Условные обозначения зубной формулы. Запись зубной формулы. Графико-цифровая система. Европейская международная нумерация Виола

Практически каждый взрослый человек имеет 32 зуба, являющихся постоянными. В детском возрасте их количество намного меньше - 20 зубов, которые считаются молочными. Приблизительно в 12-13 лет у подростка появляются последние коренные зубы и с этого момента их набор полноценен. Когда человек посещает стоматолога, тот осматривает его ротовую полость и проверяет на наличие заболеваний разной классификации. При их обнаружении врач обязан каким-то способом зафиксировать зубные проблемы с помощью соответствующей записи.

Почему в стоматологии используется нумерация зубов?

Каждый зуб в ротовой полости в стоматологии имеет номер, являющийся индивидуальным. Формула зубов нужна для оптимизации диагностики ротовой полости пациента. С помощью зубной формулы врачу удобно вносить записи о пациенте в его амбулаторную карту. При проведении всяческого рода стоматологических процедур конкретный зуб идентифицируется безошибочно и точно, что невероятно удобно и безопасно.

Системы обозначения

В современности непосредстенно в стоматологической области для осуществления диагностических и лечебных процедур имеется четыре формулы зубов:

  1. схема Виола;
  2. нумерация Хандерупа;
  3. формула Зигмунд-Палмера;
  4. универсальная порядковая теория, характеризуемая, как буквенно-цифровая.

Любая система является по-своему востребованной в стоматологии и врачи всего мира успешно практикуют их в своей зубной деятельности. Несмотря на это, наиболее удобной и несложной в применении является знаменитая теория Виола. Именно она применяется во всех учебных учреждениях - описываемую зубную систему рекомендовала сама ВОЗ.

Схема Виола

Буквально с 1971 года в стоматологии начала применяться формула человека Виола и пользуется былым спросом по сей день. Как уже упоминалось, именно таблица Виола рекомендована ВОЗ для применения в специализированных учебных заведениях. Особенность этой формулы заключается в том, что каждый зуб, который находится в ротовой полости, имеет номер индивидуального характера. Двухцифровая зубная формула характеризуется и тем, что зубы в ней обозначаются двумя цифрами.

Рассмотрим описываемую формулу человека максимально подробно. Каждый зуб во рту имеет номер от 1 до 8. Этот номер, в соответствии с формулой, указан в ней вторым. На первом месте указывается то число, которое маркирует зуб в квадранте челюсти. Отметим, что во рту у человека имеется 4 квадранта челюсти. Как верхняя, так и нижняя челюсть может условно разделиться на 2 части: правая относится ко второму квадранту, левая - к первому.


Схема Виола применяется и для нумерации молочных зубов. Сама теория имеет при этом несколько другой вид по той причине, что квадранты имеют совсем иные номера - 5, 6, 7, 8.

Как нумеруются постоянные зубы?

Нумерация постоянных зубов значительно отличается от нумерации молочных (подробнее в статье: нумерация зубов в стоматологии и схема их расположения). Челюсть делится на 4 части, каждая из которых имеет индивидуальное название:

  • Первая часть - десятки. Эта часть начинается с верхнего резца справа и обозначают этот зуб цифрой 11.
  • Вторая часть характеризуется двадцатками. Здесь первым выступает левый верхний резец, пронумерованный цифрой 21.
  • Третью часть именуют тридцатками. Эта часть находится на нижней челюсти с левой стороны, а первый клык в ней - зуб под номером 33.
  • Четвертая часть - сороковки. Эта часть расположена справа на нижней челюсти. То есть, отсчет начинается с клыка под номером 41.

Чтобы хорошо запомнить сегментацию крайне важно определить точку отсчета так, как требуется. Затем рекомендуется двигаться по часовой стрелке.

