Он творил поэзию быта. масштабная экспозиция джорджо моранди развернута в гмии. Гид по выставке: как смотреть картины Моранди О значении натюрморта для Моранди

Объясняя разницу между "смотреть" и "видеть", художник и драматург Тонино Гуэрра приводил в пример старую чугунную скамейку. Смотреть на неё могут все, а увидеть одиночество людей, которые на ней сидели и глядели на проезжающие машины - далеко не каждый. Итальянский художник Джорджо Моранди умел видеть. Он считал, что даже "в самом простом на вид предмете настоящий художник может достичь вершин изобразительного мастерства".

Казалось бы, одни и те же бутылочки и вазочки на протяжении многих лет. Но насколько свежо звучит этот его певучий быт. Он творит поэзию быта, так о нём говорили. Он замечает в обыденности музыку, и обманчивая безыскусность его работ скрывает от нелюбопытного взгляда большое мастерство. Завуалированная сложность Джорджо Моранди демонстрируется начиная с этой недели в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Репортаж Станислава Дорэ.

Главные герои и любимые модели Джорджо Моранди - вазы, кувшины, баночки и чашки, привезённые из мастерской художника. Натюрморт всегда был его любимым жанром, чуть меньше он писал пейзажи и совсем редко портреты, в основном самого себя. Моранди не так хорошо известен широкой публике, многим его работы могут показаться простыми, даже невыразительными. Но это лишь поверхность. Для людей, причастных к миру искусства, художник - эталон, редкий пример чистоты и ясности, тонкости и глубины.

"Это такое завораживающее, невероятное и восхитительное чувство, когда ты можешь это ощущать и видеть в этих вещах всё движение его, как один цвет сменяется другим, как это все меняется самым незаметным образом", - комментирует директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак.

Расхожая фраза "Искусство ради искусства" - это про Джорджо Моранди. В его работах нет философских концепций, подтекстов, символов и метафор. Для него самое главное - пластический язык, желание проникнуть в суть вещей и предметов, обозначить и выделить форму.

"Его картины - это всегда синтез пространства и формы, но если мы увидим, то поймем, что никакого пространства он не изображает. Он изображает пространство через предметы, и это тоже есть у итальянцев. Можно вспомнить массу вещей, когда через предмет достигали глубины", - рассказывает куратор выставки Виктория Маркова.

Целый раздел выставки посвящён цветам, и эти работы Моранди почему-то не причислял к натюрмортам. Для него это было отдельное направление, целый мир для созерцания и изучения.

"Моранди абстрагируется от реальности. В его работах - букет меньше вазы, а сама ваза больше похожа на колонну или некое геометрическое тело, в котором цветы растворяются", - отмечает куратор выставки Мария Кристина Бандера.

Кстати, Моранди никогда не писал живые цветы, а либо засушенные, либо созданные из бумаги и шёлка, согласно традиции болонской школы живописи XVIII века.

В экспозиции представлено и графическое наследие автора - его офорты на цинке и меди. Моранди считается одним из лучших европейских мастеров гравюры. Его сравнивают с Рембрандтом. Кстати, мастер четверть века являлся профессором Болонской академии изобразительных искусств, где как раз и преподавал гравюру.

Моранди был скромным и закрытым человеком. Слава и внимание его не интересовали, скорее, даже напрягали. Светского общества избегал. В интервью отказывал. Женат не был, всю жизнь прожил со своими сёстрами. За границей бывал всего пару раз. Художника вполне устраивал аскетичный образ жизни, более того он был ему необходим, чтобы, созерцая, медитируя и концентрируясь на простых объектах, проникнуть в их суть и превратить из бытовых, обыденных в магические и волшебные.


В конце апреля в Пушкинском музее открылась выставка итальянского художника Джорджо Моранди, искусство которого обладает невероятной глубиной. Выставка продлится до 10 сентября.

