Акцизы: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. Общая характеристика акцизов. Подакцизные товары, субъекты, объект налогообложения, налоговая база

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Красноярский колледж радиоэлектроники, экономики и управления»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант № 12

Предмет: Налоги и налогообложение ____

Группа _____ з._602.51__ курс ______5________

Специальность 0602 __Менеджмент____ ____

_______ _ (по_отраслям)___ ____

Фамилия, имя, отчество студента _Кондаков_ _

(полностью)

_____Кирилл Андреевич ______________

Шифр студента ___к._05-0045__

Домашний адрес студента: г. Красноярск____

ул._Песочная_д.8_кв._2 ________

Входящий номер ___________________________

Оценка работы ____________________________

Дата проверки _____________________________

Подпись преподавателя _____________________

Фамилия, инициалы преподавателя __________

_________________________________________

ВАРИАНТ №13.

ЗАДАНИЯ: №1; №2; №3; №4.

ЗАДАНИЕ №1. Акцизы. Характеристика налога. Ставки и их применение.

Акциз – вид косвенных (включаемых в цену или тариф) налогов на товары, преимущественно массового потребления, услуги частных предприятий, которые оплачиваются покупателями (потребителями).

По способу взимания акцизы делятся:

Индивидуальные;

Универсальные.

Индивидуальные акцизы устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные же взимаются с валового оборота и устанавливаются в процентах к стоимости товара или услуг.

Правовое регулирование взимания акцизов осуществляется на основании положений главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации

Применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Таможенным Кодексом и Законом Российской Федерации "Об акцизах".

Непосредственным и неизбежным эффектом установления акциза на тот или иной товар является повышение его цены. Поэтому круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, определен государством и строго ограничен. Из него исключены потребительские товары первой необходимости, которые обладают социальной значимостью для населения страны.

С 1 января 2001 года, в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и признанием «Закона об акцизах» утратившим силу, перечень подакцизных товаров регламентируется пунктом 1 статьи 181 главы 22 "Акцизы" НК РФ.

Согласно НК РФ подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

Не рассматриваются как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

Лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства и препараты, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств. Изделия медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций. Аналогично не облагаются препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр ветеринарных препаратов, разлитые в сосуды вместимостью не более 100 мл;

Парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию, если вместимость сосуда, в который она разлита, не превышает 270 мл;

Подлежащие дальнейшей переработке и использованию для технических целей. Отходы, образующиеся при производстве этилового спирта из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в РФ;

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимают - бензиновые фракции. Бензиновая фракция - смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 гр. С при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.

Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, совершающие операции, подлежащие обложению акцизами, включая лица, признаваемые плательщиками акцизов в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный месяц.

В соответствии с п. 1 ст. 193 НКРФ налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по следующим единым на территории Российской Федерации налоговым ставкам:

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в % или рублях и копейках за единицу измерения.
Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) 18 руб. за 1 литр безводного этилового спирта
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция 135 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) 100 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно (за исключением вин) 70 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах
Вина нетрадиционные крепленные 88 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах
Вина (за исключением натуральных, натуральных нетрадиционных и (или) некрепленых, натуральных нетрадиционных некрепленых, вин шампанских и игристых) 52 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах
Вина натуральные нетрадиционные некрепленые 4 руб. за 1 литр
Вина шампанские и вина игристые 10 руб. 50 коп. за 1 литр
Вина натуральные (за исключением нетрадиционных некрепленых) 2 руб.20 коп. за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта до 0,5 % включительно 0 руб. за литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6 % включительно 1 руб. 55 коп. за литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта свыше 8,6 % включительно 5 руб. 30 коп. за 1 литр
Табак трубочный 574 руб. за 1 кг
Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции 235 руб. за 1 кг
Сигары 14 руб. за 1 штуку
Сигариллы 157 руб. за 1000 штук
Сигареты с фильтром 60 руб. за 1000 шт. + 5%
Сигареты без фильтра, папиросы 23 руб. за 1000 шт. +5%
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 КВт (90 л.с.) включительно 0 руб. за 0,75 КВт (1 л.с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 КВт (90 л.с.) и до 112,5 КВТ (150 л.с.) включительно 14 руб. за 0,75 КВт (1 л.с.)
Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 КВТ (150 л.с.) 142 руб. за 0,75 КВт (1 л.с.)
Бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно 2460 руб. за 1 тонну
Бензин автомобильный с иными октановыми числами 3360 руб. за 1 тонну
Дизельное топливо 1000 руб. за 1 тонну
Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 2732 руб. за 1 тонну
Прямогонный бензин 0 руб. за 1 тонну