Молочные зубы - детская формула

Что касается детской системы для зубной нумерации, то она немного отличается от вышеописанной. Чтобы разобраться в том, какие принципы исчисления имеют молочные зубы, нужно изучить, каким образом они сменяются постоянными (рекомендуем прочитать: какие молочные зубы меняются на постоянные в первую очередь?). В целом, процесс смены зубов у детей выглядит следующим образом:

У детей, которые еще не потеряли сменные зубы, принято нумеровать их по следующему принципу:

  1. пятидесятки;
  2. шестидесятки;
  3. семидесятки;
  4. восьмидесятки.

Нумерация Хадерупа

К другой популярной нумерации в стоматологической сфере относится деление по формуле человека Хандерупа. Описываемая система характеризуется тем, что верхняя челюсть помечается знаком «+», а нижняя - знаком «-«. Зубы при этом имеют номера от 1 и до 8, причем, как на верхней, так и на нижней челюсти.

Описанная схема применяется и для нумерации молочных зубов. Для этого применяются те же значки верхней и нижней челюсти, а зубы при этом пронумерованы от 1 до 5. При обозначении молочных зубов перед номером зуба ставят 0.

Формула Зигмонди-Палмера

Она была придумана еще в далеком 1876 году, однако, эту формулу человека по-прежнему применяют для удобной нумерации во множестве стран. Как и предыдущие зубные теории, ее допустимо использовать для нумерации зубов как у взрослого, так и у ребенка.

Зубную формулу Зигмонди-Палмера еще называют квадратно-цифровой, ведь она имеет несложные обозначения и расшифровку. Постоянные зубы здесь отмечаются арабскими цифрами о 1 до 8. Что касается молочных, то тут для их обозначения используют римские цифры - от I до V.

В преобладающих случаях эта система используется ортодонтами, а также хирургами, которые имеют дело с операциями всякой сложности в челюстно-лицевом отделе.

Буквенно цифровой способ обозначения зубов

Нередко для зубной нумерации используют и универсальную формулу, основанную на комбинировании букв и цифр. Здесь все удивительно просто: буквой обозначается название зуба, а цифрой - его последовательность. Для определения конкретных зубов в этой схеме применяются исключительно английские буквы.

Резцы, находящиеся как по центру, так и по бокам, всегда обозначаются буквой I. Для обозначения клыков используется буква С. Что касается премоляров, то они отмечаются буквой Р, а моляры - М. Помимо постоянных, данная популярная формула используется и в обозначении молочных зубиков у детей. Основной плюс этой распространенной системы заключается в том, что ее легко понять даже человеку, который не разбирается в стоматологической области.

Особенности каждой из систем

Зубная формула исчисления зубов, какой бы она ни была, имеет свои особенности (рекомендуем прочитать: за какой орган отвечает какой-либо из зубов?). Например, система Зигмонди-Палмера практически никогда не применяется в тех случаях, где необходимо провести диагностику или лечение зубов. Подобное явление объясняется непосредственно тем, что эта система несовершенна, и во время ее использовании в таких целях часто допускаются ошибки. Безошибочно система Зигмонди-Палмера используется исключительно в ортодонтии, а также челюстной хирургии.

Американская система зубных обозначений также не без изъянов - здесь неудобства появляются в тот момент, когда необходимо обозначить левую или правую сторону челюсти. Именно в этом месте во время пользования данной зубной формулой случаются ошибки. То же самое можно сказать и о теории Хандерупа, которая далеко не всегда является удобной.

Максимально удобной, как было сказано выше, является формула человека Виола. Она применяется для диагностики, а также для лечения всяческих заболеваний ротовой полости (кариес, пульпит и подобное).

Зубная формула – это графическое отобра­жение расположения зубов в челюстях. Формула записывается в четырех квадрантах, разграниченных горизонтальной и вертикальной линиями. Горизонтальная линия разделяет зубы верхнего и нижнего зубных рядов, а вертикальная линия - каждый зубной ряд на правую и левую половины. Общепринято в формуле отражать положе­ние зубов у человека, обращенного лицом к исследователю (рис. 11). Используются полная и групповая зубные формулы.

Цифрой 1 обозначен медиальный резец, цифрой 2 – латеральный резец, 3 – клык, цифрами 4 и 5 обозначены премоляры, а цифрами 6, 7 и 8 – соответственно первый, второй и третий моляры.

Полная формула молочных зубов записывается следующим образом:

V IV III II I I II III IV V
V IV III II I I II III IV V

Цифрами I, II, III обозначаются соответственно резцы и клык, циф­рами IV и V - первый и второй моляры. Молочные премоляры и третий моляр отсутствуют.

Для обозначения отдельного зуба используется его порядковый номер с символом квадранта. Так, правый верхний второй моляр обо­значается 7‌‌ левый нижний латеральный резец 2, левый первый верхний молочный моляр IV, а правый нижний молочный клык - III .

Групповая формула отражает число зубов каждой группы в от­дельно взятом квадранте. Групповая формула постоянных зубов имеет следующий вид: 2 1 2 3. Она показывает, что в каждой половине верх­него и нижнего зубных рядов имеется 2 резца, 1 клык, 2 премоляра и 3 моляра. Групповая формула молочных зубов 2102, указывает на то, что в каждой половине обоих зубных рядов имеется 2 резца, 1 клык, 2 моляра; цифра 0 указывает на отсутствие премоляров.

Существует буквенно-цифровой вариант записи зубной формулы, в котором зубы обозначаются начальной буквой их латинских наимено­ваний: I 1,2 - резцы, С - клыки, Р 1,2 - премоляры, М 1,2,3 - моляры. При этом постоянные зубы обозначаются прописными, а молочные - строчными буквами. Буквенно-цифровая формула удобна для описа­ния зубов у детей в период их смены, когда присутствуют молочные и постоянные зубы.

В настоящее время у нас получает применение зубная формула,
предложенная, в 1970 году Международной федерацией стоматологов (Federation Dentairc Internationale) - FDI-system. Ее сущность состоит в обозначении каждом зуба двузначным числом, в котором первая циф­ра обозначает квадрант зубного ряда, а вторая - позицию, занимаемую
в нем зубом. Квадранты челюстей обозначаются цифрами от 1 до 4 для
постоянных зубов и от 5 до 8 - для молочных в следующем порядке:

Позицию как постоянных, так и молочных зубов в этой формуле принято обозначать арабскими цифрами.

НАРУЖНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

Учебные элементы

Цель занятия: Научиться методике наружного обследования челюстно-лицевой области (ЧЛО) ребенка, записи зубной формулы.

Основные термины: анамнез, внешний осмотр, обследование челюстно-лицевой области, зубная формула.

План изучения темы:

  1. Контроль исходного уровня знаний
  2. Собеседование по теме занятия:

а) анамнез;

б) внешний осмотр и наружное обследование челюстно-лицевой области;

в) запись зубной формулы (графико-цифровая и международная двух цифровая системы);

  1. Контроль усвоения знаний.

Изложение учебного материала

Анамнез – совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и прочем, собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики (БМЭ, 1984).

1. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ:

Антенатальный (пренатальный, внутриутробный) период является ключевым в жизни человека. В антенатальном периоде происходит закладка и формирование органов и систем, в том числе зубочелюстной. Наличие факторов риска на этом этапе может привести к нарушению процессов закладки и гистогенеза зубов и послужить причиной возникновения множественного кариеса, некариозных поражений в перспективе.

Основные факторы риска антенатального периода:

Малые интервалы между родами;

Заболевания матери (гистозы, инфекционные заболевания, обострение хронической соматической патологии);

Прием лекарственных препаратов;

Несбалансированное и некачественное питание;

Вредные привычки.

