Поэтическое сравнение 8. Что такое сравнение в литературе и русском языке. Примеры сравнений в русском языке

Познакомить учащихся со сравнением и его разновидностями, способами выражения, ролью в тексте;

Формировать умение использовать сравнение в своей речи;

Развивать речь, воображение;

Вызвать интерес к языковым явлениям, к творчеству М. Ю. Лермонтова.

  • Оборудование урока:

Интерактивная доска;

Толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова;

Репродукция картины И. И. Шишкина «На севере диком»;

Репродукции пейзажей М. Ю. Лермонтова.

  • Эпиграф к уроку:

Все познается в сравнении.Конфуций

  • Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Приветствие учащихся;

Сообщение учителем темы, целей урока.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

*а) Вводная беседа.

Учитель.

На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с особенностями художественного стиля или стиля художественной литературы.

Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. Все самое лучшее в языке, его возможности, его красота – все это выражается в лучших художественных произведениях. Художественная речь – своеобразное зеркало литературного языка.

Начиная с античных времен пытливые и любознательные люди (философы, психологи, лингвисты) стремятся объяснить чудо превращения слова в поэзию, гармонию. Одно из возможных, но далеко не полных и не окончательных объяснений – существование особых выразительных слов (средств), ресурсов языка.

1.С какой целью создаются художественные тексты? (Художественные тексты возбуждают у нас чувство прекрасного, красоты. Научная проза воздействует на разум, художественная – на чувства. Ученый мыслит понятиями, художник – образами. Первый рассуждает, анализирует, доказывает, второй –рисует, показывает, изображает. В этом и заключается особенность языка художественной литературы).

2.Какие выразительные средства характерны для художественного стиля? (Писатели, поэты часто используют метафоры, эпитеты, сравнения и другие приемы и средства).

3.Что в лингвистике называют тропами? ( Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении).

4.Какие виды тропов вам известны? (Кроме метафор, эпитетов, сравнений к тропам относят метонимию, гиперболу, литоту, иронию, аллегорию, олицетворение, перифразу).

На сегодняшнем уроке мы подробнее остановимся на сравнении как средстве художественной выразительности текста, познакомимся с его разновидностями и способами выражения, будем развивать навык использования сравнений в своей речи.

Чем может привлечь нас текст? Прежде всего, яркостью и сочностью красок, т. е. выразительными средствами языка, среди которых одно из главных мест занимает сравнение.

Вот два предложения:

  • 1.Внизу находился Казбек, покрытый никогда не тающими снегами.
  • 2.Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Михаил Лермонтов)

(Предложения высвечиваются на интерактивной доске).

Хотя оба предложения содержат одну мысль, но разница между ними огромная. Если в первой фразе нам сообщаются только некоторые сведения, информация, то во втором мы видим живописную картину, нарисованную словами. Высоко-высоко стоит человек. И он видит далеко внизу необычайное, красочное зрелище: покрытая вечными снегами слепящей белизны гора в сиянии солнечных лучей переливается, как грань алмаза, всеми цветами радуги.

С помощью сравнения Лермонтов нарисовал удивительную словесную картину всего несколькими словами.

5.Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку? (Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие явлений – это помогает ему познать мир).

(Учащиеся записывают в тетради тему, эпиграф, которые высвечиваются на интерактивной доске).

  • б)Работа с репродукцией картины И. И. Шишкина «На севере диком».

(На интерактивной доске высвечивается репродукция картины И. И. Шишкина; в течение 2-3-х минут учащиеся рассматривают ее и одновременно слушают стихотворение М. Ю. Лермонтова в исполнении подготовленного ученика).

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

  • в)Знакомство с понятием «сравнение».

1.Работа со стихотворением «На севере диком…»

Запишите строки Лермонтова по памяти. Проверьте себя. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Какие средства выразительности присутствуют в тексте? (Инверсия, эпитеты, ассонанс, олицетворение.)

2.Работа с толковым словарем.

Посмотрите по Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, что такое риза.

Риза – 1.Облачение, одежда священника для богослужения (парчовая риза). 2.Оклад на иконе.

Какова роль этого сравнения в тексте?

Как возникает это сравнение?(Основано на сходстве: сосна укутана снегом, как ризой – белый цвет, серебро, великолепие…)

Многие лингвисты не относят сравнение к тропам, объясняя это тем, что в сравнениях значения слов не претерпевают изменений. Какова ваша точка зрения на данную проблему?

(В ходе обсуждений ущащиеся приходят к мнению, что, если это выразительное, яркое, образное сравнение, как у Лермонтова, то происходит «приращение смысла», следовательно, это троп.)

Попробуйте дать определение сравнения как художественного средства. (Учащиеся дают разные определения сравнения, из которых вычленяются основные признаки сравнения: оригинальное необычное сопоставление; уподобление двух предметов; прием художественной речи; позволяет более ярко, рельефно, выпукло представить предметы и явления и т. п. )

Сравнить свое определение с определением учебника «Русская речь» Е.И. Никитиной.

(Запись в тетрадь : Сравнение – это один из приемов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого.)

Строение сравнения:

«предмет» (то, что сравнивается) «признак» (то, на основании чего сравнивается) «образ» (то, с чем сравнивается).

*гЗнакомство с структурным разнообразием сравнений.

Объяснение учителя.

По сравнению с другими тропами, сравнения отличаются структурным разнообразием. Обычно они выступают в форме сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, и др. Эти же подчинительные союзы могут присоединять и сравнительные предложения.

Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и березы стоят, как большие свечки. (С. Есенин). Небеса опускаются оземь, точно занавеса бахрома…(Б. Пастернак). Часто сравнения имеют форму существительных в творительном падеже: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник…(А. Пушкин).

Есть сравнения, которые вводятся словами похож, подобен, напоминает, выступающими в роли сказуемого: Кленовый лист напоминает нам янтарь.(Н. Заболоцкий).

Сравнения широко используются в народно-поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Народно-поэтические сравнения отличаются простотой, образностью и глубоким лиризмом. В основном это сравнения с миром природы: девушка сравнивается с березкой, лебедушкой; юноша – с соколом; зло – с коршуном и т.д.

В произведениях устного народного творчества распространены отрицательные сравнения. Из фольклора эти сравнения перешли в русскую поэзию: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи – мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (Н. Некрасов). В отрицательных сравнениях один предмет противопоставляется другому.

Сравнения, которые указывают на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми. В развернутое сравнение включаются два параллельных образа, в которых автор находит много общего. Художественный образ, используемый для развернутого сравнения, придает описанию особую выразительность.

Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.

Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень. Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок. Если молния – замысел, то ливень – это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. (К. Паустовский).

  • д)Закрепление изученного материала.

1.Помня структуру строения сравнения (предмет, признак, образ), найдите эти элементы в отрывке из поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова:

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь.

(«Предмет» - реки Арагва и Кура, «образ» - сестры, «признак» - родство).

2.Почему так важно это сравнение в художественной ткани поэмы? (Мцыри ищет родственную душу. Сравнение с миром природы усиливает мотив одиночества главного героя).

3.В каком произведении М. Ю. Лермонтов широко использует прием народно-поэтического сравнения? (В «Песне про купца Калашникова»).

4.В описании Алены Дмитриевны найдите и выпишите в тетрадь народно-поэтические сравнения:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием.

5.В чем особенность сравнения в следующих строчках лермонтовской эпиграммы:

Ах, Анна Алексеевна,

Какой счастливый день!

Судьба моя плачевна,

Я здесь стою, как пень.

(Сравнение – фразеологизм. Нет обособления!)

6.В русском языке более 140 фразеологических сравнений. Вспомним некоторые из них:

Он боится меня…(как огня);

Все идет…(как по маслу);

Красив…(как бог);

Знать…(как свои пять;

Не видать…(как своих ушей).

На чем основаны такие фразеологические сравнения? Почему, например, как с гуся вода, а не с курицы?

7 .В основе сравнения всегда должно лежать сходство. В противном случае сравнение окажется неудачным и не только не сделает речь выразительной, но, напротив, сделает ее смешной.

Почему неудачны следующие сравнения :(упр. 283, 3-я ч. Учебник «Рус. речь»)

8. Сравнения построены на сходстве признаков, но в основе сходства должна лежать образность, выразительность. Например, сравнение « белый, как снег» нельзя считать удачным, здесь образность проигрывает, ослабевает. Интересны сравнения новые, неожиданные, когда автор замечает что-то, чего никто не замечал.

Продолжите предложения, используя сравнения:

Листья налипли на стекла окна…(как мокрые бабочки);

Ярко-оранжевый апельсин…(как полуденное солнце);

Редкий дождь…(как длинные стеклянные нити);

Дороги расползлись во все стороны…(как раки, когда их высыпали из мешка).

(В скобках даны цитаты из произведений К. Паустовского, Н. В. Гоголя, которые используются учителем как образец. Учащиеся же придумывают свои оригинальные сравнения).

9).Работа с текстом. (Отрывки из романа «Герой нашего времени», представляющие собой прекрасные пейзажные зарисовки, с пропущенными сравнениями, высвечиваются на экране. Также на доске – репродукции картин М. Ю. Лермонтова – кавказские виды).

Попробуйте восстановить в тексте лермонтовские сравнения.

Вариант 1.

Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного полного мглою ущелья, тянется…(серебряной нитью) и сверкает,…(как змея своею чешуею) («Бэла»).

Вариант 2

На север поднимается Машук,…(как персидская шапка), и закрывает всю эту часть небосклона. А на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Воздух чист и свеж,…(как поцелуй ребенка); солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..

На экране высвечивается восстановленный текст, учащиеся сравнивают свои работы.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

  • 1.Придумайте сравнение для сегодняшнего урока, запишите его в тетрадь.
  • 2.Прав ли, по-вашему, Конфуций, считая, что «все познается в сравнении»? (См. эпиграф к уроку). Докажите свою точку зрения.
  • 3.Домашнее задание (по выбору учащихся ):

Найти в произведениях А. С. Пушкина десять примеров сравнений; объяснить, с помощью каких языковых средств они созданы

Подобрать оригинальные сравнения к указанным словам, составить с ними небольшой связный текст: звезды, утренний рассвет, озеро, луна.

  • 4.Комментированное выставление оценок за работу на уроке.

Сравнение - это образное иносказание, в котором устанавливается сходство между двумя явлениями жизни. В нем всегда присутствуют ДВА СОПОСТАВЛЕННЫХ ОБРАЗА: основной, в котором заключен главный смысл высказывания (синтаксически это первый член сравнения), и вспомогательный (второй член сравнения), присоединяемый к основному союзами «как», «будто», «словно»: «моя жизнь, словно бушующее море», «сердечко стонет, как осенний лист дрожит», «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «и он убит - и взят могилой, / как тот певец, неведомый, но милый...».

Сравнение - прием, широко используемый в художественной речи. Он выявляет сходство, соответствия, параллели между природными явлениями и жизнью людей, между людьми - закрепляет разнообразные ассоциации, возникающие у автора произведения.

Сравнения нередко создают единый ассоциативный ряд, необходимый для возникновения образа. Например, в стихотворении А.С.Пушкина «К морю» море вызывает у поэта целый ряд ассоциаций с человеком вообще и «гениями» - Наполеоном и Байроном. Эти ассоциации закреплены в сравнениях. Шум моря, с которым прощается поэт, сравнивается с «ропотом заунывным» друга, его «зовом... в прощальный час»: «Как друга ропот заунывный, / Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный / Услышал я в последний раз!». В личности Байрона поэт видит те же качества, что и у «свободной стихии»: могущество, глубину, мрачность, неукротимость: «Твой образ был на нем означен, /Он духом создан был твоим: / Как ты, могущ, глубок и мрачен, / Как ты, ничем не укротим». В первом сравнении Пушкин подчеркивает сходство между морем и человеком, другом, во втором - сходство Байрона с морской стихией. Основной смысл высказывания меняется (в первом случае - море, во втором - Байрон), но в результате создается впечатление, что и море, и Байрон - как бы существа, имеющие одинаковую природу: гордые, свободолюбивые, волевые, стихийные и неудержимые.

В народной поэзии широко используются так называемые устойчивые сравнения, то есть сравнения, опирающиеся на традицию, применяемые в одних и тех же ситуациях. Как и постоянные эпитеты, такие сравнения не являются индивидуальными, а берутся из запаса, который есть у народного сказителя или певца. Это образная модель, легко воспроизводимая в нужной ситуации. Разумеется, и поэты, опирающиеся на фольклор, используют устойчивые сравнения, например, М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова»: «Вот нахмурил царь брови черные, / И навел на него очи зоркие, / СЛОВНО ЯСТРЕБ взглянул с высоты небес / НА МЛАДОГО ГОЛУБЯ сизокрылого».

Итак, сравнение - один из способов осмысления действительности, одна из форм художественного мышления. Без сравнений не может обойтись ни один язык, а особенно ярко, выразительно и эмоционально они проявляются в языке поэзии.

Интересно рассмотреть как используют троп сравнения отдельные поэты, например, М. Цветаева - все цитаты ниже взяты из ее произведений.

Что является предметом сравнения у М. Цветаевой?

1. Предмет сравнения - абстрактные понятия

А) время:

"...временем, КАК ОКЕАНОМ
Прокрасться, не встревожив вод..."

Б) жизнь и по контрасту к ней - смерть:

"Вся жизнь КАК КНИГА для меня" ;
"Это жизнь моя пропела - провыла -
Прогудела - КАК ОСЕННИЙ ПРИБОЙ -
И проплакала сама над собой".
"Жизнь выпала - КОПЕЙКОЙ РЖАВОЮ..."
"Жизнь подобна кораблю:
Чуть испанский замок - мимо!
Все, что неосуществимо,
Я сама осуществлю".
"Смерть - ЧЕРВОТОЧИНОЙ".
"Смерть в каждой щели. В каждой выемке пола - ЯМКОЙ".

В) этапы человеческой жизни: детство, молодость, старость:

"Ты дал мне детство - ЛУЧШЕ СКАЗКИ"
"КАК ЗМЕЙ НА СТАРУЮ ВЗИРАЕТ КОЖУ -
Я молодость свою переросла"

Г) времена суток: день, ночь, утро, вечер и единицу времени - час:

"Дни мои, КАК МАЛЕНЬКИЕ ВОЛНЫ,
На которые гляжу с моста"
"Черная, КАК ЗРАЧОК,
Как зрачок, сосущая
Свет - люблю тебя, зоркая ночь".

Абстрактные понятия Цветаева часто сравнивает с конкретными осязаемыми предметами. Причем о днях М. Цветаева говорит, смотря на них со стороны, ставит определенную границу между своими днями и самой собой “гляжу с моста”). А о ночи, наоборот, говорится как о чем-то, принадлежащем человеку, как о части его внутреннего мира. М.Цветаева ощущает ночь как бы внутри себя. Ночь для лирической героини - внутреннее состояние, определенный настрой души:

"...НАПОДОБИЕ КРОВИ
Хлынула ночь!"

А вот “час” ассоциируется у поэта часто с голосом или рассказом. Он как бы управляем человеком, согласуется с ним:

"Слово странное - старуха:
Смысл неясен, звук угрюм,
Как ДЛЯ РОЗОВОГО УХА
ТЕМНОЙ РАКОВИНЫ ШУМ".

Здесь звук сравнивается с другим звуком, но все равно неожиданно: звук слова сопоставляется с шумом морской раковины. Причем признаком сравнения является не только звучание, но и смысл слова. А вот сравнение, где предмет и образ совершенно идентичны друг другу, они сравниваются на основе чисто количественных различий:

"У тонкой проволоки над волной овсов
Сегодня голос - КАК ТЫСЯЧА ГОЛОСОВ".

Таким количественным сравнением подчеркивается не только и не столько сила голоса, но и его важность, значительность того, о чем он повествует.

Почти во всех случаях звуки у М.Цветаевой сравниваются с чем-то конкретным, материальным:

"Два слова, ЗВОНКИЕ, КАК ШПОРЫ.
ДВЕ ПТИЦЫ В БОЕВОМ ГРОМУ".
"“Нет”, - ТОЧНО ЛЕД ТРЕСНУЛ".
"Слова - тяжёлые, КАК КАПЛИ".

Е) выражение различных эмоций и чувств:

"Любовь - ещё старей:
Стара, КАК ХВОЩ, стара, КАК ЗМЕЙ,
Старей ЛИВОНСКИХ ЯНТАРЕЙ,
Всех ПРИВИДЕНСКИХ КОРАБЛЕЙ
Старей - КАМНЕЙ, старей - МОРЕЙ"
"И смех мой - ревность всех сердец! -
КАК ПРОКАЖЕННЫХ БУБЕНЕЦ -
Гремит тебе"
"Жив и здоров!
Громче громов -
КАК ТОПОРОМ -
Радость"

В эту же группу целесообразно отнести сравнения, которые сосредоточены на описании души и сердца человека. Они порой ассоциируются с различными помещениями.

"Души в нас как ЗАЛЫ ДЛЯ РЕДКИХ ГОСТЕЙ" .
"В этой грустной душе ты бродил, КАК В НЕЗАПЕРТОМ ДОМЕ"

Ж) стихи:

"Стихи растут КАК ЗВЕЗДЫ И КАК РОЗЫ,
Как КРАСОТА - НЕНУЖНАЯ В СЕМЬЕ"
"Не нужен твой стих -
КАК БАБУШКИН СОН.
- Докучен твой стих -
КАК ДЕДУШКИН ВЗДОХ" .
"Стихи мои - КАК ДОБРОВОЛЬЦЫ -
К тебе стекались под шатёр" .
"Моим стихам, КАК ДРАГОЦЕННЫМ ВИНАМ,
Настанет свой черёд".

2. Предмет сравнения - портретные характеристики человека

"Все дитя КАК БУДТО СТАТУЭТКА
Давних лет". -
" ...вольный и скользкий
Стан КАК ШЕЛКОВЫЙ ЧЕШУЙЧАТЫЙ ХЛЫСТ"
"Укутанного в плащ - прекрасного, КАК СОН -
Я вижу юношу"
"Во всей девчoнке - ни кровиночки. . .
Вся, КАК КОСЫНОЧКА, бела" .

3. Предмет сравнения - части тела человека

"Рука КАК СВИТОК выпала,
Разверстая и слабая..."
"Рука на солнце - КАК МЕРТВЕЦ СПЕЛЁНУТЫЙ"

Портретные сравнения у М.Цветаевой встречаются двух типов: дающие чисто портретные характеристики и описывающие через внешность внутренний мир человека. Сравним:

"Рот КАК КРОВЬ, а глаза зелены" и
"Рот КАК МЁД, в очах доверье

"И чьи глаза, КАК БРИЛИАНТЫ,
На сердце оставляли след".
"Мои глаза, подвижные, КАК ПЛАМЯ"

Сравнения Цветаевой почти совсем не опираются на внешние свойства глаз, а передают на более экспрессивном уровне их способность выражать характер человека, его настроение.

"И вот - промеж лиц - лицо
Горбоносое и ВОЛОСЫ КАК КРЫЛЬЯ".

4. Предмет сравнения - различные предметы обихода

"Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шёл
Со мною по всем путям,
Меня охранял - КАК ШРАМ
. . . на всех путях
Меня настигал КАК ШАХ -
Беглянку. - Назад, на стул!"
"Из-под нахмуренных бровей
Дом - БУДТО ЮНОСТИ МОЕЙ
ДЕНЬ, БУДТО МОЛОДОСТЬ МОЯ
Меня встречает: - Здравствуй, я!"

Здесь дом уже не просто сравнивается с животным, а как бы перевоплощается в саму героиню, а затем - во время, ей родное, то есть абстрагируется и теряет свое вещественное, предметное значение.

"Под куполом - КАК ЦАРЬ В ЧЕРТОГЕ -
Красуется британский флаг" .
"Плащ, прихотливый КАК РУНО"
Шаль - КАК ЩИТ"
"Платье - ШЕЛКОВЫМ ЧЕРНЫМ ПАНЦИРЕМ"
"Плащ - ВОРОНОМ НАД СТАЕЙ ПЕСТРОЙ
Великосветских мотыльков"
-
Очень интересны цветаевские сравнения, в которых предмет отражает состояние лирического героя. Их можно читать и с начала, и с конца, например: "Сад, одинокий, как сама".

5. Предмет сравнения - пейзаж

"В небе, КАК ЗАРЕВО, вешняя зорька.
Волны пасхального звона"
"...замороженный сиреневый куст, как СТОРОЖЕВОЙ ПОСТ".

Природа в изображении М.Цветаевой так же, как и весь окружающий ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами:

"Деревья бросаются в окна -
КАК БРАТЬЯ - ПОЭТЫ - В РЕКУ"
"Два дерева ходят друг к другу...
То, что поменьше тянет руки,
КАК ЖЕНЩИНА, ИЗ ЖИЛ ПОСЛЕДНИХ
Вытянулось... "

Это сравнение удивительно тем, что здесь деревья не только принимают человеческий облик, но и живут человеческой жизнью: "ходят”, "тянут руки", то есть предмет и образ в сравнении располагаются не последовательно, а как бы налагаются друг на друга, и образ полностью замещает предмет.

Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня М.Цветаевой не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает. Сравнения употребляются и с целью создания настроения, усиления эмоциональности образов:

"Голубые, КАК НЕБО, воды
И СЕРЕБРЯНЫХ ДВЕ РУКИ.
Мало лет - и четыре года:
Ты и я - у Москвы-реки"

И лаконично, и красочно: всего в одном предложении так ярко и выразительно даны и небо, и река. Или: "Мох - что зеленый мех!" - переход от чисто звукового подобия к подобию морфологическому и смысловому: подчеркивается удивительная ощутимость мягкости и пушистости мха.

Пейзаж у М.Цветаевой всегда эмоционален и очень личностен:

"СЛОВНО ТЕПЛАЯ СЛЕЗА -
Капля капнула в глаза.
Там, в небесной вышине
Кто-то плачет обо мне"

Здесь дождь - не явление природы, распространяющееся на всех, а очень субъективный образ, касающийся только лирического героя. В сравнении вообще отсутствует слово "дождь", это не дождь, а плач, и ЛГ известна причина плача - о ней.

6. Предмет сравнения - действия и состояния (уход, приход, ожидание и т.п.).

"Чтоб ушел, КАК ВЗДОХ".
"Исчезая, КАК ДЫМ В НЕБЕСАХ,
Уходили они, уходили".
"Движенье, как КАК ДЛИННЫЙ КРИК"
"Не крадущимся перешибленным зверем, -
Нет, каменной ГЛЫБОЮ
Выйду из двери-
Из жизни"

Последнее сравнение - антитеза. В нем два противоположных по смыслу образа создают описание одного действия. Здесь противопоставлены не только сами понятия ("зверь" - "глыба"), но и эпитеты ("крадущийся" - "каменный"). Эта яркая противоположность усиливает неподвижность и статичность действия. А есть, наоборот, сравнения с ощущением порыва, даже полета в движении:

Ах, если бы - двери настежь -
КАК ВЕТЕР к тебе войти!"
"Кошкой выкралась на крыльцо"
"Остер, КАК МОИ ЛЕТА,
Мой шаг, молодой и четкий"

7. Предмет сравнения - внутреннее состояние героев

"Двух станов не боец, а - если гость случайный -
То гость - КАК В ГЛОТКЕ КОСТЬ, гость - КАК В ПОДМЕТКЕ ГВОЗДЬ".
"КАК ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ РУКА -
Твоя душа моей душе близка.
Мы сложены, блаженно и тепло,
Как ПРАВОЕ И ЛЕВОЕ КРЫЛО"
"Не для тысячи судеб -
Для единой родимся.
Ближе ЧЕМ С ЛАДОНЬЮ ХЛЕБ -
Так с тобою сходимся.
..Ближе, ЧЕМ С ЛАДОНЬЮ ЛОБ
В те часы бессонные".

8. Предмет сравнения - свойства личности героя

"Вы, КАК ВСЕ САМОРОДНЫЕ СЛИТКИ,
Так невольно, так гордо скромны, "
"Если добр и ласков ты, КАК ДЕТИ,
Если мил тебе и луч, и куст..."
"Я закину ключи и псов прогоню с крыльца,
Оттого, что в земной ночи я ВЕРНЕЕ ПСА"
"Сон или смертный грех -
Быть КАК ШЕЛК, КАК ПУХ, КАК МЕХ... "

9. Предмет сравнения животные или растения

Явления животного и растительного мира почти не становятся, за редким исключением, объектом ее внимания. Животные в ее лирических сравнениях чаще интересны с точки зрения их движения или цвета:

" Твой конь, как прежде, ВИХРЕМ скачет"
" И голуби на них - ЧТО ЛАДАН - сизы"
" Я сегодня взяла тюльпан -
КАК РЕБЕНКА ЗА ПОДБОРОДОК"

Здесь сравниваются не только тюльпан с ребенком, но и то, как его взяли, то есть действие, и в то же время отношение к нему (к тюльпану, как к ребенку).

Сравнения в творчестве М.Цветаевой неожиданны, разнообразны по образам, неоднозначны и очень эмоциональны. Они никогда не используются ею ради придания красоты языку или ради заполнения строки подходящей рифмой - они составляют важную часть смысла, содержания стихов - лаконично и выразительно создают образ того, о чем идет речь в стихотворении.

Большинство сравнений М.Цветаевой характеризуют абстрактные понятия: время, эмоции, звуки, стихи и др. Особенностью этой группы сравнений является то, что в лирике они часто сопоставляются с конкретными, реальными предметами. М. Цветаева писала: "Нельзя о невесомостях говорить невесомо. Цель моя - утвердить, дать вещи вес. А для того, чтобы моя "невесомость" (душа, например) весила, нужно нечто из здешнего словаря и обихода, некая мера веса, миру уже ведомая и утвержденная в нем... Поработить видимое для служения незримому - вот жизнь поэта".

М.Цветаева не описывает и не рассказывает, а старается как бы “перевоплотиться” в предмет, который изображает, войти в его форму. Сравнения, характеризующие душу или сердце человека, направлены прежде всего на описание внутреннего мира, чувств и переживаний лирической героини или других героев, выражая к ним отношение лирической героини.

Сравнения, дающие портретные характеристики героя, описывают его с разных сторон. Многие из них отличаются стилевой экспрессивностью и эмоционально окрашенной лексикой. Через внешность часто описывается внутренний мир героя.

Сравнения, употребляемые для описания свойств личности героя, характеризуют и определенные черты характера, и само мироощущение героев, их восприятие жизни. Свойства человека сравниваются с образами животных. Признак в них не указывается, его вытесняет образ - конкретный, четкий и выразительный.

Сравнения, использующиеся в пейзажных зарисовках, малочисленны, фрагментарны и с общего переносятся в субъективный, личностный план. Явления природы соотносятся с конкретными людьми. Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает, в результате чего в сравнениях появляется сразу несколько признаков, на основе которых сопоставляются предметы или явления: цвет, звук, запах и др.

Сравнения, предметом которых являются животные и растения, представлены в стихах М.Цветаевой реже всего, они довольно редко становятся объектом ее поэтического внимания, которому предпочтительнее мир чувств и эмоций, внутренние переживания лирической героини, а не окружающий мир.

В обычном разговоре мы время от времени применяем сравнения одних вещей с другими. Например, мы говорим «он силён, как бык» или «она красивая, как первая любовь». Эти выражения помогают нам проиллюстрировать свои слова эффектным примером. Так наша речь становится более яркой и интересной.

Было бы странно, если бы подобным приёмом украшения речи не пользовались поэты и писатели. Действительно, художественное сравнение в достаточной мере распространено в литературе. Исследователи относят сравнения к , т. е. к таким оборотам, которые основаны на изменении значения слов и выражений. Этот термин определяется как сопоставление предметов или явлений по какому-либо общему признаку. В структуре сравнения выделяют объект сравнения (т. е. сам предмет, о котором идёт речь), средство сравнения (предмет, с которым сопоставляют объект) и общий признак. В нашем примере объектом будет «он» – некий мужчина, средством – бык, а признаком – сила, присущая и мужчине, и животному.

В речи сравнение оформляется при помощи союзов «будто (бы)», «словно (бы)», «точно», «как», предлогов «подобно», «вроде», прилагательных «похожий (-ая, -ое, -ие)» и других конструкций. На основе применяющейся конструкции выделяют несколько видов сравнений:

  • сравнения в виде сравнительного оборота, выраженного при помощи предлога или союза:

Черноброва, статна, словно сахар бела! ..
Стало жутко, я песни своей не допел.
А она – ничего, постояла, прошла,
Оглянулась: за ней как шальной я глядел .

«Огородник», Н. А. Некрасов;

  • сравнения, образованные при помощи употребления существительного в творительном падеже

И ярким золотом и чистым серебром
Змеились облаков прозрачных очертанья

«На Днепре в половодье», А. А. Фет;

  • бессоюзные сравнения, сформулированные в виде предложения с составным именным сказуемым:

Гигантские чудовища –
Тяжёлый сон веков…

«В царстве льдов», К. Д. Бальмонт;

  • отрицающие сравнения («Попытка – не пытка»).

Сравнения стали применяться для обогащения речи достаточно давно. В книге Аристотеля «Риторика» мы находим размышления о том, что уже Сократ приводил сравнения, чтобы иллюстрировать свои тезисы и делать их таким образом понятнее слушателям. Целая глава (глава IV, том III) этого труда посвящена сравнениям и тому, как их следует правильно употреблять в речи. Философ подчёркивает, что этот приём более уместен в стихотворной речи: «Сравнение бывает полезно и в прозе, но в немногих случаях, так как [вообще оно относится] к области поэзии», поскольку делает речь более изящной и удачной.

Нужно сказать, что эта мысль Аристотеля подтверждается многочисленными примерами превосходных сравнений, взятых из лирических произведений, которые действительно придают строкам красоту и выразительность. Вот несколько отрывков из произведений современников Аристотеля, в которых присутствуют сравнения:

Было море в трупах, как небо в звездах :
Ослепшие,
Бездыханные,
Щекотали они волны, бременили берега…

«Персы», Тимофей Милетский, перевод М. Л. Гаспарова.

Ввысь от черной земли в порыве стремительном прянув,
Сын Пелеев взметнулся легко, как ястреб взлетает , -
Вечнотекущий источник забил у него под ногами.

Антимах Колофонтский, перевод О. Цыбенко.

Находим сравнения и в произведениях средневековых авторов:

В горностая-белку обратясь,
К тростникам помчался Игорь-князь

И поплыл, как гоголь , по волне,
Полетел, как ветер , на коне.

Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой.

Словно сокол, вьется в облака,
Увидав Донец издалека.

«Слово о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого.

И тут меч, смоченный в крови зломерзких, клинок, как ледышка, в руках стал таять - то было чудо: железо плавилось, подобно льдинам, когда оковы зимы на море крушит Создатель.

«Беовульф», перевод В. Тихомирова.

Был Иосиф без пищи, как волки в степи , а на крошки
Со стола сей скупой львы бросаются, будто бы кошки .

«О старости», Низами Гянджеви, перевод К. Липскерова и С. Шервинского.

Нельзя не вспомнить в этой связи творчество деятелей Золотого века русской поэзии. Во многих произведениях обнаруживаются оригинальные и живописные сравнения:

И весь, как сон, прошёл твой век.
Как сон, как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость
;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость…
«На смерть князя Мещерского», Г. Р. Державин.

Теперь, едва проснувшейся душой,
Пред матерью, как будто пред Судьбой ,
Беспечно он играет в колыбели,
И Радости младые прилетели…

«Государыне Великой княгине Александре Фёдоровне на рождение В. кН. Александра Николаевича. Послание», В. А. Жуковский.

Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны , плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

«Что в имени тебе моём…», А. С Пушкин.

Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, –
Да не поднял глаз молодой боец.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М. Ю. Лермонтов.

Поэты Серебряного века также часто прибегали к сравнениям, чтобы придать своим строкам образность и глубину:

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы, –
И капли сока, точно слёзы ,
Текли прозрачною струёй.

«В весенний день мальчишка злой…», Ф. К. Сологуб.

Иль ты, о, женщина , в обличье новом,
Скромна, как тень, и, словно день, нага ,
Меня поманишь к ужасам готовым –
В «Подземное жилище» иль в луга?…

«О чём ещё мечтать?», В. Я. Брюсов.

Встречаются сравнения и у советских поэтов.

Ветер поёт и звенит над рекой,
Возле обрыва трещит камышами,
Сосны зелёными машут платками,
Небо надулось, как парус тугой .
«Летний поход», Э. А. Асадов.

И я теперь
вступаю в город, ветра чище…
Я воздух нюхаю, как зверь
На человечьем пепелище.
«Разведчик», О. Ф. Берггольц.

Находим сравнения в произведениях современных русских поэтов:

Открылись дороги зрения
запутанные, как грибницы
,
я достиг изменения,
насколько мог измениться.

«Землетрясение в бухте Цэ», А. М. Парщиков.

И легкокрылы, длинноноги,
и невесомы, словно дух,
бесстрашные, как полубоги,
и тонкие, как певчий слух

«Молитва», Т. Ю. Кибиров.

Рискнём предположить, что сравнение при применении некоторого усердия можно обнаружить в произведениях всех поэтов. Это неудивительно, ведь сравнение помогает вычленить важную черту или свойство некоторого предмета, сосредоточить на ней внимание, наконец, придать строкам детальность и многогранность, воскресив в сознании читателя дополнительные образы. Поэтому-то сравнения остаются востребованным тропом для большинства авторов.

ТРОП

Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты . Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.
Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.

Рассмотрим разные виды тропов:

ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);
причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).

Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка - не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо - эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок).

В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:

  • образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты ;
  • создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
  • передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник ?" (А.Пушкин);
  • совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).

Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.

СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.

Примеры сравнений:

Сравнение также играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. Нередко произведение целиком строится на сравнении, как, например, стихотворение В.Брюсова "Сонет к форме":

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Мама и убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).

Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.

ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА (греч. Litotes, простота) - художественное преуменьшение.

Гипербола позволяет автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.

МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".

Примеры метафоры:

МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) - вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков.

Примеры метонимии:

При изучении темы "Средства художественной выразительности" и выполнении заданий обратите особенное внимание на определения приведенных понятий. Вы должны не только понимать их значение, но и знать терминологию наизусть. Это оградит Вас от практических ошибок: твердо зная о том, что прием сравнения имеет строгие формальные признаки (см. теорию по теме 1), Вы не перепутаете этот прием с рядом других художественных приемах, также строящихся на сопоставлении нескольких объектов, но не являющихся сравнением.

Обратите внимание, что вы должны начинать свой ответ или с предложенных слов (переписывая их), или со своего варианта начала полного ответа. Это касается всех подобных заданий.


Рекомендованная литература:
  • Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.
  • Поляков М. Риторика и литература. Теоретические аспекты. - В кн.: Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.: Сов. писатель, 1978.
  • Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.