Спустя более чем 40 лет после выставки работ Джорджо Моранди, проводившейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина 1973 году, Музей показывает масштабную ретроспективу творчества Моранди (1890–1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи. Творчество Моранди давно получило мировое признание, а сегодня его произведения в центре внимания международной зрительской аудитории и художников, для которых они не теряют своей актуальности.
Цель выставки – показать масштабность творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения полностью охватывают творческий путь художника, который прошел две войны и годы фашизма. В экспозиции показано около 70 живописных полотен и акварелей, с достаточной полнотой характеризующих этапы творческого пути мастера – от авангардных метафизических композиций до самых поздних эмоционально взволнованных работ, отличающихся строгостью и образной глубиной. На протяжении всей жизни художник сохранял верность двум жанрам – натюрморту и пейзажу, изображая предметный мир и природу, которые его окружали.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1941. Холст, масло. Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

Джорджо Моранди. Цветы. 1918. Холст, масло. Частная коллекция


Джорджо Моранди. Натюрморт. 1958. Частная коллекция, Турин


Джорджо Моранди в мастерской. Ок. 1950. Ansa/archivi Fratelli Alinari, Firenze

Моранди почти не выезжал за пределы Болоньи, жил уединенно. Работал очень медленно и сосредоточенно.
Моранди очень ценили и любили режиссеры. В знаменитом кадре из фильма «Ночь» с Марчелло Мастрояни на заднем плане можно увидеть картину Моранди. К сожалению, саму картину не получилось привезти на выставку, но в зале есть похожая из того же периода.

Кадр из фильма "Ночь". На заднем плане картина Моранди.

Произведения (всего 90 экспонатов) скрупулезно отбирались в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье – официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.
Талант Моранди-гравера получил мировое признание, и впервые за свои гравюры мастер был награжден премией на биеннале в Сан-Паулу в 1953 году. В Москву специально привезли несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики (Рим), чтобы у нас была возможность поближе познакомиться с методом работы мастера.
Экспозиция построена в хронологической последовательности и тематически разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы. В некоторых случаях особый акцент сделан на работах, которые сам Моранди называет «вариантами» – это схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.

По материалам пресс-службы ГМИИ им. А.С.Пушкина

Если существуют идеальные выставки, то выставка Джорджо Моранди (1890-1964) в залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX, представляющая работы художника из музейных и частных собраний Италии и России, к идеалу приближается максимально. Нет, никаких блокбастеров. Но если учитывать масштаб мастера, уровень привезенных работ, а главное - соответствие выстроенной экспозиции критериям самого художника, то это высший пилотаж.

Кураторы Мария Кристина Бандера (научный директор Фонда Роберта Лонги, того самого фонда, который привозил в Москву выставки Караваджо и караваджистов) и Виктория Маркова, научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина, участвовавшая в подготовке самой первой выставки Моранди в Москве в 1973 году, выстроили экспозицию, как "натянутую струну".

При том, что это не первое знакомство московских зрителей со знаменитым мастером из Болоньи, оно впервые представляет его творчество во всем разнообразии. От ранних работ метафизического периода до пейзажей и натюрмортов поздних лет, от серий с цветами до гравюр рядом с оригинальными гравировальными досками из Национального центра графики (Рим). Впервые можно увидеть подлинные предметы из мастерской художника, предоставленные Объединением музеев Болоньи… Работы для выставки предоставили также Музей Моранди в Болонье, фонд Маньяни Рока, фонда Роберто Лонги и другие частные собрания.

О выставке рассказывает куратор Мария Кристина Бандера, научный руководитель Фонда Роберто Лонги, исследователь творчества Джорджо Моранди. Ранее она же делала ретроспективу Джорджо Моранди в Музее Метрополитен в Нью-Йорке (2008) и Музее современного искусства в Болонье (2009).

Это правда, что Джорджо Моранди не выбрасывал свои старые кисточки, а хоронил их у себя в саду?

Мария Кристина Бандера: Все об этом говорят. Но по натюрмортам видно, что к предметам, которые он писал, у него было трепетное персональное отношение. Почти как к членам семьи. Поэтому мы показываем в экспозиции подлинные вещи из его мастерской, чтобы можно было представить, как рождались композиции работ.

Можно увидеть, как Моранди преображал их, освобождая от "воспоминаний" о повседневном предназначении. Прозрачные бутылки покрывал слоем белой краски, чтобы они напоминали колонны или абстрактные геометрические фигуры. На крышке жестяной коробки, которую можно увидеть на многих его натюрмортах, нарисовал овал. Его интересовала не столько функция предметов, сколько их геометрическая форма. Предметы он расставлял на своего рода подиумах, которые можно при желании сравнить со сценой. Эти высокие бутылки, вазочка или жестяная коробка были своего рода актерами в "пьесах", которые он ставил в абстрактном театре.

На выставке эти предметы можно увидеть в витрине, поставленной чуть ниже уровня глаз. Примерно так, как они видны на фотографии Моранди, рассматривающего постановку для натюрморта.