Постнатальный период подразделяется на: период новорожденности, грудной, ранний детский, дошкольный, младший школьный, средний школьный, старший школьный. Для каждого возрастного периода характерны определенные факторы риска:

Основные факторы риска постнатального периода:

Характер вскармливания (грудное, искусственное);

Заболевания и патологические состояния ребенка (диспепсия, рахит, гиповитаминозы, инфекционные заболевания, аллергические состояния, хронические заболевания);

Характер питания ребенка (консистенция пищи, частый прием простых сахаров, недостаточное потребление молочных продуктов);

Не регулярный и не качественный уход за полостью рта.

Генетическая предрасположенность (наличие кариеса у родителей - предрасполагающий фактор для развития кариеса у ребенка).

Место и условия проживания (концентрация фторида в питьевой воде, социально-бытовые условия, социальный статус родителей и пр.)

2. АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ позволяет получить предварительную информацию, необходимую для постановки диагноза, составления плана лечения и прогноза.

Основные вопросы анамнеза заболевания:

Появление первых признаков патологии;

Динамика заболевания;

Первое обращение к стоматологу;

Характер и эффективность лечения;

Последующие обращения;

ОБЩЕНИЕ является обязательным и важнейшим элементом стоматологического обследования, позволяющим ВРАЧУ УСЛЫШАТЬ ПАЦИЕНТА . Во время общения с ребенком ил его родителями (опекунами) врач получает информацию, необходимую для постановки диагноза, планирования эффективного лечения. Пренебрежение разговором во многих случаях приводит к врачебным ошибкам и конфликтным ситуациям.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАРУЖНОГО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Этапы обследования Вариант нормы Вариант патологии
1. Жалобы Жалоб нет Предъявляет жалобы на боль, неприятные ощущения во время приема пищи, разрушение зубов, кровоточивость десен, травму СОПР, нарушение прикуса, эстетические дефекты и т.д.
Анамнез заболевания, жизни См. выше
Психоэмоциональное состояние. Спокойное. Ребенок доброжелателен, активен, весел Тревожное. Ребенок испуган, капризен, агрессивен, заторможен
Показатели физического развития Соответствует возрасту Акселерация, ретардация. Масса тела понижена, повышена
Осанка, походка Прямая, энергичная Сутулая, вялая. Неправильная осанка оказывает воздействие на рост костей лицевого скелета, положение нижней челюсти и обуславливает развитие аномалий прикуса
Положение головы Прямое Опущена, запрокинута
Симметричность лица и шеи Симметричны Асимметричны, шея искривлена или укорочена
Характер дыхания Носовое Ротовое (ноздри узкие, рот приоткрыт, губы сухие, переносица широкая)
Характер глотания Соматическое: свободное глотание, движения мимических мышц незаметны. Язык расположен в верхнем этаже, упирается в твердое небо за верхними резцами Инфантильный тип глотания: напряжение мимических мышц и мышц шеи "симптом наперстка", протрузия губ, увеличение высоты нижней трети лица (язык расположен в нижнем отделе, упирается в губы, щеки)
Характер речеобразования Ребенок произносит все звуки (соответствующие возрасту) правильно Нарушено произношение ряда звуков
Размер ротовой щели, смыкание губ Ротовая щель ограничена перпендикулярами, опущенными от зрачков при прямом взгляде. Губы сомкнуты, напряжение мышц визуально и пальпаторно не определяется, носогубные и подбородочная складки умеренно выражены Ротовая щель меньшего или большего размеров (макро, микростомия). Губы разомкнуты, при смыкании отмечается напряжение мимических мышц, носогубные складки сглажены
Состояние жевательных мышц (определяется пальпаторно или визуально) При пальпации жевательных и височных мышц болезненности не определяется, при смыкании зубов мышцы напряжены Определяется болезненность при пальпации, напряжение мышц слабое или в покое
Функция ВНЧС (определяется бимануальной пальпацией) Движение головки в суставе свободное во всех направлениях, плавное. Амплитуда движений по вертикали 40-50 мм, по горизонтали – 30 мм Объем движений нижней че­люсти ограничен или чрезмерен, болезненность. При пальпации хруст или щелканье
Состояние лимфатического аппарата ЧЛО Не пальпируются или определяются подвижные лимфатические узлы, безболезненны, при пальпации эластичной консистенции Лимфатические узлы увеличены в размере, болезненны при пальпации, плотной или каменистой консистенции, спаяны с тканями
Состояние кожных покровов Розовой окраски, умеренной влажности и тургора Бледные или ярко-розовые. Тургор снижен, имеются элементы сыпи (пятна, папулы, корки, расчесы, пустулы, шелушения, рубцы, волдыри)
Состояние красной каймы губ Ярко-розовая, влажная, чистая Бледность, сухость, наличие шелушения, корок, трещин, пузырьков

Запись зубной формулы:

Графико-цифровая система (Зигмонда-Палмера, 1861) - запись формулы производится с помощью системы координат. Постоянные зубы обозначаются арабскими, а молочные - римскими цифрами.

Запись зубной формулы постоянного прикуса


V IV III II I I II III IV V

V IV III II I I II III IV V

В большинстве стран принята международная цифровая система , предложенная Международной Федерацией Стоматологов (FDI) и утвержденная Международной Организацией Стандартов (ISO). Верхний и нижний зубные ряды условно делятся на 2 части: верхний правый квадрант обозначается 1, левый - 2, нижний левый - 3, правый – 4. Для записи формулы конкретного зуба к этой цифре приписывается порядковый номер этого зуба. Например: левый верхний постоянный клык - 23, нижний правый постоянный первый моляр - 46.

18 17 16 15 14 13 12 11 | 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 41 | 31 32 33 3 435 36 37 38

Для записи формулы молочных зубов квадранты обозначаются 5, 6, 7, 8. Например: правый верхний первый молочный моляр - 54, левый нижний молочный клык - 73.

55 54 53 52 51 | 61 62 63 64 65

85 84 83 82 81 | 71 72 73 74 75

Из двух систем более удобной является международная цифровая система обозначения зубов, дающая возможность передавать данные по телефону, телеграфу, факсу, обрабатывать с помощью компьютера.

Тестовые задания:

1. Факторы риска кариеса молочных зубов в антенатальном периоде:

а) гистозы

б) плохая гигиена полости рта у матери

в) острые инфекции и хронические заболевания матери

г) гингивит беременных

д) стрессовые ситуации

2. Факторы риска кариеса зубов и болезней пародонта после рождения ребенка:

б) болезни ребенка

в) генетическая предрасположенность

г) нерациональное питание

3. Укажите последовательность наружного осмотра ребенка:

а) состояние кожных покровов лица и красной каймы губ

б) психоэмоциональное состояние и физическое развитие ребенка

в) характер дыхания, глотания, речеобразования

г) состояние лимфатических узлов челюстно-лицевой области

д) осанка, походка, положение головы и шеи

4. Международная цифровая система обозначения зубов позволяет:

а) передавать данные по телефону

б) передавать данные по телеграфу

в) передавать данные по факсу

г) производить компьютерную обработку

д) затрудняюсь ответить

5. Запишите в международной цифровой системе зубы:

6. Запишите в графико-цифровой системе зубы:

7. Причины зубочелюстных аномалий у детей:

а) ротовое дыхание

б) соматическое глотание

в) сосание пальца, языка, щек

г) плохая гигиена полости рта

д) неправильная осанка

8. Нарушению первичной минерализации молочных резцов способствуют:

а) плохая гигиена полости рта у матери

в) гистозы

г) инфекционные заболевания матери

д) плохая гигиена полости рта

9. Нарушению первичной минерализации молочных моляров способствуют:

а) гистозы

б) хронические заболевания ребенка

в) характер вскармливания

г) токсикозы II половины беременности

д) плохая гигиена полости рта у ребенка

10. Нарушению вторичной минерализации молочных зубов способствуют:

а) искусственное вскармливание

б) гистозы

в) плохая гигиена полости рта у ребенка

г) хронические заболевания ребенка

Литература:

1. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. М., 2008. - С. 71–72

2. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. - М., 2001. - с. 107–108.

3. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Учебник. Профилактика стоматологичес-ких заболеваний. Москва, 2006, с. 155–176, 298–301.

Тема ЗАНЯТИЯ.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА И ПАРОДОНТА У ДЕТЕЙ.
ИНДЕКСЫ РЕГИСТРАЦИИ СОСТОЯНИЯ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТА

Учебные элементы

Цель занятия: Освоить методику обследования слизистой оболочки полости рта (СОПР) и пародонта, применения индексов РМА, CPITN, КПИ.

Основные термины: СОПР, пародонт, пародонтальные индексы

План изучения темы:

4) Контроль исходного уровня знаний

5) Собеседование по теме занятия:

а) оценка СОПР, уздечек и тяжей слизистой, глубины преддверия полости рта

б) оценка пародонта, критерии нормальной десны

в) проба Шиллера-Писарева

г) индексы РМА, CPITN, КПИ

6) Контроль усвоения знаний

172906 0

Поверхности зуба. Для удобства описания особенностей рельефа или локализации патологических процессов условно различают 5 поверхностей коронки зуба (рис. 1).

Рис. 1 . Поверхности (а), край (б) и ось (в) зуба

1. Окклюзионная поверхность (fades occlusalis ) обращена к зубам противоположной челюсти. Она имеется у моляров и премоляров. Резцы и клыки на концах, обращенных к антагонистам, имеют режущий край (margo incisalis) .

2. Вестибулярная поверхность (facies vestibularis ) ориентирована в преддверие рта. У передних зубов, соприкасающихся с губами, эта поверхность может называться губной (facies labialis) , а у задних, прилегающих к щеке, — щечной (facies buccalis) .

Продолжение поверхности зуба на корень обозначается как вестибулярная поверхность корня , а стенка зубной альвеолы, покрывающая корень со стороны преддверия рта, — как вестибулярная стенка альвеолы .

3. Язычная поверхность (facies lingualis ) обращена в полость рта к языку. Для верхних зубов применимо название нёбная поверхность (facies palatinalis) . Так же называются поверхности корня и стенки альвеолы, направленные в собственно полость рта.

4. Апроксимальная поверхность (facies approximalis ) прилежат к соседнему зубу. Таких поверхностей две: мезиальная поверхность (facies mesialis) , обращенная к середине зубной дуги, и дисталъная (facies distalis) . Аналогичные термины используются для обозначения корней зубов и соответствующих частей альвеол. На этих поверхностях находится контактная зона (area contingens) .

Распространены также термины, обозначающие направления по отношению к зубу: медиально, дистально, вестибулярно, лингвально, окклюзально и апикально.

При обследовании и описании зубов употребляют термины «вестибулярная норма», «окклюзионная норма», «лингвальная норма» и т.д. Нормой называется положение, установленное при исследовании. Например, вестибулярной нормой является такое положение зуба, при котором он обращен вестибулярной поверхностью к исследователю.

Коронку и корень зуба принято разделять на трети. Так, при делении зуба горизонтальными плоскостями в коронке выделяют окклюзальную , среднюю и шеечную (цервикальную) трети , а в корне — шеечную (цервикальную), среднюю и верхушечную (апикальную) трети . Сагиттальными плоскостями коронку передних зубов разделяют на медиальную , среднюю и дистальную трети , а фронтальными плоскостями — на вестибулярную , среднюю и лингвальную трети .

Зубная система как целое. Выступающие части зубов (коронки) располагаются в челюстях, образуют зубные дуги (или ряды): верхнюю (arcus dentalis maxillaris (superior ) и нижнюю (arcus dentalis mandibularis (inferior) . Обе зубные дуги содержат у взрослых людей по 16 зубов: 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных зуба, или премоляра, и 6 больших коренных зубов, или моляров. Зубы верхней и нижней зубных дуг при смыкании челюстей находятся в определенных соотношениях между собой. Так, бугоркам моляров и премоляров одной челюсти соответствуют углубления на одноименных зубах другой челюсти. В определенном порядке соприкасаются один с другим противоположные резцы и клыки. Такое соотношение сомкнутых зубов обоих зубных рядов называют окклюзией (рис. 2).

Рис. 2. Соотношение верхнего и нижнего зубных рядов в центральной окклюзии:

а — направление осей зубов; б — схема расположения зубов-антагонистов

Соприкасающиеся зубы верхней и нижней челюстей называют зубами-антагонистами . Как правило, каждый зуб имеет по два антагониста — главный и добавочный . Исключение составляют медиальный нижний резец и 3-й верхний моляр, обычно имеющие по одному антагонисту. Одноименные зубы правой и левой сторон называют антимерами .

Зубная формула. Порядок расположения зубов фиксируется в виде зубной формулы, в которой отдельные зубы или их группы записывают цифрами или буквами и цифрами. В полной формуле зубов зубы каждой половины челюстей записывают порядковыми арабскими цифрами . Эта формула для взрослого выглядит так, как будто бы записывающий осматривает зубы сидящего перед ним человека. Такая формула называется клинической . Клиницисты при обследовании больных отмечают отсутствующие зубы. Если все зубы сохранены, зубной ряд называют полным .

Каждый зуб в соответствии с полной клинической формулой может быть обозначен отдельно: верхние правые — знаком ; верхние левые ; нижние правые ; нижние левые . Например, левый нижний второй моляр обозначают , а правый верхний второй премоляр .

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) принята полная клиническая зубная формула в другом виде:

Молочные зубы в полной формуле обозначают римскими цифрами:

Отдельные молочные зубы указывают таким же образом.

По классификации ВОЗ, полную клиническую зубную формулу для молочных зубных рядов записывают так:

В этом случае нижний левый клык обозначается 73, а верхний правый первый моляр — 54.

Существуют групповые зубные формулы, отражающие число зубов в каждой группе по половинам челюсти, что может быть использовано в анатомических исследованиях (например, в сравнительно-анатомических). Такая формула называется анатомической. Групповые зубные формулы взрослого человека и ребенка с молочными зубами выглядят следующим образом:

Такая групповая формула зубов обозначает, что в каждой половине верхней и нижней челюстей (или половине зубных рядов) имеются 2 резца, 1 клык, 2 премоляра, 3 моляра. Так как обе половины зубных дуг симметричны, можно писать одну половину или четверть формулы.

Групповую зубную формулу можно записать с использованием начальных букв латинских наименований зубов (I — резцы, C — клыки, P — премоляры, M — моляры). Постоянные зубы обозначают прописными, молочные — строчными буквами. Формулы зубов имеют следующий вид:

Буквами и цифрами можно записать полную формулу зубов:

Использовать такую буквенно-цифровую формулу удобно при обследовании детей с молочными зубами, у которых частично прорезались постоянные зубы. Например, полная формула зубов у 10-летнего ребенка может быть следующей:

Отдельные зубы по такой формуле обозначаются со знаком угла, указанием группы зуба и его порядкового номера. Например, правый верхний второй премоляр должен быть записан так: , левый нижний второй моляр: , молочный правый верхний первый моляр: т 1 .