Порядок исчисления акцизов установлен статьей 194 НК РФ. Сумма акциза по каждому виду товаров (в том числе и по ввозимым на территорию РФ) исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы по конкретному виду товаров.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров в зависимости от применяемых в отношении этих товаров налоговых ставок.

При реализации или передаче произведенных налогоплательщи-ком подакцизных товаров, в отношении которых установлены спе-цифические ставки (в твердой сумме к физической характери-стике объекта), налоговая база определяется как объем реализо-ванных (переданных) подакцизных товаров в натуральном вы-ражении. Размер акциза будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.

При реализации (передаче) подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки (в процентах к стоимости), налоговая база представляет собой стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без учета НДС и акцизов. Размер акциза будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.

УСН – налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговые ставки, порядок определения налоговой базы. Налоговая база, налоговый и отчетный периоды, порядок расчета и уплаты налога.
Согласно ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и ИП, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Ст. 346.14. НК РФ устанавливает объекты налогообложения. Объектом налогообложения признаются:
доходы;Ø
доходы, уменьшенные на величину расходов.Ø
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Ст. 346.20. устанавливает следующие налоговые ставки:
1) В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
2) В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. На территории РК для налогоплательщиков установлена ставка 12.5 % (за исключением случаев предусмотренных Законом РК).
Согласно ст. 346.19. налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами – 1 квартал, полугодие, 9 месяцев.
Порядок определения налоговой базы установлен ст. 346.18. НК РФ:
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод). Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.
Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 настоящей статьи.
Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Красноярский колледж радиоэлектроники, экономики и управления»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант № 12

Предмет: Налоги и налогообложение ____

Группа _____ з._602.51__ курс ______5________

Специальность 0602 __Менеджмент____ ____

_______ _ (по_отраслям)___ ____

Фамилия, имя, отчество студента _Кондаков_ _

(полностью)

_____Кирилл Андреевич ______________

Шифр студента ___к._05-0045__

Домашний адрес студента: г. Красноярск____

ул._Песочная_д.8_кв._2 ________

Входящий номер ___________________________

Оценка работы ____________________________

Дата проверки _____________________________

Подпись преподавателя _____________________

Фамилия, инициалы преподавателя __________

_________________________________________

ВАРИАНТ №13.

ЗАДАНИЯ: №1; №2; №3; №4.

ЗАДАНИЕ №1. Акцизы. Характеристика налога. Ставки и их применение.

Акциз – вид косвенных (включаемых в цену или тариф) налогов на товары, преимущественно массового потребления, услуги частных предприятий, которые оплачиваются покупателями (потребителями).

По способу взимания акцизы делятся:

Индивидуальные;

Универсальные.

Индивидуальные акцизы устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные же взимаются с валового оборота и устанавливаются в процентах к стоимости товара или услуг.

Правовое регулирование взимания акцизов осуществляется на основании положений главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации

Применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Таможенным Кодексом и Законом Российской Федерации "Об акцизах".

Непосредственным и неизбежным эффектом установления акциза на тот или иной товар является повышение его цены. Поэтому круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, определен государством и строго ограничен. Из него исключены потребительские товары первой необходимости, которые обладают социальной значимостью для населения страны.

С 1 января 2001 года, в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и признанием «Закона об акцизах» утратившим силу, перечень подакцизных товаров регламентируется пунктом 1 статьи 181 главы 22 "Акцизы" НК РФ.

Согласно НК РФ подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

Не рассматриваются как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

Лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства и препараты, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств. Изделия медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций. Аналогично не облагаются препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр ветеринарных препаратов, разлитые в сосуды вместимостью не более 100 мл;

Парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию, если вместимость сосуда, в который она разлита, не превышает 270 мл;

Подлежащие дальнейшей переработке и использованию для технических целей. Отходы, образующиеся при производстве этилового спирта из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в РФ;

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимают - бензиновые фракции. Бензиновая фракция - смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 гр. С при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.

Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, совершающие операции, подлежащие обложению акцизами, включая лица, признаваемые плательщиками акцизов в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный месяц.

В соответствии с п. 1 ст. 193 НКРФ налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по следующим единым на территории Российской Федерации налоговым ставкам:

Виды подакцизных

товаров

Налоговая ставка (в % или рублях и копейках за единицу измерения.

Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

18 руб. за 1 литр безводного этилового спирта

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция

135 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин)

100 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно (за исключением вин)

70 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина нетрадиционные крепленные

88 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина (за исключением натуральных, натуральных нетрадиционных и (или) некрепленых, натуральных нетрадиционных некрепленых, вин шампанских и игристых)

52 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина натуральные нетрадиционные некрепленые

4 руб. за 1 литр

Вина шампанские и вина игристые

10 руб. 50 коп. за 1 литр

Вина натуральные (за исключением нетрадиционных некрепленых)

2 руб.20 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта до 0,5 % включительно

0 руб. за литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6 % включительно

1 руб. 55 коп. за литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта свыше 8,6 % включительно

5 руб. 30 коп. за 1 литр

Табак трубочный

574 руб. за 1 кг

Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции

235 руб. за 1 кг

14 руб. за 1 штуку

Сигариллы

157 руб. за 1000 штук

Сигареты с фильтром

60 руб. за 1000 шт. + 5%

Сигареты без фильтра, папиросы

23 руб. за 1000 шт. +5%

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 КВт (90 л.с.) включительно

0 руб. за 0,75 КВт (1 л.с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 КВт (90 л.с.) и до 112,5 КВТ (150 л.с.) включительно

14 руб. за 0,75 КВт (1 л.с.)

Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 КВТ (150 л.с.)

142 руб. за 0,75 КВт (1 л.с.)

Бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно

2460 руб. за 1 тонну

Бензин автомобильный с иными октановыми числами

3360 руб. за 1 тонну

Дизельное топливо

1000 руб. за 1 тонну

Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

2732 руб. за 1 тонну

Прямогонный бензин

0 руб. за 1 тонну

Порядок исчисления акцизов установлен статьей 194 НК РФ. Сумма акциза по каждому виду товаров (в том числе и по ввозимым на территорию РФ) исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы по конкретному виду товаров.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров в зависимости от применяемых в отношении этих товаров налоговых ставок.

При реализации или передаче произведенных налогоплательщи-ком подакцизных товаров, в отношении которых установлены спе-цифические ставки (в твердой сумме к физической характери-стике объекта), налоговая база определяется как объем реализо-ванных (переданных) подакцизных товаров в натуральном вы-ражении. Размер акциза будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.

При реализации (передаче) подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки (в процентах к стоимости), налоговая база представляет собой стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без учета НДС и акцизов. Размер акциза будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.

При определении налоговой базы выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального Банка РФ на дату реализации. В налоговую базу не включаются полученные средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

Налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки в виде финансовой помощи, авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения дохода в виде процента или дисконта по векселям, процента по товарному кредиту, а также иначе связанные с оплатой за подакцизные товары.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из самых важных и в то же время наиболее сложных для понимания, исчисления и контроля. Тем не менее, он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой, обеспечивая поступление от 12 до 30% налоговых доходов государства. В частности, 20 из 24 стран -- членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) применяют НДС как основной налог на потребление. Кроме того, НДС взимается еще в 35 развивающихся странах. Не действует данный вид косвенного налогообложения в таких развитых странах, как США, Канада, Австралия и Швейцария.

Распространение НДС в 1970--1980-е гг. можно считать одним из наиболее важных достижений мировой теории и практики налогообложения. История развития налогов не знает других примеров, когда бы налог так быстро был переведен из теоретической конструкции в практическую область, заняв при этом доминирующее положение среди налогов на потребление в большинстве стран мира.

Первоначально в Германии экономист В. фон Сименс предложил ввести «облагороженный налог с оборота». Однако в то время его идея не была воспринята должным образом. Затем в 1954 г. министр финансов Франции М. Лоре разработал принципиальную схему действия налога, способного заменить налог с оборота, который в то время взимался в стране. Впервые НДС на практике был апробирован во Франции в 1958 г., а с конца 1960-х гг. распространение данного налога приняло масштабный характер. Этому способствовало принятие директив ЕЭС, согласно которым НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран -- членов ЕЭС и устанавливались сроки его введения -- до 1972 г.

В России Закон «О НДС» был принят от 6 декабря в 1992 году Правительством Егора Гайдара. Сначала его ставка составила 28%, что создало существенное налоговое бремя, а затем его снижали дважды: до 20% и 18%, соответственно косвенный налог НДС успешно распространяется в мировых налоговых системах. В чем заключается причина его популярности? Скорее всего, в нечувствительности к кризисным явлениям в экономике и ацикличности, ведь налогом облагается не производство, а потребление.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

  • 1. Организации, имеющие статус юридических лиц, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность;
  • 2. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
  • 3. Лица, признаваемые налогоплательщиками НДС.

Плательщиками налога в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством. Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе (в соответствии со статьями 83, 84 НК).

Согласно статье 145 НК организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей (это не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев).

Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, является единым на всей территории РФ, устанавливается законодательными актами и не может быть изменен решениями местных органов государственной власти.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  • § реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
  • § передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • § выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • § ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации для свободного обращения (в режиме импорт).
  • § Не включается в число объектов налогообложения:
  • § передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  • § передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
  • § передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • § выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
  • § передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • § операции по реализации земельных участков (долей в них);
  • § передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).

Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • § товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
  • § товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Налоговая база по НДС определяется как выручка от реализации товаров, работ, услуг, исчисленная исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по уплате указанных товаров, работ, услуг, полученных как в денежной форме, так и натуральной форме, включая оплату ценных бумаг. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком самостоятельно. При реализации (передаче, выполнения и т.д.) товаров, работ, услуг, облагаемых различными налоговыми ставками, налоговая база определяется отдельно по каждой из этих групп товаров, работ, услуг. При применении одинаковых налоговых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемым по этой ставке.

В настоящее время налоговые ставки НДС установлены в следующих размерах:

I. Специальная (0 %): она применяется:

  • 1. при реализации товаров, вывезенных в режиме экспорта, при условии предоставления в налоговые органы установленного пакета утвержденных документов;
  • 2. при проведении работ и оказания услуг, связанных с проведением экспортных операций, а так же перемещения по территории РФ товаров в таможенном режиме «транзит»;
  • 3. реализация услуг по перевозке пассажиров и багажа, при условии, что пункт отправления на территории РФ, а назначения - другая страна, при оформлении единых перевозных документов;
  • 4. при реализации драгоценных металлов и камней налогоплательщик, осуществляющий их добычу или производство государственному фонду драгоценных металлов и камней, Центро Банку, уполномоченным банкам;
  • 5. реализация товаров для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования административно-техническим персоналом, включая членов семей;
  • 6. припасы, вывозимые с территории РФ, в режиме перемещения припасов.

