно зашифрованы с использованием древнего секретного кода, абсолютно неизвестного современному человеку.

Всё то, о чем узнал читатель, взято мною из достоверных источников, которые при желании можно быстро и легко проверить, открыв публикации указанных выше авторов или «войдя» во всемирную сеть.

Все теоретические и практические изыскания, проведенные археологами за последние двадцать семь лет, оказались бесплодными, а перечисленные выше аргументы и факты являются не более чем малодоказательными ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМИ, так как среди них нет ни одной настоящей, достаточно полно обоснованной и аргументированной ВЕРСИИ.

Может быть, главной причиной этих неудач явилось то, что искатели приступили к работе исключительно на территории нынешней Монголии и имели на руках короткие и разрозненные по своему содержанию обрывки легенд и сказаний, которые «по секрету» им любезно поведали местные старожилы?

В настоящей же, действительно развернутой и полномасштабной ГИПОТЕЗЕ должен соблюдаться принцип научности, включающий в себя постановку проблемы, подробный анализ её состояния на начало разработки, планирование путей её логического решения и, в итоге, достижение конкретных, неоспоримых результатов исследования.

В своей основе версия обязана опираться на фундаментальный исторический письменный первоисточник, обязательно учитывать геополитическую обстановку того времени, а также народные традиции и обычаи, религиозные верования и обряды древних кочевников. Не меньшее значение имеют практические находки и открытия памятников или древних сооружений.

Пусть читателю не покажется слишком амбициозным данное заявление, но именно такой, ЕДИНСТВЕННОЙ в МИРЕ версией, в течение почти двух десятков лет располагал автор, что в конце концов и послужило окончательному открытию.

В 1999 году, благодаря счастливой случайности, в мои руки попало древнее монгольское сказание «Алтан Тобчи» под авторством Лубсана Данзана.

Прочитав его, я неожиданно понял, что Чингис Хаан, отвечая на вопросы сыновей о месте своего будущего погребения, описывает уникальные места, расположенные исключительно на берегах Северного Байкала. В этих строках узнаётся и 17-километровый песчаный остров Ярки, названый «переправой в широком море», и огромный байкальский сор, в целях конспирации умышленно именуемый «маленьким болотцем», и единственная тогда сухопутная дорога в наши края, обозначенная «горным проходом».

Данную летопись, наверняка, не раз и не два прочитывали и вновь перечитывали самые различные ученые и писатели, но они не имели возможности посещать и видеть воочию, а тем более длительное время проживать здесь и изучать северное побережье священного моря. Кроме того, в этих местах мною были обнаружены десятки комплексов гигантских искусственных каменных сооружений.

Согласно легенде, Великий Хаан похоронен рядом со своими любимыми сыновьями Тулуем и Угэдеем. Остальные Великие Ханы Монголии и члены их семей покоятся в некотором отдалении, в других местах, но все они объединены одним «Запретным Местом» под названием «Великое мертвое Царство Золотого Рода Чингизидов», сравнимым по своему величию лишь с Долиной Царей Древнего Египта.

После самой первой публикации в газете «Молодёжь Бурятии» ко мне подошёл житель города Северобайкальск Иванов Аркадий, бурят по национальности, по комсомольской путёвке приехавший на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали из Ольхонского района Иркутской области и поведал мне такую историю.

Его старенькая бабушка была шаманкой и долго не могла понять, куда это собрался и уезжает её любимый внучек? Когда же до неё дошло, то на её голове моментально все волосы встали дыбом, она забилась в истерике и громко закричала:«Аркадий, что ты делаешь, нашему народу в тех местах жить категорически запрещено!»

Почему же так много различных претендентов на это заветное место мы сегодня имеем? В их число, кроме самой Монголии и Внутренней Монголии Китая, входят и Читинская область, и Тува, и Казахстан, и Тункинская долина Бурятии, и Горный Алтай, и даже озеро Иссык-Куль?

Это объясняется довольно просто: в границы Монгольской империи 13 века входили все вышеперечисленные регионы, не была исключением и северная часть озера Байкал.

В целях создания удобных условий для выполнения простым народом священного обряда поклонения ДУХУ усопшего Вождя, правители Империи наметили ещё восемь различных территорий, расположенных поблизости от мест их постоянных кочёвок, на которых были объявлены, организованы и успешно проведены не менее величественные и пышные, но уже фиктивные похороны. Всё предыдущее время на протяжении двух лет факт смерти Великого Хаана тщательно скрывался, а страной управлял его младший сын Тулуй «Зеркало».

В итоге тункинцы «хоронили» Повелителя под курганом в Орлике, борджигины «провожали» своего земляка в последний путь под холмом на Хентэе, уйгуры ставили белые юрты в Эджин Хоро, и так далее, и тому подобное…

Всё выше перечисленное позволило ввести в заблуждение охотников за черепами и алчных грабителей «пирамид», которые существовали во все времена. Память же об этих событиях навсегда сохранилась в устных преданиях жителей соответствующих степных долин, а позднее нашла своё отражение в различных письменных источниках, в том числе и в рукописи под авторством Лубсана Данзана.

Александр Клементьев.