Анатомия человека С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин

Для определения принадлежности зуба существует несколько схем. В нашей стране используется схема Zigmondy и схема FDI

Схема Zigmondy обозначает зубы постоянного прикуса арабскими цифрами по четырем квадрантам челюстей, начиная от срединной линии лица. Таким образом, формула постоянных зубов будет иметь вид:

8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8

8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8

Временные зубы обозначаются римскими цифрами по квадрантам челюстей. Формула зубов молочного прикуса будет иметь вид:

V IV III II I I II III IV V V IV III II I I II III IV V

Схема FDI (Международной Федерации Стоматологов) и ВОЗ. По данной схеме каждый зуб имеет двух цифровое обозначение: первая цифра обозначает номер квадранта (начиная с правой верхней стороны), а вторая номер зуба в каждом квадранте (начиная со средней линии).

Постоянные зубы

Правая сторона

Левая сторона

квадрант 1 квадрант 2

18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38

квадрант 4 квадрант 3

Временные зубы

Правая сторона Левая сторона

Квадрант 1 (5) Квадрант 2(6)

55 54 53 52 51 61 62 63 64 65

85 84 83 82 81 71 72 73 74 75

квадрант 4(8) квадрант 3(7)

Нумерация зубов в каждом квадранте начинается с центрального резца и заканчивается третьим моляром. Так же каждый квадрант верхней и нижней челюсти имеет цифровое обозначение, возрастание которого происходит по часовой стрелке. Временные зубы нумеруются по квадрантам 5,6,7,8.

Результаты осмотра зубных рядов записывают в формулу, начиная с последнего моляра верхней челюсти справа, и заканчивая последним моляром нижней челюсти справа, т.е. в том же направлении как проводят осмотр зубных рядов.

Для записи итогов осмотра зубных рядов и отдельного зуба, существуют обозначения:

«О » – отсутствующий зуб, «С » – кариес, «П » – пломба, «Р » –

пульпит, «Pt » – периодонтит, «R » – корень, «К » – коронка, «И »

    искусственный зуб, «I , II , III » – степень подвижности зуба

Контрольные вопросы:

    Что такое перкуссия? Сравнительная перкуссия?

    Как проводится пальпация?

    Зубная формула по ВОЗ.

    Правила записи осмотра в зубной формуле.

    Что такое карта стоматологического пациента?

Литература

    Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов / под редакцией Э.А. Базикяна. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 3

    Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Е.Е. Боровского. – М: Медицинское информационное агентство, 2006. – С.

    Практическая терапевтическая стоматология: Учебное пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕД пресс-информ, 2007. – С.

ДОПОЛ НИТЕ ЛЬ НЫЕ М Е ТОДЫ И ССЛ ЕДОВ А НИЯ: РЕ НТГ Е НОГ Р А ФИЯ, У ЗИ, ЭОД, МИОГ Р А ФИЯ, КТ, М Р Т , Т Е ПЛО ВИЗИ ОГ Р А ФИЯ.

Цель: изучить дополнительные методы обследования стоматологического больного: рентгенографию, термометрию, ЭОД.

Термоме т рия метод основан на реакции пульпы зуба на температурные раздражители: холод и тепло. Термометрия может проводиться с помощью холодной либо теплой воды, воздуха. Для определения реакции на горячее может использоваться плаггеры для разогрева гуттаперчи.

Рентгенологическое обследование:

Плотные ткани поглощают рентгеновские лучи, мягкие – про- пускают.

Виды рентгенологическогоисследования:

      прицельные дентальные (внутриротовые) рентгенограммы (рис. 109);

Рисунок 109 Прицельные внутриротовые рентгенограммы

      панорамные рентгенограммы;

      ортопантомограмма (рис.110);

Рисунок 110 Ортопантомограмма

      радиовизиоргаф (рис.111) (меньше доза, но меньше и разрешающая способность датчика).

Рисунок 111 Радиовизиограф

Рен т геногра ф ические м ет оды исследования позволяют определить:

      Состояние зубов: положение, состояние твердых тканей зуба, корневых каналов, корней, степень формирования

      Состояние околоверхушечных тканей

      Состояние костной ткани

      Состояние височно-нижнечелюстногосустава

      Состояние пазух

      Наличие новообразований,секвестров костной ткани