II. Пониженная (10%):

  • 1. при реализации проданных товаров по установленному законом перечню;
  • 2. при реализации товаров для детей по установленному перечню;
  • 3. реализации периодических платежных изделий, книжная продукция (кроме рекламной и эротической);
  • 4. реализация медицинских товаров и лекарственных средств отечественного и зарубежного производства, а так же услуги, связанные с этой реализацией.

III. Общая (18%): Для остальных работ, товаров и услуг

Основными направлениями российской бюджетной политики на 2012 год и на период до 2014 года подчеркивается ведущее значение НДС в федеральной налоговой системе. На долю этого налога приходится 32-35% федеральных налоговых поступлений.

Акцизы - один из самых старых налогов. Этот вид налогов издавна использовался государями при единоличном установлении источников пополнения своей казны и государством (например, правителями Древнего Рима). В царской России в 1901 г. акцизы давали казне 61% доходов. Акцизы, пожалуй, самая древняя форма налогообложения, не считая пошлин.

Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем. В отличие от НДС этим налогом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты.

Согласно статьи 182 Налогового кодекса, объектом налогообложения являются операции по реализации налогоплательщиком подакцизных товаров, произведенных в России, получение и оприходование данной продукции, отдельные типы передачи товаров (давальческая схема), операции перемещения подакцизных товаров за пределы России.

Следует иметь в виду, что к числу подакцизных товаров всегда относились и, вероятно, будут относиться и впредь алкогольная продукция и табачные изделия. Это объясняется характерными особенностями, присущими указанным товарным группам: с одной стороны, они не являются обязательными для всех потребителей, с другой -- для этих товаров свойственны достаточно низкая себестоимость производства и высокая акцизная ставка.

Акцизы относятся к косвенным налогам, включаемым в цену товара (ст. 181 НК):

  • 1. спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  • 2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.
  • 3. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);
  • 4. пиво;
  • 5. автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
  • 6. автомобильный бензин;
  • 7. дизельное топливо;
  • 8. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • 9. прямогонный бензин. Для целей настоящей главы под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

В ст. 181 НК также даются разъяснения относительно состава отдельных групп подакцизных товаров. Так, спиртосодержащей продукцией, в том числе денатурированным спиртом, признается продукция из всех видов сырья, содержащая денатурирующие добавки, исключающие возможность ее использования для производства алкогольной и пищевой продукции. В состав спиртосодержащей продукции включаются растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком весе с объемной долей этилового спирта более 9%.

Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

  • 1. лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • 2. препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
  • 3. парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно;
  • 4. подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкоголь содержащей продукции в Российской Федерации;
  • 5. товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
  • 6. парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке;

Налогоплательщиками акциза признаются:

  • § организации;
  • § индивидуальные предприниматели;
  • § лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Объекты налогообложения:

  • 1. реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
  • 2. оприходование на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;
  • 3. получение на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.
  • 4. передача на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику.

Операции, освобождаемые от налогообложения:

  • § передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
  • § реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, а также операции, являющиеся объектами налогообложения, с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта;
  • § реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;
  • § первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.

Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и муниципальную собственность. Налоговая база определяется раздельно, по каждой группе и виду подакцизного товара. Налоговый период признается - календарный месяц. налогообложение таможенный пошлина акциз

Ставки акцизов по подакцизным товарам, кроме подакцизных видов минерального сырья, в том числе ввозимым на территорию РФ, являются едиными на всей территории РФ и устанавливаются законом в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов или в рублях и копейках за единицу измерения.

Сумма акциза определяется плательщиками самостоятельно. В расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, она выделяется отдельной строкой.

Моментом реализации подакцизных товаров, за исключением природного газа, является день отгрузки, а по операциям связанным с передачей - по дате оприходования нефтепродукта.

Акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Суммы, предусмотренные при реализации подакцизных товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы территории РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании соответствующих документов. Возмещение производится не позднее трех месяцев со дня представления документов. В течение указанного срока налоговый орган проводит проверку обоснованности налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении (полностью или частично).

Акцизы являются одним из наиболее надежных источников доходов бюджета. В настоящее время акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой.