Практически каждый взрослый человек имеет 32 зуба, являющихся постоянными. В детском возрасте их количество намного меньше - 20 зубов, которые считаются молочными. Приблизительно в 12-13 лет у подростка появляются последние коренные зубы и с этого момента их набор полноценен. Когда человек посещает стоматолога, тот осматривает его ротовую полость и проверяет на наличие заболеваний разной классификации. При их обнаружении врач обязан каким-то способом зафиксировать зубные проблемы с помощью соответствующей записи.
Почему в стоматологии используется нумерация зубов?
Каждый зуб в ротовой полости в стоматологии имеет номер, являющийся индивидуальным. Формула зубов нужна для оптимизации диагностики ротовой полости пациента. С помощью зубной формулы врачу удобно вносить записи о пациенте в его амбулаторную карту. При проведении всяческого рода стоматологических процедур конкретный зуб идентифицируется безошибочно и точно, что невероятно удобно и безопасно.
Системы обозначения
В современности непосредстенно в стоматологической области для осуществления диагностических и лечебных процедур имеется четыре формулы зубов:
- схема Виола;
- нумерация Хандерупа;
- формула Зигмунд-Палмера;
- универсальная порядковая теория, характеризуемая, как буквенно-цифровая.
Любая система является по-своему востребованной в стоматологии и врачи всего мира успешно практикуют их в своей зубной деятельности. Несмотря на это, наиболее удобной и несложной в применении является знаменитая теория Виола. Именно она применяется во всех учебных учреждениях - описываемую зубную систему рекомендовала сама ВОЗ.
Схема Виола
Буквально с 1971 года в стоматологии начала применяться формула человека Виола и пользуется былым спросом по сей день. Как уже упоминалось, именно таблица Виола рекомендована ВОЗ для применения в специализированных учебных заведениях. Особенность этой формулы заключается в том, что каждый зуб, который находится в ротовой полости, имеет номер индивидуального характера. Двухцифровая зубная формула характеризуется и тем, что зубы в ней обозначаются двумя цифрами.
Рассмотрим описываемую формулу человека максимально подробно. Каждый зуб во рту имеет номер от 1 до 8. Этот номер, в соответствии с формулой, указан в ней вторым. На первом месте указывается то число, которое маркирует зуб в квадранте челюсти. Отметим, что во рту у человека имеется 4 квадранта челюсти. Как верхняя, так и нижняя челюсть может условно разделиться на 2 части: правая относится ко второму квадранту, левая - к первому.
Схема Виола применяется и для нумерации молочных зубов. Сама теория имеет при этом несколько другой вид по той причине, что квадранты имеют совсем иные номера - 5, 6, 7, 8.
Как нумеруются постоянные зубы?
Нумерация постоянных зубов значительно отличается от нумерации молочных (подробнее в статье: нумерация зубов в стоматологии и схема их расположения). Челюсть делится на 4 части, каждая из которых имеет индивидуальное название:
- Первая часть - десятки. Эта часть начинается с верхнего резца справа и обозначают этот зуб цифрой 11.
- Вторая часть характеризуется двадцатками. Здесь первым выступает левый верхний резец, пронумерованный цифрой 21.
- Третью часть именуют тридцатками. Эта часть находится на нижней челюсти с левой стороны, а первый клык в ней - зуб под номером 33.
- Четвертая часть - сороковки. Эта часть расположена справа на нижней челюсти. То есть, отсчет начинается с клыка под номером 41.
Чтобы хорошо запомнить сегментацию крайне важно определить точку отсчета так, как требуется. Затем рекомендуется двигаться по часовой стрелке.
Молочные зубы - детская формула
Что касается детской системы для зубной нумерации, то она немного отличается от вышеописанной. Чтобы разобраться в том, какие принципы исчисления имеют молочные зубы, нужно изучить, каким образом они сменяются постоянными (рекомендуем прочитать: какие молочные зубы меняются на постоянные в первую очередь?). В целом, процесс смены зубов у детей выглядит следующим образом:
У детей, которые еще не потеряли сменные зубы, принято нумеровать их по следующему принципу:
- пятидесятки;
- шестидесятки;
- семидесятки;
- восьмидесятки.
Нумерация Хадерупа
К другой популярной нумерации в стоматологической сфере относится деление по формуле человека Хандерупа. Описываемая система характеризуется тем, что верхняя челюсть помечается знаком «+», а нижняя - знаком «-«. Зубы при этом имеют номера от 1 и до 8, причем, как на верхней, так и на нижней челюсти.
Описанная схема применяется и для нумерации молочных зубов. Для этого применяются те же значки верхней и нижней челюсти, а зубы при этом пронумерованы от 1 до 5. При обозначении молочных зубов перед номером зуба ставят 0.
Формула Зигмонди-Палмера
Она была придумана еще в далеком 1876 году, однако, эту формулу человека по-прежнему применяют для удобной нумерации во множестве стран. Как и предыдущие зубные теории, ее допустимо использовать для нумерации зубов как у взрослого, так и у ребенка.
Зубную формулу Зигмонди-Палмера еще называют квадратно-цифровой, ведь она имеет несложные обозначения и расшифровку. Постоянные зубы здесь отмечаются арабскими цифрами о 1 до 8. Что касается молочных, то тут для их обозначения используют римские цифры - от I до V.
В преобладающих случаях эта система используется ортодонтами, а также хирургами, которые имеют дело с операциями всякой сложности в челюстно-лицевом отделе.
Буквенно цифровой способ обозначения зубов
Нередко для зубной нумерации используют и универсальную формулу, основанную на комбинировании букв и цифр. Здесь все удивительно просто: буквой обозначается название зуба, а цифрой - его последовательность. Для определения конкретных зубов в этой схеме применяются исключительно английские буквы.
Резцы, находящиеся как по центру, так и по бокам, всегда обозначаются буквой I. Для обозначения клыков используется буква С. Что касается премоляров, то они отмечаются буквой Р, а моляры - М. Помимо постоянных, данная популярная формула используется и в обозначении молочных зубиков у детей. Основной плюс этой распространенной системы заключается в том, что ее легко понять даже человеку, который не разбирается в стоматологической области.
Особенности каждой из систем
Зубная формула исчисления зубов, какой бы она ни была, имеет свои особенности (рекомендуем прочитать: за какой орган отвечает какой-либо из зубов?). Например, система Зигмонди-Палмера практически никогда не применяется в тех случаях, где необходимо провести диагностику или лечение зубов. Подобное явление объясняется непосредственно тем, что эта система несовершенна, и во время ее использовании в таких целях часто допускаются ошибки. Безошибочно система Зигмонди-Палмера используется исключительно в ортодонтии, а также челюстной хирургии.
Американская система зубных обозначений также не без изъянов - здесь неудобства появляются в тот момент, когда необходимо обозначить левую или правую сторону челюсти. Именно в этом месте во время пользования данной зубной формулой случаются ошибки. То же самое можно сказать и о теории Хандерупа, которая далеко не всегда является удобной.
Максимально удобной, как было сказано выше, является формула человека Виола. Она применяется для диагностики, а также для лечения всяческих заболеваний ротовой полости (кариес, пульпит и подобное).
Зубная формула – это графическое отображение расположения зубов в челюстях. Формула записывается в четырех квадрантах, разграниченных горизонтальной и вертикальной линиями. Горизонтальная линия разделяет зубы верхнего и нижнего зубных рядов, а вертикальная линия - каждый зубной ряд на правую и левую половины. Общепринято в формуле отражать положение зубов у человека, обращенного лицом к исследователю (рис. 11). Используются полная и групповая зубные формулы.
Цифрой 1 обозначен медиальный резец, цифрой 2 – латеральный резец, 3 – клык, цифрами 4 и 5 обозначены премоляры, а цифрами 6, 7 и 8 – соответственно первый, второй и третий моляры. Полная формула молочных зубов записывается следующим образом:
Цифрами I, II, III обозначаются соответственно резцы и клык, цифрами IV и V - первый и второй моляры. Молочные премоляры и третий моляр отсутствуют. Для обозначения отдельного зуба используется его порядковый номер с символом квадранта. Так, правый верхний второй моляр обозначается 7 левый нижний латеральный резец 2, левый первый верхний молочный моляр IV, а правый нижний молочный клык - III . Групповая формула отражает число зубов каждой группы в отдельно взятом квадранте. Групповая формула постоянных зубов имеет следующий вид: 2 1 2 3. Она показывает, что в каждой половине верхнего и нижнего зубных рядов имеется 2 резца, 1 клык, 2 премоляра и 3 моляра. Групповая формула молочных зубов 2102, указывает на то, что в каждой половине обоих зубных рядов имеется 2 резца, 1 клык, 2 моляра; цифра 0 указывает на отсутствие премоляров. Существует буквенно-цифровой вариант записи зубной формулы, в котором зубы обозначаются начальной буквой их латинских наименований: I 1,2 - резцы, С - клыки, Р 1,2 - премоляры, М 1,2,3 - моляры. При этом постоянные зубы обозначаются прописными, а молочные - строчными буквами. Буквенно-цифровая формула удобна для описания зубов у детей в период их смены, когда присутствуют молочные и постоянные зубы. В настоящее время у нас получает применение зубная формула, Позицию как постоянных, так и молочных зубов в этой формуле принято обозначать арабскими цифрами. |
НАРУЖНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ
Учебные элементы
Цель занятия: Научиться методике наружного обследования челюстно-лицевой области (ЧЛО) ребенка, записи зубной формулы.
Основные термины: анамнез, внешний осмотр, обследование челюстно-лицевой области, зубная формула.
План изучения темы:
- Контроль исходного уровня знаний
- Собеседование по теме занятия:
а) анамнез;
б) внешний осмотр и наружное обследование челюстно-лицевой области;
в) запись зубной формулы (графико-цифровая и международная двух цифровая системы);
- Контроль усвоения знаний.
Изложение учебного материала
Анамнез – совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и прочем, собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики (БМЭ, 1984).
1. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ:
Антенатальный (пренатальный, внутриутробный) период является ключевым в жизни человека. В антенатальном периоде происходит закладка и формирование органов и систем, в том числе зубочелюстной. Наличие факторов риска на этом этапе может привести к нарушению процессов закладки и гистогенеза зубов и послужить причиной возникновения множественного кариеса, некариозных поражений в перспективе.
Основные факторы риска антенатального периода:
Малые интервалы между родами;
Заболевания матери (гистозы, инфекционные заболевания, обострение хронической соматической патологии);
Прием лекарственных препаратов;
Несбалансированное и некачественное питание;
Вредные привычки.
Постнатальный период подразделяется на: период новорожденности, грудной, ранний детский, дошкольный, младший школьный, средний школьный, старший школьный. Для каждого возрастного периода характерны определенные факторы риска:
Основные факторы риска постнатального периода:
Характер вскармливания (грудное, искусственное);
Заболевания и патологические состояния ребенка (диспепсия, рахит, гиповитаминозы, инфекционные заболевания, аллергические состояния, хронические заболевания);
Характер питания ребенка (консистенция пищи, частый прием простых сахаров, недостаточное потребление молочных продуктов);
Не регулярный и не качественный уход за полостью рта.
Генетическая предрасположенность (наличие кариеса у родителей - предрасполагающий фактор для развития кариеса у ребенка).
Место и условия проживания (концентрация фторида в питьевой воде, социально-бытовые условия, социальный статус родителей и пр.)
2. АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ позволяет получить предварительную информацию, необходимую для постановки диагноза, составления плана лечения и прогноза.
Основные вопросы анамнеза заболевания:
Появление первых признаков патологии;
Динамика заболевания;
Первое обращение к стоматологу;
Характер и эффективность лечения;
Последующие обращения;
ОБЩЕНИЕ является обязательным и важнейшим элементом стоматологического обследования, позволяющим ВРАЧУ УСЛЫШАТЬ ПАЦИЕНТА . Во время общения с ребенком ил его родителями (опекунами) врач получает информацию, необходимую для постановки диагноза, планирования эффективного лечения. Пренебрежение разговором во многих случаях приводит к врачебным ошибкам и конфликтным ситуациям.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАРУЖНОГО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
Этапы обследования | Вариант нормы | Вариант патологии | |
1. | Жалобы | Жалоб нет | Предъявляет жалобы на боль, неприятные ощущения во время приема пищи, разрушение зубов, кровоточивость десен, травму СОПР, нарушение прикуса, эстетические дефекты и т.д. |
Анамнез заболевания, жизни | См. выше | ||
Психоэмоциональное состояние. | Спокойное. Ребенок доброжелателен, активен, весел | Тревожное. Ребенок испуган, капризен, агрессивен, заторможен | |
Показатели физического развития | Соответствует возрасту | Акселерация, ретардация. Масса тела понижена, повышена | |
Осанка, походка | Прямая, энергичная | Сутулая, вялая. Неправильная осанка оказывает воздействие на рост костей лицевого скелета, положение нижней челюсти и обуславливает развитие аномалий прикуса | |
Положение головы | Прямое | Опущена, запрокинута | |
Симметричность лица и шеи | Симметричны | Асимметричны, шея искривлена или укорочена | |
Характер дыхания | Носовое | Ротовое (ноздри узкие, рот приоткрыт, губы сухие, переносица широкая) | |
Характер глотания | Соматическое: свободное глотание, движения мимических мышц незаметны. Язык расположен в верхнем этаже, упирается в твердое небо за верхними резцами | Инфантильный тип глотания: напряжение мимических мышц и мышц шеи "симптом наперстка", протрузия губ, увеличение высоты нижней трети лица (язык расположен в нижнем отделе, упирается в губы, щеки) | |
Характер речеобразования | Ребенок произносит все звуки (соответствующие возрасту) правильно | Нарушено произношение ряда звуков | |
Размер ротовой щели, смыкание губ | Ротовая щель ограничена перпендикулярами, опущенными от зрачков при прямом взгляде. Губы сомкнуты, напряжение мышц визуально и пальпаторно не определяется, носогубные и подбородочная складки умеренно выражены | Ротовая щель меньшего или большего размеров (макро, микростомия). Губы разомкнуты, при смыкании отмечается напряжение мимических мышц, носогубные складки сглажены | |
Состояние жевательных мышц (определяется пальпаторно или визуально) | При пальпации жевательных и височных мышц болезненности не определяется, при смыкании зубов мышцы напряжены | Определяется болезненность при пальпации, напряжение мышц слабое или в покое | |
Функция ВНЧС (определяется бимануальной пальпацией) | Движение головки в суставе свободное во всех направлениях, плавное. Амплитуда движений по вертикали 40-50 мм, по горизонтали – 30 мм | Объем движений нижней челюсти ограничен или чрезмерен, болезненность. При пальпации хруст или щелканье | |
Состояние лимфатического аппарата ЧЛО | Не пальпируются или определяются подвижные лимфатические узлы, безболезненны, при пальпации эластичной консистенции | Лимфатические узлы увеличены в размере, болезненны при пальпации, плотной или каменистой консистенции, спаяны с тканями | |
Состояние кожных покровов | Розовой окраски, умеренной влажности и тургора | Бледные или ярко-розовые. Тургор снижен, имеются элементы сыпи (пятна, папулы, корки, расчесы, пустулы, шелушения, рубцы, волдыри) | |
Состояние красной каймы губ | Ярко-розовая, влажная, чистая | Бледность, сухость, наличие шелушения, корок, трещин, пузырьков |
Запись зубной формулы:
Графико-цифровая система (Зигмонда-Палмера, 1861) - запись формулы производится с помощью системы координат. Постоянные зубы обозначаются арабскими, а молочные - римскими цифрами.
Запись зубной формулы постоянного прикуса
V IV III II I I II III IV V
V IV III II I I II III IV V
В большинстве стран принята международная цифровая система , предложенная Международной Федерацией Стоматологов (FDI) и утвержденная Международной Организацией Стандартов (ISO). Верхний и нижний зубные ряды условно делятся на 2 части: верхний правый квадрант обозначается 1, левый - 2, нижний левый - 3, правый – 4. Для записи формулы конкретного зуба к этой цифре приписывается порядковый номер этого зуба. Например: левый верхний постоянный клык - 23, нижний правый постоянный первый моляр - 46.
18 17 16 15 14 13 12 11 | 21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41 | 31 32 33 3 435 36 37 38
Для записи формулы молочных зубов квадранты обозначаются 5, 6, 7, 8. Например: правый верхний первый молочный моляр - 54, левый нижний молочный клык - 73.
55 54 53 52 51 | 61 62 63 64 65
85 84 83 82 81 | 71 72 73 74 75
Из двух систем более удобной является международная цифровая система обозначения зубов, дающая возможность передавать данные по телефону, телеграфу, факсу, обрабатывать с помощью компьютера.
Тестовые задания:
1. Факторы риска кариеса молочных зубов в антенатальном периоде:
а) гистозы
б) плохая гигиена полости рта у матери
в) острые инфекции и хронические заболевания матери
г) гингивит беременных
д) стрессовые ситуации
2. Факторы риска кариеса зубов и болезней пародонта после рождения ребенка:
б) болезни ребенка
в) генетическая предрасположенность
г) нерациональное питание
3. Укажите последовательность наружного осмотра ребенка:
а) состояние кожных покровов лица и красной каймы губ
б) психоэмоциональное состояние и физическое развитие ребенка
в) характер дыхания, глотания, речеобразования
г) состояние лимфатических узлов челюстно-лицевой области
д) осанка, походка, положение головы и шеи
4. Международная цифровая система обозначения зубов позволяет:
а) передавать данные по телефону
б) передавать данные по телеграфу
в) передавать данные по факсу
г) производить компьютерную обработку
д) затрудняюсь ответить
5. Запишите в международной цифровой системе зубы:
6. Запишите в графико-цифровой системе зубы:
7. Причины зубочелюстных аномалий у детей:
а) ротовое дыхание
б) соматическое глотание
в) сосание пальца, языка, щек
г) плохая гигиена полости рта
д) неправильная осанка
8. Нарушению первичной минерализации молочных резцов способствуют:
а) плохая гигиена полости рта у матери
в) гистозы
г) инфекционные заболевания матери
д) плохая гигиена полости рта
9. Нарушению первичной минерализации молочных моляров способствуют:
а) гистозы
б) хронические заболевания ребенка
в) характер вскармливания
г) токсикозы II половины беременности
д) плохая гигиена полости рта у ребенка
10. Нарушению вторичной минерализации молочных зубов способствуют:
а) искусственное вскармливание
б) гистозы
в) плохая гигиена полости рта у ребенка
г) хронические заболевания ребенка
Литература:
1. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. М., 2008. - С. 71–72
2. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. - М., 2001. - с. 107–108.
3. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Учебник. Профилактика стоматологичес-ких заболеваний. Москва, 2006, с. 155–176, 298–301.
Тема ЗАНЯТИЯ.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА И ПАРОДОНТА У ДЕТЕЙ.
ИНДЕКСЫ РЕГИСТРАЦИИ СОСТОЯНИЯ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТА
Учебные элементы
Цель занятия: Освоить методику обследования слизистой оболочки полости рта (СОПР) и пародонта, применения индексов РМА, CPITN, КПИ.
Основные термины: СОПР, пародонт, пародонтальные индексы
План изучения темы:
4) Контроль исходного уровня знаний
5) Собеседование по теме занятия:
а) оценка СОПР, уздечек и тяжей слизистой, глубины преддверия полости рта
б) оценка пародонта, критерии нормальной десны
в) проба Шиллера-Писарева
г) индексы РМА, CPITN, КПИ
6) Контроль усвоения знаний
172906 0
Поверхности зуба. Для удобства описания особенностей рельефа или локализации патологических процессов условно различают 5 поверхностей коронки зуба (рис. 1).
Рис. 1 . Поверхности (а), край (б) и ось (в) зуба
1. Окклюзионная поверхность (fades occlusalis ) обращена к зубам противоположной челюсти. Она имеется у моляров и премоляров. Резцы и клыки на концах, обращенных к антагонистам, имеют режущий край (margo incisalis) .
2. Вестибулярная поверхность (facies vestibularis ) ориентирована в преддверие рта. У передних зубов, соприкасающихся с губами, эта поверхность может называться губной (facies labialis) , а у задних, прилегающих к щеке, — щечной (facies buccalis) .
Продолжение поверхности зуба на корень обозначается как вестибулярная поверхность корня , а стенка зубной альвеолы, покрывающая корень со стороны преддверия рта, — как вестибулярная стенка альвеолы .
3. Язычная поверхность (facies lingualis ) обращена в полость рта к языку. Для верхних зубов применимо название нёбная поверхность (facies palatinalis) . Так же называются поверхности корня и стенки альвеолы, направленные в собственно полость рта.
4. Апроксимальная поверхность (facies approximalis ) прилежат к соседнему зубу. Таких поверхностей две: мезиальная поверхность (facies mesialis) , обращенная к середине зубной дуги, и дисталъная (facies distalis) . Аналогичные термины используются для обозначения корней зубов и соответствующих частей альвеол. На этих поверхностях находится контактная зона (area contingens) .
Распространены также термины, обозначающие направления по отношению к зубу: медиально, дистально, вестибулярно, лингвально, окклюзально и апикально.
При обследовании и описании зубов употребляют термины «вестибулярная норма», «окклюзионная норма», «лингвальная норма» и т.д. Нормой называется положение, установленное при исследовании. Например, вестибулярной нормой является такое положение зуба, при котором он обращен вестибулярной поверхностью к исследователю.
Коронку и корень зуба принято разделять на трети. Так, при делении зуба горизонтальными плоскостями в коронке выделяют окклюзальную , среднюю и шеечную (цервикальную) трети , а в корне — шеечную (цервикальную), среднюю и верхушечную (апикальную) трети . Сагиттальными плоскостями коронку передних зубов разделяют на медиальную , среднюю и дистальную трети , а фронтальными плоскостями — на вестибулярную , среднюю и лингвальную трети .
Зубная система как целое. Выступающие части зубов (коронки) располагаются в челюстях, образуют зубные дуги (или ряды): верхнюю (arcus dentalis maxillaris (superior ) и нижнюю (arcus dentalis mandibularis (inferior) . Обе зубные дуги содержат у взрослых людей по 16 зубов: 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных зуба, или премоляра, и 6 больших коренных зубов, или моляров. Зубы верхней и нижней зубных дуг при смыкании челюстей находятся в определенных соотношениях между собой. Так, бугоркам моляров и премоляров одной челюсти соответствуют углубления на одноименных зубах другой челюсти. В определенном порядке соприкасаются один с другим противоположные резцы и клыки. Такое соотношение сомкнутых зубов обоих зубных рядов называют окклюзией (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение верхнего и нижнего зубных рядов в центральной окклюзии:
а — направление осей зубов; б — схема расположения зубов-антагонистов
Соприкасающиеся зубы верхней и нижней челюстей называют зубами-антагонистами . Как правило, каждый зуб имеет по два антагониста — главный и добавочный . Исключение составляют медиальный нижний резец и 3-й верхний моляр, обычно имеющие по одному антагонисту. Одноименные зубы правой и левой сторон называют антимерами .
Зубная формула. Порядок расположения зубов фиксируется в виде зубной формулы, в которой отдельные зубы или их группы записывают цифрами или буквами и цифрами. В полной формуле зубов зубы каждой половины челюстей записывают порядковыми арабскими цифрами . Эта формула для взрослого выглядит так, как будто бы записывающий осматривает зубы сидящего перед ним человека. Такая формула называется клинической . Клиницисты при обследовании больных отмечают отсутствующие зубы. Если все зубы сохранены, зубной ряд называют полным .
Каждый зуб в соответствии с полной клинической формулой может быть обозначен отдельно: верхние правые — знаком ; верхние левые ; нижние правые ; нижние левые . Например, левый нижний второй моляр обозначают , а правый верхний второй премоляр .
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) принята полная клиническая зубная формула в другом виде:
Молочные зубы в полной формуле обозначают римскими цифрами:
Отдельные молочные зубы указывают таким же образом.
По классификации ВОЗ, полную клиническую зубную формулу для молочных зубных рядов записывают так:
В этом случае нижний левый клык обозначается 73, а верхний правый первый моляр — 54.
Существуют групповые зубные формулы, отражающие число зубов в каждой группе по половинам челюсти, что может быть использовано в анатомических исследованиях (например, в сравнительно-анатомических). Такая формула называется анатомической. Групповые зубные формулы взрослого человека и ребенка с молочными зубами выглядят следующим образом:
Такая групповая формула зубов обозначает, что в каждой половине верхней и нижней челюстей (или половине зубных рядов) имеются 2 резца, 1 клык, 2 премоляра, 3 моляра. Так как обе половины зубных дуг симметричны, можно писать одну половину или четверть формулы.
Групповую зубную формулу можно записать с использованием начальных букв латинских наименований зубов (I — резцы, C — клыки, P — премоляры, M — моляры). Постоянные зубы обозначают прописными, молочные — строчными буквами. Формулы зубов имеют следующий вид:
Буквами и цифрами можно записать полную формулу зубов:
Использовать такую буквенно-цифровую формулу удобно при обследовании детей с молочными зубами, у которых частично прорезались постоянные зубы. Например, полная формула зубов у 10-летнего ребенка может быть следующей:
Отдельные зубы по такой формуле обозначаются со знаком угла, указанием группы зуба и его порядкового номера. Например, правый верхний второй премоляр должен быть записан так: , левый нижний второй моляр: , молочный правый верхний первый моляр: т 1 .
Анатомия человека С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин
Для определения принадлежности зуба существует несколько схем. В нашей стране используется схема Zigmondy и схема FDI
Схема Zigmondy обозначает зубы постоянного прикуса арабскими цифрами по четырем квадрантам челюстей, начиная от срединной линии лица. Таким образом, формула постоянных зубов будет иметь вид:
8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8
8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8
Временные зубы обозначаются римскими цифрами по квадрантам челюстей. Формула зубов молочного прикуса будет иметь вид:
V IV III II I I II III IV V V IV III II I I II III IV V
Схема FDI (Международной Федерации Стоматологов) и ВОЗ. По данной схеме каждый зуб имеет двух цифровое обозначение: первая цифра обозначает номер квадранта (начиная с правой верхней стороны), а вторая номер зуба в каждом квадранте (начиная со средней линии).
Постоянные зубы
Правая сторона |
Левая сторона |
квадрант 1 квадрант 2 |
|
18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 |
квадрант 4 квадрант 3
Временные зубы
Правая сторона Левая сторона
Квадрант 1 (5) Квадрант 2(6)
55 54 53 52 51 61 62 63 64 65
85 84 83 82 81 71 72 73 74 75
квадрант 4(8) квадрант 3(7)
Нумерация зубов в каждом квадранте начинается с центрального резца и заканчивается третьим моляром. Так же каждый квадрант верхней и нижней челюсти имеет цифровое обозначение, возрастание которого происходит по часовой стрелке. Временные зубы нумеруются по квадрантам 5,6,7,8.
Результаты осмотра зубных рядов записывают в формулу, начиная с последнего моляра верхней челюсти справа, и заканчивая последним моляром нижней челюсти справа, т.е. в том же направлении как проводят осмотр зубных рядов.
Для записи итогов осмотра зубных рядов и отдельного зуба, существуют обозначения:
«О » – отсутствующий зуб, «С » – кариес, «П » – пломба, «Р » –
пульпит, «Pt » – периодонтит, «R » – корень, «К » – коронка, «И »
искусственный зуб, «I , II , III » – степень подвижности зуба
Контрольные вопросы:
Что такое перкуссия? Сравнительная перкуссия?
Как проводится пальпация?
Зубная формула по ВОЗ.
Правила записи осмотра в зубной формуле.
Что такое карта стоматологического пациента?
Литература
Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов / под редакцией Э.А. Базикяна. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 3
Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Е.Е. Боровского. – М: Медицинское информационное агентство, 2006. – С.
Практическая терапевтическая стоматология: Учебное пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕД пресс-информ, 2007. – С.
ДОПОЛ НИТЕ ЛЬ НЫЕ М Е ТОДЫ И ССЛ ЕДОВ А НИЯ: РЕ НТГ Е НОГ Р А ФИЯ, У ЗИ, ЭОД, МИОГ Р А ФИЯ, КТ, М Р Т , Т Е ПЛО ВИЗИ ОГ Р А ФИЯ.
Цель: изучить дополнительные методы обследования стоматологического больного: рентгенографию, термометрию, ЭОД.
Термоме т рия – метод основан на реакции пульпы зуба на температурные раздражители: холод и тепло. Термометрия может проводиться с помощью холодной либо теплой воды, воздуха. Для определения реакции на горячее может использоваться плаггеры для разогрева гуттаперчи.
Рентгенологическое обследование:
Плотные ткани поглощают рентгеновские лучи, мягкие – про- пускают.
Виды рентгенологическогоисследования:
прицельные дентальные (внутриротовые) рентгенограммы (рис. 109);
Рисунок 109 Прицельные внутриротовые рентгенограммы
панорамные рентгенограммы;
ортопантомограмма (рис.110);
Рисунок 110 Ортопантомограмма
радиовизиоргаф (рис.111) (меньше доза, но меньше и разрешающая способность датчика).
Рисунок 111 Радиовизиограф
Рен т геногра ф ические м ет оды исследования позволяют определить:
Состояние зубов: положение, состояние твердых тканей зуба, корневых каналов, корней, степень формирования
Состояние околоверхушечных тканей
Состояние костной ткани
Состояние височно-нижнечелюстногосустава
Состояние пазух
Наличие новообразований,секвестров костной ткани