Он выстраивал композиции из определенных предметов, как музыкальное произведение?

Мария Кристина Бандера: Тут еще важно, с какой музыкой его произведения сравнивать. Многие музыковеды сравнивали его работы с современной музыкой. А можно их сопоставить с вариациями Баха. Он также берет несколько тем, но из этого вроде бы узкого диапазона извлекает множество совершенно разных мотивов. Причем не повторяясь. Тема вариаций для Моранди очень важна…

Натюрморты Моранди появляются в фильмах "Ночь" (1961) Микеланджело Антониони и в "Сладкой жизни" (1960) Федерико Феллини. Он пользовался такой популярностью?

Мария Кристина Бандера: В среде интеллектуалов он был художником номер один. Его работы покупали многие режиссеры: Витторио Де Сика, Карло Понти, Микеланджело Антониони…

Выставка Моранди в Москве открылась практически одновременно с выставкой Де Кирико. При том, что оба художника принадлежали к "метафическому" направлению, вспоминают, что Де Кирико очень ревниво относился к Моранди, даже организовывал анти-биеннале после того, как на биеннале в Венеции Моранди получил первую премию. Как складывались отношения между этими "метафизиками"?

Мария Кристина Бандера: Сначала отношения были хорошие. Во времена журнала Valori plastici (1918-1922), сразу после Первой мировой войны провозглашавшим возвращение к пластическим ценностям в пику авангарду и видевшим перспективы в метафизическом искусстве, Джорджо де Кирико хвалил работы Моранди, описав их как "метафизику простых предметов". В 1948 году Роберто Лонги предложил на Венецианской биеннале сделать выставку трех крупных итальянских художников: Джорджо Моранди, Карло Каррà и Джорджо де Кирико, показав работы метафизического периода. И Джорджо Моранди получил премию, которую присуждал международный комитет. После этого де Кирико подал в суд на биеннале… Позже художники не общались.

Эти высокие бутылки, вазочка, жестяная коробка были будто актерами в "пьесах", которые он ставил в абстрактном театре

Как вы выстраивали экспозицию нынешней выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина? Какой сюжет был основным?

Мария Кристина Бандера: Конечно, хотелось представить творчество Моранди как можно разнообразнее. Кроме того, у меня, есть вещи, которые я люблю особенно. А поскольку для меня важно показать актуальность работ Моранди, я выбрала не более "реалистические" вещи 1920-х годов, но отдавала предпочтение более поздним работам, где он ближе к абстракции. Мы старались показать рядом работы, где очевидно развитие одного мотива. Видно, как предмет постепенно "очищается" от примет повседневности, практически превращаясь в абстракцию.

Конечно, зная, что выставка будет в том же здании ГМИИ им. А.С.Пушкина, где можно увидеть работы французских импрессионистов, которые Моранди так ценил, выбирали работы, учитывая и этот очень важный контекст.

Вы выбирали работы, где можно найти перекличку с импрессионистами?

Мария Кристина Бандера: Моранди никогда не копировал ни импрессионистов, ни кого-либо другого… Цитаты из работ предшественников он рассматривал как "упражнения для пяти пальцев", помогавшие выработать свой стиль. Но его размышления о живописи, о том, как работать, во многом связаны с импрессионизмом. Это не исключало того, что потом он обращался к искусству старых мастеров - Джотто, Мазаччо, которых он очень любил и ради которых ездил и в Падую, во Флоренцию…

Вы упомянули про актуальность его наследия, но Моранди кажется художником абсолютно вне времени.

Мария Кристина Бандера: Можно подумать, что его размеренная, аскетичная жизнь преподавателя техники гравюры в Болонской академии, в небольшом доме вместе с тремя сестрами, никогда не выходившими замуж, шла вне времени. Но его творчество со временем вполне соотносится. Его ранние вещи соотносятся с импрессионизмом и кубизмом. На мой взгляд, сегодня очень современны его работы, например, композиции с цветами, с их тонким соотношением цветов, с вибрирующим цветом… При этом он редко писал живые цветы. Предпочитал искусственные, которые делали ремесленники Болоньи в XVIII веке из кокона шелкопряда, окрашивая шелк натуральными красителями.

Бутылки и коробочки в его натюрмортах же напоминают башни и конструктивистские здания, полусферы куполов. А пейзажи он пишет, как натюрморты?

Мария Кристина Бандера: Мне хотелось, чтобы на это обратили внимание. Поэтому в зале, где в основном пейзажи Моранди, я поместила один-два натюрморта. Для него это важно - равновесие разных жанров, и разных техник. Для него гравюра как техника и живопись равноправны.

Цветовая гамма его пейзажей связана с гаммой итальянского ландшафта?

Мария Кристина Бандера: Тут нет прямой зависимости, поскольку его пейзажи не иллюстративны. Его изначальный импульс - реальность. Но он ее многократно перерабатывает, приближаясь практически к абстракции. Делает ее внутренней реальностью.

Историк искусства Роберто Лонги, открывший заново Караваджо в ХХ веке, был одним из первых, кто еще и открыл своим современникам Моранди. Кажется, что нет ничего более противоположного, чем страстные "земные" герои Караваджо, и почти растворяющиеся парящие предметы на картинах Моранди. Точка их встречи - только Роберто Лонги?

Мария Кристина Бандера: Если вспомнить, что изобретателем современного натюрморта был Караваджо, то это сближение двух художников не случайно. Мы привезли один из ранних натюрмортов 1919 года. Он написан как раз тогда, когда Моранди в библиотеке запоем читал статьи Роберто Лонги про Караваджо и его последователей. Более того, этот мастер интересовал его настолько, что он отправляется в Рим "по следам Караваджо", чтобы увидеть подлинники его работ в музеях и соборах. И был потрясен цветом, тональностью произведений, которые он знал только по черно-белым репродукциям. И вот в этом натюрморте 1919 года с очень контрастной светотенью ощутимо как раз влияние Караваджо и - статей Роберто Лонги о Караваджо. Мало того, если вы посмотрите, как скульптурно написан здесь кусок хлеба и сравните с изображением хлеба на картине Караваджо "Вечер в Эммаусе", что в лондонской Национальной галерее, то сходство невозможно не заметить.

Но Моранди не был в Национальной галерее…

Мария Кристина Бандера: Он и в Париже не был, но это не значит, что он не знал работ Сезанна… Круг его чтения был очень широк. В том же натюрморте можно увидеть диалог еще и с Сезанном, с его знаменитым "Натюрмортом с комодом".

Иначе говоря, он работал как исследователь?

Мария Кристина Бандера: Да. Не случайно Лонги говорил, что не встречал никого, с кем столь же был бы на одной волне в оценке произведений живописи, как с Моранди.

Моранди, который начинал как футурист, потом, кажется, не вспоминал об увлечениях молодости?

Мария Кристина Бандера: У него своя собственная дорога. Это самостоятельный художник, который на протяжении всей карьеры будет варьироваться, не повторяясь… В отличие от Де Кирико, который часто копировал свои произведения более раннего периода.

Но вариации означают, что нет развития.

Мария Кристина Бандера: Развитие предполагает начало, высшую точку и спад. В случае Моранди спада не было. Лонги, говоря о Моранди, использовал образ натянутой струны или натянутого каната. Этот образ предполагает внутреннее напряжение, усилие, работу. У него не найти резкой смены разных периодов творчества. Но "небольшими шажками" - вариациями на одни и те же темы - он достигает того, что остается "натянутым канатом". В каждой работе есть новое слово…

Где: Третьяковская галерея на Крымском валу

Первая выставка великого итальянца в Москве, основателя «метафизического искусства» Джорджо де Кирико. В Третьяковке можно увидеть более ста работ, среди которых не только картины и графика, но и скульптуры, а также театральные костюмы. Их дизайн Кирико разработал специально для балета Сергея Дягилева «Бал». Яркие, запоминающееся образы художника создают ощущение какой-то тайны, будто стоит только вглядеться в картину и откроются загадки мироздания. Именно в работах Де Кирико черпали вдохновение Казимир Малевич и сюрреалисты, включая Сальвадора Дали.

Опыты нечеловеческого гостеприимства

Где: ММОМА на Гоголевском бульваре

В рамках междисциплинарного проекта на стыке выставки, книжной ярмарки, научной конференции и музыкального концерта два здания на Гоголевском бульваре превратились в отель. Как полагается, есть ресепшн, лобби, номера с кроватями и даже технические помещения. Экспонаты, таким образом, становятся гостями отеля. Среди них — отчёт Евгения Антуфьева о поездке в Звенигород в поисках любимого дерева Антона Чехова и работа Алексея Булдакова, в которой компьютерный процессор одновременно добывает биткоины и обогревает помещение, а также другие инсталляции, скульптуры, видеоарт и живопись современных иностранных и российских художников.

Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан

Где: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Удивительные «шедевры из пустыни» всего на месяц приехали в Москву из Узбекистана. Коллекция русского авангарда музея в городе Нукус уступает только коллекции Русского музей в Санкт-Петербурге. Это заслуга бывшего директора местного музея Игоря Савицкого: он начал пополнять коллекцию предметами народного творчества и археологическими артефактами и так увлекся, что переключился сначала на картины художников «туркестанского авангарда», а потом и на работы опальных художников за пределами республики. Савицкий буквально спас полотна Константина Истомина, Роберта Фалька, Любови Поповой и других знаковых фигур XX века, негласно вывозя их из Москвы на поездах как личные вещи. Выставка расположена сразу в двух зданиях музея, но на нее действует единый билет.

Джорджо Моранди. 1890−1964

Где: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. еков


Джорджо Моранди — значительная фигура в живописи ХХ века, предтеча минимализма. Масштабная ретроспектива в Пушкинском позволяет тщательно изучить различные периоды творчества художника. Она для тех, у кого есть время и желание медленно пройтись по залам, четыре из которых заняты знаменитыми монохромными натюрмортами. Кроме них представлены метафизические полотна, пейзажи, портреты и гравюры. Архитектор Кирилл Асс преобразовал залы музея так, что они сами напоминают аскетичные работы Моранди.

До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев.

Где: Еврейский музей и центр толерантности

Вторая часть выставки-блокбастера, посвящённой работам 1918−1930 годов, то есть уже советского периода, когда авангард стал неудобен власти. Полотна, заклейменные формалистcкими, массово отправлялись «в ссылку» в города по всей стране, от Костромы до Омска, от Краснодара до Архангельска, что, собственно, и позволило им сохраниться до наших дней. Более ста картин объединены по стилям и школам, беспредметному и фигуративному направлениям, показывая все разнообразие советского авангарда. Выставка знакомит как с забытыми полотнами мэтров авангарда — Василия Кандинского, Эля Лисицкого, Любови Поповой, Александра Родченко — так и с работами учеников Малевича и малоизвестных художников.

Facebook

Twitter

VK

Odnoklassniki

Telegram

Выставки

М. Лошак организовала выставку любимого художника – Моранди

25 апреля – 10 сентября 2017 года Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина) проводит выставку одного из самых известных итальянских художников, писавших на языке современного, метафизического искусства – Джорджо Моранди (1890-1964). Марина Девовна Лошак, директор музея, назвала эту выставку так: “подарок мне самой”.

Моранди изначально намеревался стать скульптором, но затем, под влиянием П. Сезанна, начал писать пейзажи, натюрморты… В его исполнении натюрморт выходит более соответствующим понятию “мёртвая природа” и очень своеобразным – при его создании художник не пользуется живыми цветами, а цветы получают акцент на форму, приобретают вид геометрических фигур.

Кроме Сезанна, Моранди получал вдохновение у Шардена, Вермеера, Каро. В его квартире также висели представитель венецианской школы XVI века Якопо Бассано и мастер болонской школы эпохи позднего барокко Джузеппе Мария Креспи. По воспоминаниям друзей, быт и вкусы Моранди относились к среднему классу и определялись как “старомодный шарм”.

Джорджо Моранди был нелюдим и одинок, всю жизнь прожил с тремя сёстрами и общался в узком кругу. Вместе с тем, по словам организаторов, художник всегда искал что-то новое, и никогда не повторялся в своих поисках. На выставке в ГМИИ представлены натюрморты, пейзажи, скульптуры, офорты, которые позволяют зрителю ощутить различные этапы развития художника. Это первая крупная выставка работ Моранди в Москве с 1974 года.

М.Д. Лошак сказала о том, что она хотела бы видеть на выставке гурманов, способных разобраться в языке тонкой современной живописи. “Нам очень важно, чтобы пришла именно та публика”, – сказала она.

Для людей, которым небезынтересно узнать материалистические моменты, будет любопытно, что знаменитый аукцион Sotheby’s продает картины Дж. Моранди за примерно 30’000 – 1’500’000 Euro, а его офорты стоят 3’000 – 25’000 Euro. Именно за такие суммы ушли с молотка произведения итальянского живописца в 2016 году. В ГМИИ можно видеть 90 экспонатов, в том числе 70 живописных полотен.



ГМИИ им. А. С. Пушкина , италия

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники